1448 избрание ионы русскую митрополию. Ио́на Московский и всея Руси. Почитание и прославление

24.02.2024

Особое место занимает митрополит Иона (1390-1461), приложивший немало сил к провозглашению ее независимости от Константинопольской патриархии. Посвятив всю свою жизнь служению Богу и России, он вошел в отечественную историю как пример истинного патриотизма и религиозного подвижничества.

Предательство Киевского митрополита

В 1439 году в Италии был подписан договор между представителями греко-православной церкви и римско-католической. В историю он вышел под названием Флорентийской унии. Формально преследовавший цель объединения двух ведущих направлений христианства, он фактически послужил еще большему их разобщению, поскольку предполагал, хоть и с некоторыми оговорками, главенство римского папы над православной церковью.

На Руси этот документ, подписанный большинством представителей византийской делегации, восприняли как предательство и попрание основ православной веры. Когда же главный инициатор заключения унии митрополит Киевский и Всея Руси Исидор, ставший к этому времени папским легатом (полномочным представителем), прибыл в Москву, то был немедленно арестован по приказу великого князя Василия II и заточен в Чудовом монастыре, откуда затем бежал в Литву.

Борьба за великокняжеский престол

После его ареста и дальнейшего побега место главы российской митрополии оставалось вакантным ввиду целого ряда политических и военных потрясений, обрушившихся на государство. В 1445 году русские земли охватила за великокняжеский престол, вспыхнувшая между Василием II и Дмитрием Шемякой, чем не преминул воспользоваться хан Улуг-Мухаммед. Полчища татар вторглись в пределы Московского княжества и, разбив в сражении под Суздалем русскую дружину, самого князя захватили в плен. В результате великокняжеский престол стал легкой добычей его конкурента.

Тщетные труды Рязанского епископа

Чтобы укрепиться на княжеском престоле, Шемяке необходима была поддержка духовенства, и с этой целью он задумал сделать епископа Рязанского Иону митрополитом Московским. Такой выбор был отнюдь не следствием его личных симпатий, а результатом тонкого расчета. Дело в том, что епископ Иона ранее дважды пытался возглавить русскую церковь, но оба раза неудачно.

В 1431 году, когда скончался он претендовал на его место, но лично возводивший в митрополичий сан, отдал предпочтение смоленскому епископу Герасиму. Через 4 года, когда ввиду его смерти место предстоятеля русской церкви вновь стало вакантным, Иона поспешил в Константинополь за патриаршим благословением, но опоздал. Его опередил тот самый митрополит Исидор, который, подписав Флорентийскую унию, подло предал интересы православной церкви.

Избрание Московского митрополита

Таким образом, ставя епископа Иону митрополитом Московским, Шемяка вполне мог рассчитывать на его благодарность, а следовательно, и на поддержку со стороны возглавляемого им духовенства. Возможно, подобный расчет и оправдался бы, но жизнь внесла свои коррективы. В 1446 году Москва была захвачена сторонниками свергнутого им Василия II, а вскоре и сам он, выкупленный за огромные деньги из татарского плена, пожаловал в столицу. Злосчастному Шемяке ничего не оставалось, как бегством спасать свою жизнь.

Тем не менее начатое им дело было продолжено, и в декабре 1448 года собравшийся в Москве церковный собор официально избрал рязанского епископа Иону русским митрополитом. Историческое значение происшедшего события было необычайно высоко, поскольку впервые кандидат на этот пост был утвержден без санкции константинопольского патриарха, в подчинении которого до той поры пребывала Русская православная церковь. Таким образом, избрание митрополита Ионы может рассматриваться как установление ее автокефалии, то есть административной независимости от Византии.

Исследователи отмечают, что такой шаг был во многом вызван крайне негативным отношением российского духовенства к руководству византийской церкви, совершившему, по общему мнению, предательство на Флорентийском соборе. Этим оно всецело подорвало собственный авторитет и спровоцировало российский епископат на недопустимые прежде шаги.

Инок из Костромского края

Учитывая ту роль, которую митрополит Иона сыграл в истории Русской церкви, следует несколько подробнее остановиться на его личности. Родился будущий архиерей в селе Одноушево, неподалеку от Костромы. Точная дата не установлена, но известно, что на свет он появился в последнем десятилетии XIV века. Не дошло до нас и имя, данное ему при рождении матерью и отцом - служилым землевладельцем Федором.

Однако доподлинно известно, что будущий митрополит Иона с раннего детства ощущал стремление к служению Богу и в 12-летнем возрасте принял монашеский постриг в небольшой обители вблизи города Галича. Прожив в нем несколько лет, он перешел в московский Симонов монастырь, где исполнял послушание пекаря.

Пророчество святителя Фотия

К этому периоду его жизни относится эпизод, описанный в житие, составленном вскоре после причисления почившего в 1461 году митрополита Ионы к лику святых. Однажды Московский первосвятитель Фотий (также впоследствии стяжавший венец святости) посетил Симонов монастырь, и заглянув в пекарню, увидел там уснувшего от сильной усталости инока Иону.

Дело, в общем, житейское, но первосвященник был поражен тем, что во сне молодой монах держал свою десницу (правую руку) в благословляющем жесте. Прозревая внутренними очами будущие события, митрополит обернулся к сопровождавшим его монахам и во всеуслышание заявил, что Господь уготовил юноше стать великим святителем и предстоятелем Русской церкви.

О том, как в последующие годы складывалось его служение и шел процесс духовного возрастания, сегодня говорить сложно, поскольку сведения о его дальнейшей жизни относятся к 1431 году, когда инок, столь привлекший к себе внимание святителя Фотия, был поставлен епископом Рязанским и Муромским. Так начало сбываться данное в отношении его предсказание.

Угроза потери западной части митрополии

Однако вернемся к тому дню, когда главой Русской православной церкви был избран Митрополит Иона (1448 год). Несмотря на всю историческую целесообразность происшедшего, положение новоизбранного предстоятеля было весьма сложным. Проблема состояла в том, что в работе церковного собора принимали участие только епископы, представлявшие северо-восточные районы Руси, тогда как представители Литовской православной церкви приглашены не были, поскольку в большинстве своем поддержали Флорентийскую унию.

Сложившаяся в связи с этим обстановка могла иметь весьма негативные последствия, так как провоцировала возникновение на западе митрополии сепаратистских настроений. Опасения, что православное оскорбленное пренебрежением, проявленным по отношению к их епископату, пожелает отколоться от Москвы и полностью отдаться во власть римского понтифика, были вполне обоснованными. В подобном случае тайные и явные враги новоизбранного митрополита Московского и всея России Ионы вполне могли возложить на него всю ответственность за происшедшее.

Благоприятное стечение обстоятельств

К счастью, вскоре сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.

Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.

Поддержка польского короля

По этой причине, а возможно, в силу неких политических соображений, в Кракове приняли решение поддержать митрополита Иону и установление автокефалии Русской Церкви. В 1451 году Казимир IV издал именную грамоту, в которой официально признал легитимность решений Московского церковного Собора 1448 года, а также подтвердил права новоизбранного предстоятеля на все храмовые постройки и прочее имущество Русской православной церкви, находящееся в пределах польского государства.

Великокняжеское послание

Исидор еще как мог пытался интриговать и даже обращался за военной помощью к киевскому князю Александру, но его уже никто не воспринимал всерьез. Гораздо важнее было для митрополита Ионы добиться своего признания Константинополем, поскольку от этого во многом зависело отношение к нему всего православного мира. Инициативу в решении данного вопроса взял на себя великий князь Московский Василий II.

В 1452 году он направил византийскому императору Константину XI послание, в котором весьма обстоятельно изложил причины, побудившие российских епископов избрать митрополита в обход бытовавшей тогда традиции. В частности, он писал, что «не дерзость» заставила их пренебречь благословением Константинопольского патриарха, а лишь сложившиеся на тот момент чрезвычайные обстоятельства. В заключение Василий II выражал желание и впредь поддерживать с Византийской церковью тесное евхаристическое (богослужебное) общение ради торжества православия.

В обстановке новых исторических реалий

Важно отметить, что автокефалия митрополитом Ионой провозглашена не была. Более того, князь Василий II - человек весьма искусный в дипломатии, повел дело таким образом, что Константинополь не сомневался в его намерении возродить у себя прежнюю традицию избрания митрополитов угодных их патриарху. Все это помогло избежать тогда ненужных осложнений.

Когда же в византийская столица оказалась захваченной войсками турецкого султана Мехмеда Завоевателя, то избранный с его дозволения новый Константинопольский патриарх Геннадий II был вынужден умерить свои притязания на духовное лидерство, и непровозглашенная автокефалия Русской церкви установилась самим ходом исторических событий. Свое юридическое обоснование она получила в 1459 году, когда очередной церковный Собор постановил, что для избрания первосвятителя необходимо лишь согласие московского князя.

Прославление в лике святых

Свой земной путь митрополит Иона завершил 31 марта (12 апреля) 1461 года. В житии говорится, что сразу после его блаженного успения при гробе начали совершаться многочисленные исцеления недужных, а также происходить иные чудеса. Когда же через десять лет останки митрополита было решено перезахоронить в Успенском соборе Кремля, то, извлеченные из земли, они не несли на себе никаких следов тления. Это неоспоримо свидетельствовало о Божьей благодати, ниспосланной на усопшего.

В 1547 году решением очередного Собора русской церкви митрополит Иона был причислен к лику святых. Днем поминовения стало 27 мая - годовщина перенесения его нетленных мощей под своды Успенского собора. В наши дни память святителя Ионы митрополита Московского и Всея Руси отмечается также 31 марта, 15 июня и 5 октября по новому стилю. За свой вклад в становление русского православия он признан одним из наиболее заслуженных религиозных деятелей России.

Митрополит ИОНА МОСКОВСКИЙ. Житие. Был родом из Костромской губернии. Родился он в деревне Одноушево, Солигаличского уезда. Родился Иона от благочестивого отца, по имени Феодор Одноуш, Феодор был поселянин, земледелец; но человек благочестивый, сумевший дать начатки христианских понятий своему сыну. В житии говориться, что Иона в 12 лет был уже монахом в одном из монастырей Галичской страны; столь раннее поступление в монастырь предполагает в нем и грамотность и сознательное религиозное влечение, которое зародилось ещё в родительском доме.

В Солигаличе в это время был в цветущем состоянии Воскресенский монастырь, основанный в 1332 году и положивший начало заселению и христианскому просвещению солигаличской местности. Это был ближайший монастырь от его родины, в котором он с родителями, бывал и молился не раз. Лишь достигнув совершеннолетия, св. Иона перешел в Москву, в Симонов монастырь, где долго трудился в монастырских послушаниях.

Митрополит Иона Московский. Икона из иконостаса Спасо-Преображенского храма г.Солигалича

В то время в Москве митрополитом был Фотий. Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал также видеть монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах, будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения.

Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Через несколько лет, в 1432 году по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных. В пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части и нынешних Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: Мордвы, Мещеры, Муромы державшихся идолопоклонства; из этих неверных святый Иона и привел многих к истинному Богу.

Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, Великий князь Василий Васильевич (1425-1434г.) созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской митрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский: все знали его как мужа добродетельного и святого.

Митрополит Иона Московский. Икона.

Он отправился с посланием великого князя в Царьград (Константинополь) к царю Иоанну Палеологу и к святейшему патриарху Иосифу – принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград, зломудренный Исидор, из Фессалоник родом, уже принял посвящение на митрополию и был отпущен из Царьграда в Россию.

По отъезде его, прибыл в Царьград и святый Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

— «Что мы можем теперь сделать тебе? – ты опоздал своим приходом к нам; мы уже поставили на Российскую митрополию Исидора и не можем изменить этого: Исидор уже теперь митрополит Российский. Возвратись на свою кафедру и жди, что устроит Бог о Исидоре. Когда он умрет, или по какому-либо случаю его станут заменять, тогда, по благословению от святого Константинопольского престола, ты будешь поставлен митрополитом Киева и всея России». И так они отпустили святаго Иону домой.

Исидор же сначала прибыл в Киев; потом он отправился в Москву, чтобы распространять свое отступническое учение (ибо был сторонником сближения с католической церковью).

Великий же князь Василий Васильевич, узнав о его отступничестве, созвал для рассмотрения сего архиереев и весь духовный чин Российской митрополии. Сошедшись и рассмотрев святые правила, они увидели, что Исидор принес с Флорентийского собора чуждое и противное православию учение и не захотели его иметь своим митрополитом. А великий князь повелел ему жить в одном монастыре, пока не донесет об этом в Царьград святейшему патриарху.

Исидор, видя, что его отпадение раскрыто, устыдился и, не дожидаясь ничего, тайно бежал в Рим, где был принят и обласкан папою.

А, на Российскую митрополию был избран опять святый Иона.

По благословению святого патриарха Цареградского Григория Мелиссины он был посвящен своими архиереями в Москве в соборной церкви. Итак, он был первый митрополит, посвященный архиереями российскими, по благословению от апостольского константинопольского престола.

Поставление святаго Ионы на кафедру русской митрополии было приговорено великим собором из епископов, архимандритов, игуменов и из всего священства. Самое поставление совершено 15 дек. 1448г., о чем 2-я Софийская летопись говорит:

«совершается приношение божественныя службы и возлагается на плечо его

(т.е. святого Ионы) честный омофор и посох великий митрополичий дается в руки его, и тако с благобоязнеством совершает (и) благословляет народ».

Россия, только что сбросившая монгольское иго и начавшая заменять удельную систему единодержавием, не была ещё свободна от многих старых недугов удельного времени. Русская церковь вела усиленную борьбу с западом, стремившимся навязать ей Флорентийскую унию. В то время, при полном отсутствии просвещения, остатки язычества и суеверий в народе встречались на каждом шагу. Поэтому появление на горизонте жизни государственной и церковной таких личностей как св. Иона, нужно приписать особому промыслу Божию о России.

Митрополит Иона Московсий. Шитье.

Вступив на престол Российской митрополии, святый Иона еще более усилил свои подвиги, прилагая труды к трудам и главное, заботясь о том, чтобы повсюду утвердить благочестие; одушевленный этой целью, он непрестанно поучал пасомых, посылая послания; как истинный пастырь, он утверждал православную веру, что особенно ясно видно из его посланий; вообще он имел великую заботу о том, чтобы соблюсти невредимою, врученную ему Богом, паству.

Святый Иона сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.

Так, молитвою своею, он воздвиг от одра болезни дочь великого князя, бывшую при смерти. Видя это чудо, один неверный, по наущению диавольскому, стал говорить святому, что великая княжна исцелилась от болезни не по его молитве, — а что болезнь прошла сама по себе. Тогда блаженный Иона, призвав человека того, поучал не хулить благодати Святаго Духа и говорил ему:

— «Сын мой! Не сомневайся ни в чем, ибо невозможная у человек, возможна суть от Бога; Бог даровал жизнь отроковице по вере, а главное, — надежде ея державных родителей».

Но тот не поверил святому и начал произносить еще более хульные слова.

Тогда святый Иона сказал ему:

— «Пусть свяжется язык твой, пусть заградятся хульные уста твои; вместо той девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!»

И тотчас богохульник упал на землю безгласным: отнялся язык его, он только поводил глазами и через несколько времени испустил дух свой, за то, что осмелился хулить дар Святаго Духа, находящийся в том великом святителе.

У святаго митрополита был один инок по имени Пимен, заведовавший погребом, которому было поручено поить приходящих немощных нищих.

Однажды пришла к нему убогая вдова и просила дать ей немного меду, вследствие её болезни. Но инок тот со злобою сказал ей:

— «Уйди, теперь еще не время давать пить».

Вдова ушла со скорбью.

Узнав о том, святитель Божий призвал Пимена и сказал ему:

— «Брат! Не знаешь, какую оскорбил ты вдову; она – угодница Божия; за это Бог наказывает тебя смертью; пойди, покайся в грехах своих, так как настало время тебе умереть».

И повелел святый Иона духовнику своему постричь Пимена в схиму, и в самый день пострижения он скончался, по слову святителя Божия.

В другой раз, святитель дал одному из послушников своих много денег для раздачи бедным; но тот часть денег роздал, а часть утаил себе.

Случилось, что однажды пришла к святому бедная вдова с жалобою на послушника и говорила:

— «Святитель Божий! Твой послушник ничего не дал мне из завещанных тобою денег».

Святитель, призвав послушника, спросил его:

— «Зачем ты оскорбил эту вдову и не дал ей ничего?»

Он отвечал:

— «Я дал ей много; но она бесстыдно просит большего».

Вдова же отрицала то и настойчиво утверждала, что не получала от него ничего».

Послушник воскликнул с гневом:

— «Уходи! Ты умрешь, потому что лжешь!»

Тогда святой сказал ему:

— «Не будет так: вдова эта говорит правду, а ты крадешь и лжешь; она будет жива, а ты умрешь».

Тотчас же послушник заболел горячкою и умер.

Один боярин по имени Василий, а по прозванию «Кутуз», не имел веры в чудотворную силу святого Ионы, никогда не приходил к нему и не хотел принимать от него благословения. Однажды он заболел сильною зубною болью, от которой очень страдал и не мог никак излечиться. Случилось боярину тому, у которого болели зубы, быть в соборной церкви, когда в ней совершал божественную литургию святитель Божий Иона; по окончании литургии святой, подозвав к себе того боярина, благословил его, дал ему просфору и, преподав ему назидание от Божественного Писания, внезапно ударил рукою своею ему по щеке так, что многим был слышен звук удара.

Василий сильно закричал:

— «Ой, больно мне: ты выбил мне последние зубы!»

И тотчас больной почувствовал облегчение, и зубная боль его прошла. Он отправился домой, радуясь, благодаря Бога, и восхваляя угодника Его святителя Иону.

В 1451-м году за грехи предков наших, по попущению Божию, произошло нашествие безбожных агарян на русскую землю. Один ордынский князь со множеством татар неожиданно подступил к Москве, пожег окрестности и начал со всех сторон наступать на город.

Блаженный митрополит Иона, со всем клиром своим, пошел с крестным ходом и с пением молебных песней по стенам города, со многими слезами вознося горячую молитву к Богу о граде и людях.

Увидав одного престарелого старца, инока Чудова монастыря, по имени Антоний, который отличался добродетельным житием и которого он знал, святый Иона обратился к нему с такими словами:

— «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан от безбожных агарян».

Антоний сказал ему:

— «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь, крепкую и скорую помощницу нашу: услышала Она молитвы твои и умолила Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, да спасен будет, ради тебя город сей и вся православные христиане. Враги агаряне скоро будут побеждены и прогнаны невидимою силою; только мне одному суждено от Господа быть убитому до смерти врагами».

Едва старец сказал это, вдруг прострелила его пущенная татарами стрела, от которой он вскоре умер, после чего он с честью был погребен митрополитом Ионою со всем собором.

Когда же наступил праздник положения ризы Пресвятой Богородицы, июля 2-го дня, — произошло смятение у татар: внезапно напал на них страх и ужас, и они обратились в бегство, будучи гонимы от города невидимою силою.

Святый митрополит Иона повелел как можно скорее соорудить на своем дворе церковь положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления, по Её молитвам от агарян, ибо в тот день они сняли осаду с города.

Потом, по прошествии многих лет, достигнув до глубокой старости, святый Иона перед честною своею кончиною сподобился следующего откровения о ней от Бога.

Церковный сторож соборной церкви, по имени Максим, обходя в одну ночь, по долгу службы своей, вокруг церкви, нашел ее отпертой и увидал, что в ней горят свечи и поют священники. Он очень испугался и побежал сказать о том ключарю, иерею Иакову.

Тот поспешно отправился, но нашел церковь запертою, как и была, но изнутри был виден свет. Он отпер двери, вошел в храм, но не нашел там никого, но свечи горели. Он устрашился и услыхал голос из алтаря, говорящий:

— «Иаков! Пойди скажи рабу моему, митрополиту Ионе, что, так как он просит у меня ради своего душевного спасения болезни телесной, — я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет; пусть, ввиду скорого преставления, не медлит окончить дела, возлагаемые обязанностью архипастыря. Услыхав этот голос, Иаков исполнился страха и ужаса, недоумевал и никому не рассказывал своего видения, даже самому святителю Ионе.

Утром, на рассвете дня, святый Иона, призвав к себе Иакова, спросил его:

— «Где ты был ночью Иаков? Что ты видел и слышал? Почему ты не возвестил мне того, что было тебе открыто обо мне?» Иаков устрашился, упал к ногам святителя и сказал:

— «Владыко, прости меня! Я не смел сказать тебе об этом, но я вижу, что тебе открыл об этом Святый Дух».

Святитель сказал:

— «Бог да простит тебе, сын мой; но, скажу тебе, что Бог отнимет у тебя супругу твою. Пойди же позаботься поскорее о душе её, чтобы скончаться ей в покаянии».

До этого времени жена ключаря была совершенно здорова. Когда же он возвратился домой, то нашел ее уже больною, а через три дня она умерла, исполнив, как подобает, свой христианский долг покаяния и причащением Святых Христовых Тайн.

Митрополит Иона Московсий. Икона

Не долго пожил после того и сам великий святитель Иона. Исполненный благодати Святаго Духа и добрых дел и совершив святыню в страхе Божии, он в преклонных летах сподобился блаженной кончины. Святитель заболел язвою на ноге и, ослабев телом, не ослабел духом, продолжая и в болезни посещать церковь Божию.

Готовясь предать душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь народ и, с молитвою на устах, отошел ко Господу в 1461-м году, марта в 31-й день ; он пас церковь Божию двенадцать с половиною лет.

Через несколько лет по смерти святого Ионы, скончался и великий князь Василий Васильевич; ему наследовал сын его великий князь Иоанн Васильевич, самодержец земли Российской. По изволению Божию и по благословению преосвященного митрополита Геронтия, он пожелал построить новую соборную церковь (которая существует и теперь), вместо прежней ветхой.

Взявши честные мощи святителя и чудотворца Петра митрополита, перенесли их на время в другую церковь.

И вот, когда была разобрана старая церковь, и стали копать рвы для закладки новой великой церкви, найдены были мощи прочих митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, а также и святаго чудотворца Ионы.

Когда во время обретения сих честных мощей стали совершать соборные панихиды, был принесен туда один семилетний отрок, по имени Симеон, расслабленный со дня рождения своего. Он был сын священника Петра, служившего при храме святаго Иоанна Лествичника, что в колокольне. Соборный пресвитер Алексий, подняв на руки того расслабленного отрока, поставил на ноги у раки святителя Ионы и, держа его, велел ему молиться.

Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко:

— «Дождь идет!»

День был ведренный, на небе не было ни одного облака; тотчас тот отрок сделался здоровым, и уже без посторонней помощи пошел сам домой.

Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону.

Когда окончена была постройка, соборной церкви Успения пресвятой Богородицы в 1479-м году, она была торжественно освящена, и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святаго чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы. А так как мощи его оказались целыми и нетленными, то их положили в раку и поставили открыто в соборной церкви, как они почивают и теперь и сподобляют многих верующих, приходящих к ним с молитвою, просимой благодати.

Один человек, по имени Иоанн, будучи немым и не могущим ничего говорить, пришел однажды к раке святаго и приложился к честным его мощам, поцеловал его святую руку. Не известно как ему, Божиим смотрением, показалось, что святитель протянул руку свою, схватил за язык и крепко держал. Он начал громко кричать. Священники и народ, бывшие тогда в церкви, поспешили к нему на крик и недоумевали, почему кричит немой. Увидав, что святый выпустил из рук язык и перестав кричать, Иоанн начал тотчас ясно говорить и рассказывать всем о том, как чудесно разрешился от немоты язык его. Все, бывшие там, пришли в ужас от того дивного чуда и, прославляя дела Божии, величали и великого чудотворца святителя Иону.

Много и других чудес происходило и ныне происходит от честных мощей святаго митрополита Московского Ионы всем, приходящим к ним с верою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

В нашем районе Симонов монастырь был одним из владельцев многих земель. Наряду с ним, землей в нашем районе владел еще и Троице-Сергиев монастырь, который ныне именуют лаврой.

С 1425-1434 г .

Святый Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополию русскую» от 11 марта 1433 г.

До настоящего времени известны следующие учительные грамоты святаго Ионы: две на Вятку, две в Новгород и одна в Псков.

Евангелие от Луки гл. 18 ст. 27

2 Кор. 7,1.

1-я Софийская летопись так говорит о преставлении святаго Ионы: «в лето 6969, месяца марта в 31-й день преставился преосвященный Иона митрополит Киевский и всея Руси; бе же тогда зрети лице его не яко же бе обычай мертвым, но яко спящу показуяся за великое и преславное его житие, яко же слышахом о нем, еже от юности, якоже древнии святые отцы».

Святитель Иона - первый глава независимой Русской Церкви, избранный собором епископов на митрополичью кафедру в 1448 году. О жизни митрополита Ионы написано достаточно, однако многие факты его судьбы до сих пор неизвестны или являются спорными.

Сведения о жизни святителя Ионы до рукоположения в епископы в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией 1547 года по указанию тогдашнего главы Церкви митрополита Московского и всея Руси святителя Макария. Со второй половины XIX столетия историки обычно выделяют три редакции (основных вида) Жития, помимо которых существуют еще и особые житийные варианты.

Сын вотчинника

Согласно Житию, Иона происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в галичских землях. Точное время рождения святителя Ионы неизвестно. Предположительно, это событие произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIV века. Не много можно сказать и о детских годах святителя. В Житии содержится довольно этикетное для агиографии указание на его раннее — «от юности» — стремление к служению Христу.

Иноческий постриг святитель принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли» , откуда через непродолжительное время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель постригся в двенадцатилетнем возрасте, но и это указание вполне может отражать общее место, характерное для житий русских подвижников. Интересно включенное в состав Жития предсказание митрополита Киевского и всея Руси Фотия о том, что монах Иона «будет велик святитель во странах земли Рускиа» .

В годы пребывания Ионы в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительных и келлиотских принципов иноческой жизни. Иона, который тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует преподобный , занял сторону приверженцев общежительного устава.

Из Симонова монастыря Иона рукополагается в сан епископа Рязанского и Муромского, однако дата хиротонии неизвестна. Духовная грамота святителя Ионы указывает, что он был поставлен во владыки от митрополита «господина и отца кир Фотия», а это значит между 22 апреля 1410-го и 2 июля 1431 года. Согласно русской канонической практике начала XV века, архиерейская хиротония могла совершиться только над человеком, достигшем возраста сорока лет.

По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол великого князя Московского Василия Темного (февраль 1425 года) Иона еще находился в Симоновом монастыре. Из ряда документов известно о некоем Ионе, архимандрите Симонова монастыря в первой половине XV века, а в Супрасльской летописи под 1426 годом упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, причем из какого монастыря, не указано. Вопрос в том, относятся ли данные сведения к будущему митрополиту. Если это так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, после 1426 года.

Примечательно, что ближайший предшественник святителя Ионы на кафедре епископов Рязанских и Муромских владыка Сергий Азаков также являлся выходцем из Симонова монастыря. Эта обитель была одним из нескольких основных духовных центров Руси, наиболее часто поставлявших кандидатов для замещения высших постов в русской церковной иерархии.

Епископ и Местоблюститель

В годы епископского служения на кафедре Рязанской и Муромской Иона деятельно занимался миссионерством и «многи неверныя к Богу обрати». В 1430 году он присутствовал в Вильно на съезде, созванном , в качестве посланника великого князя Рязанского Ивана Федоровича, который с 1427 года признавал себя «служилым князем» Витовта и обещал ему «служити безъхитростно».

После смерти митрополита Фотия Иона избирается местоблюстителем престола митрополитов Киевских и всея Руси. Дата его наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во второй половине 1432 года. По крайней мере уже 11 марта 1433 года датируется грамота епископа Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в Нижегородский Печерский монастырь.

О деятельности Ионы как «нареченного» на митрополию свидетельствует и грамота И. В. Минина на село Аксиньинское в Звенигородском уезде, в которой Иона также назван «нареченным». Сюда же следует добавить официальное представление Ионе в августе 1433 года завещания князя Василия Васильевича Галицкого, владения которого не имели никакого отношения к Рязанской епископии, зато располагались в пределах митрополичьей области; очевидно, что завещание предъявлялось Ионе для его заверения именно как местоблюстителю митрополичьего престола.

Через какое-то время после наречения Иона отправился в Константинополь, чтобы получить рукоположение в митрополиты всея Руси от патриарха. В исследовательской литературе выдвигались разные предположения о времени этой поездки. Высказывалась даже гипотеза, что святитель ездил в Византию дважды: первый раз сразу после наречения, второй — в конце 1435-го или начале 1436 года. Если митрополит Герасим, сожженный в Литве в 1435 году, действительно являлся митрополитом «всея Руси», а не только возглавлял западно-русские епархии, то поездка святителя Ионы именно после его убийства представляется наиболее допустимой. Но добиться рукоположения ему не удалось.

О деятельности святителя Ионы между поездкой в Константинополь и 1446 годом источники сообщают только то, что он присутствовал на архиерейском соборе Русской Церкви 1441 года, который осудил митрополита Исидора за принятие Флорентийской унии, заключенной Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью. Причем Иона упоминается на нем не в качестве местоблюстителя престола, а только как епископ Рязанский, стоящий на третьем месте в перечне архиереев-участников собора.

Это обстоятельство, а также кажущаяся противоречивость сведений, которые содержатся в некоторых источниках, освещающих события 1430-х годов, дали основание ряду исследователей считать, что наречения Ионы в 30-е годы XV века не было вовсе, и сама фигура епископа Рязанского в качестве кандидата в митрополиты появилась лишь во второй половине 1440-х. Однако в настоящее время такая точка зрения может считаться полностью опровергнутой.

В 1446 году галичский князь Дмитрий Шемяка, занявший московский великокняжеский престол, обратился к святителю Ионе с предложением привезти из Мурома, который входил в состав Рязанской епархии, детей плененного Василия Темного. По сведениям одних источников, Дмитрий Шемяка обещал Ионе митрополию, по сведениям других — святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве». Святитель Иона в сопровождении епископа Коломенского Варлаама отправился в Муром, где уговорил верных Василию Темному бояр передать ему «на епитрахиль» великокняжеских детей. По приказанию Дмитрия Шемяки, дети были отправлены к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. Святитель сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе.

Согласно официальному московскому летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Дмитрий Шемяка обещал не причинять зла детям и дать им с отцом вотчину, но нарушил крестоцелование. За это он удостоился порицания святителя Ионы, которое сыграло определяющую роль в решении Дмитрия Шемяки выпустить Василия Темного из заточения и передать ему во владение Вологду.

Святитель Иона был одним из владык, участвовавших в архиерейском соборе и направивших Дмитрию Шемяке послание с призывом покориться Василию Темному 29 декабря 1447 года. В послании, во-первых, обличаются действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивается с Каином и со Святополком), а во-вторых, епископы угрожали Шемяке отлучением, если он не откажется от враждебных действий против великого князя.

15 декабря 1448 года святитель Иона по инициативе Василия Темного, но без санкции Константинополя, был рукоположен в Москве собором русских епископов и духовенства в митрополиты Киевские и всея Руси. Важнейшим основанием для этого была необходимость прекращения «вдовства» митрополичьей кафедры, пагубно отражавшаяся на состоянии Церкви и политических делах, при нежелании принимать хиротонию от патриарха, который придерживался Флорентийской унии.

В одном из посланий святитель Иона писал, что «не х кому было посылать: царь не таков, и ни патриарх не таков, иномудръствующу, к латином приближающуся» . Кроме того, приводя доводы, обосновывающие законность собственного поставления в митрополиты архиерейским собором, святитель Иона указывал на данное ему еще во время визита в Константинополь патриаршее «благословение», а также на то, что его избрание состоялось «по думе» великого князя, «не хотением нашего смирения, но волею великого самодръжъства» .

Более подробно доводы раскрывались святителем в грамоте князю Киевскому Александру (Олельку) Владимировичу, где, в частности, он указывал, что случаи самостоятельного рукоположения митрополитов на Руси бывали и раньше, причем из-за «русских господарей со цареградскими цари негладости ради» . Некоторые из приведенных доводов содержатся также в духовной грамоте святителя Ионы.

С избранием святителя Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в положении фактической автокефалии.

Ставший святым

Почитание святителя Ионы, ушедшего из жизни 31 марта 1461 года, развивалось стремительно. Уже 29 мая 1472-го во время строительных работ по возведению нового состоялось обретение его нетленных мощей, сопровождавшееся благоуханием.

Вскоре от них произошло два чуда исцеления: шестилетнего сына священника и некоего Селивача Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи святителя были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных» строящегося собора, а великая княгиня Мария Ярославна заказала известнейшему книжнику эпохи Пахомию Сербу канон на обретение мощей.

В Московском великокняжеском своде конца XV века избавление Руси от нашествия хана Ахмата летом того же 1472 года было осмыслено и как заступничество Ионы, названного среди «святых чюдотворцев русскых, пресвященных митрополит». 15 августа 1473 года зафиксировано третье чудо от мощей святителя — исцеление 18-летнего отрока из Переславля Рязанского.

Запись чудес Ионы, вероятно, специально велась при митрополичьей кафедре. Преподобный Иосиф Волоцкий высоко ценил Иону. На соборе 1547 года святитель Иона был канонизирован, причем стал одним из четырех угодников, причисленных клику святых как «великие чудотворцы». Специально под канонизацию было написано его Житие.

Память святителя совершается 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня, 5 октября (память святителей Московских).

Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея.

Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 – 10).

Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: “Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ” (Мф. 12, 40).

Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы” (Мф. 12, 41).

Пророк Иона действительно пребывал во чреве китовом?

Мог ли на самом деле кит проглотить Человека? «Поверхностные и неверующие критики», говорит ученый, Артур Гук, - «находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.

Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет. Он сказал: „ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи“ (Матф. 12, 40). Здесь Христос ликвидирует - по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников - идею, что книга пророка Ионы является аллегорией, — как это нравится предполагать критикам.

Ибо ведь если сказано, что Иона находился во чреве кита только в аллегорическом смысле, — тогда следует предположить, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение 3-х дней и 3-х ночей, тоже имеет значение только некой аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».

Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, - отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих. Ведь, простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.

Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

Св. Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя это существо, поглотившее Иону, «водным зверем». Так, например, в ирмосе 6-й песни пятничного канона на утрени, глас 8-й, говорится: «водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростерт, спасительную страсть проображаше яве».

В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: «яко же пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся».

Разберёмся с китами

Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и дало основание утверждать, что пророк Иона не мог быть поглощен китом.

Есть другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» или «с клювом». Это - небольшой кит, до 30 футов длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека, но пророк не мог быть поглощен им потому, что он пережевывает пищу и имеет зубы.

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся «Фин-Бак». Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит «Фин-Бак» проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово „даг“ указывает на „большую рыбу“. Отсюда мы можем заключить, что Иона действительно был поглощен морским существом - большой рыбой. В таком случае следует указать на рыбу, именующуюся „кит-акула“ или „костяная акула“.

Свое название „кит-акула“ получила от того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился человек.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: „у Бога все возможно“. Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в „Литерари Дайжест“ о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита.

Когда же вскрыли кита-акулу, то каково же было удивление, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии. Причём, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Недавно, - пишет о. И. С., - на Гавайских островах японские рыбаки убили большую белую акулу. В ее желудке нашли полный скелет человека. Оказалось, что это был, занесенный в список дезертиров, солдат в одежде образца Сев.-Ам. Армии.

Пророк Иона не противоречит науке

Итак, мы видим, что пророк Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все „несуразности“ и „противоречия“. Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.

Но, всё же необходимо сказать, для верующих людей вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.

Гениальный ученый Паскаль сказал: „Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходить к этому познанию, то он весьма слабый разум“.

Роберт Майер говорит: „Eсли поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке“.

Составлено по кн. „Достоверность Библейских чудес“
А. Гук и ст. „Прор. Иона и малая глотка кита“, Протопр. Павел Калинович

ПРОРОКУ ИОНЕ, Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак, глас 2

Пророк дивен показася, / Божие повеление прием, / во образ тридневнаго Воскресения / в ките тридневен быв, / неврежден от зверя изыде / и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. / Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, / яко человеколюбия Божия провозвестника.

Вконтакте


Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из Галичских монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь.


Святитель Иона, митрополит Московский и Всея России. Икона XX века.

Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители - святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия. Святитель Фотий митрополит (+1431; память 2/15 июля) однажды посетил Симонов монастырь. И когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословив спящего инока, и пророчески предсказал присутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.


Икона «Образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святителями Стефаном, архиепископом Сурожским, Леонтием, епископом Ростовским , Филиппом , Петром , Алексием , Ионой, митрополитами Московскими». Феодор Зубов. Ярославль. 1659 год.

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую».

Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II (1416-1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству).


Икона «Святители Московские Петр , Алексий , Иона, Филипп , предстоящие Деисусу». Правая створка трехстворчатого складня. Конец XVII века. Школа оружейной палаты. Из собрания П.Д. Корина.

Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии.


Икона «Святители Петр , Алексий , Иона, митрополиты Московские». Московская школа. Конец XVI века. Из собрания П.Д. Корина.

Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.


Икона «Святители Петр, Алексий , Филипп , Ермоген и Иона, митрополиты Московские». Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей.

Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения.

Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле.

Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.

Живя во заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами.

В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город.

Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.

Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазовши святитель Иона в том же году соорудил храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.

27 мая 1472 года при перестройке Успенского собора совершилось обретение нетленных мощей святителя Ионы. По молитвам угодника Божия происходили исцеления. Житие святителя и два канона (один - на обретение мощей) написаны иеромонахом Пахомием Сербом, Логофетом (+после 1484 г.). Общецерковное празднование памяти святителя Ионы установлено на Московском Соборе 1547 года, при митрополите Московском Макарии (1542-1563). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе других Московских святителей 5/18 октября.