Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества), которую можно рассматривать, как в широком, так и узком смысле слова.
В первом варианте спорт представляется соревновательной деятельностью, специальной подготовкой к ней, специфическими отношениями в этой сфере деятельности, взятые в целом.
Во втором варианте спорт – это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой являются:
система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям;
унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
регламентация поведения соревнующихся, в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями заключается в том, что в его основе лежит эффект соперничества. Спорт является средством удовлетворения зрелищных запросов человека, имеет большое агитационное и воспитательное значение, способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями.
В настоящее время спортивное движение разделяют на два основных направления:
массовый (общедоступный) спорт;
спорт высших достижений.
Массовый спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта. Данное спортивное движение способствует укреплению здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышению общей и специальной работоспособности, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активному отдыху, достижению физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
Массовый спорт включает в себя:
школьно-студенческий спорт;
профессионально-прикладной спорт;
физкультурно-кондиционный спорт;
оздоровительно-рекреативный спорт.
Школьно-студенческий спорт ориентирован на формирование базовой физической культуры, достижение и оптимизацию общей физической подготовленности в системе образования – воспитания.
Профессионально-прикладной спорт выступает в роли средства подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды единоборств в частях спецназа и т.д.).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые участвуют в массовых официальных соревнованиях.
Оздоровительно-рекреативный спорт представляет собой средство здорового отдыха, восстановления и оздоровления организма, сохранение определенного уровня работоспособности.
Массовый спорт является фундаментом спорта высших достижений, предопределяя определенную преемственность в отношении средств и методов спортивной подготовки.
Спорт высших достижений предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Спорт высших достижений условно разделяют на три основных направления:
1. Супердостиженческий (любительский) спорт;
2. Профессиональный спорт;
3. Профессионально-коммерческий спорт.
Представителями супердостиженческого (любительского) спорта , как правило, являются студентами, учащимися, военнослужащими, что дает им право называть себя любителями, хотя их заработки почти сравнялись с доходами спортсменов-профессионалов. Поэтому эта разновидность спорта высших достижений все больше приобретает черты профессионального спорта, особенно в плане физических нагрузок и организации тренировочно-соревновательной деятельности. Спортсмены-«любители» всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования – Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы, России, успешное выступление в которых позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, при переходе в чистые профессионалы, добиться более высокой оплаты.
В отличие от супердостиженческого любительского спорта, профессионально-коммерческий спорт развивается как по законам бизнеса, так и по закономерностям спортивной подготовки. Система их соревнований заключается в успешных выступлениях в длинной серии стартов с материальным вознаграждением за каждый из них, в соответствии с их спортивным рейтингом. Поэтому, спортсмены-профессионалы постоянно поддерживают высокий, но не максимальный уровень подготовленности длительное время.
Разновидностями профессионального спорта являются: достиженческо-коммерческий спорт и зрелищно-коммерческий спорт. В рамках достиженческо-коммерческого спорта выступают спортсмены-профессионалы, стремящиеся успешно участвовать как в главных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы), так и в сериях различных кубковых и коммерческих стартов. К представителям зрелищно-коммерческого спорта можно отнести спортсменов-профессионалов, которые стремятся успешно выступить в различных коммерческих соревнованиях по приглашению, а также спортсменов-ветеранов, которые, как правило, специализируются в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены-профессионалы поддерживают достаточно высокий уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, позволяющий демонстрировать высокое спортивное мастерство ради зрителей и высоких гонораров.
Основное отличие между двумя основными направлениями спортивного движения заключается в том, что в массовом спорте спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности, а в спорте высших достижений спортивная деятельность человека имеет доминирующее значение.
Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой
42. Планирование самостоятельных занятий.
Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами при консультации преподавателей. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в ВУЗе – от выполнения требований и норм комплекса ТТО до выполнения норматива спортивных разрядов.
Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) – ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отношений и недостатков физического развития. Студенты СМГ при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.
Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями учебной программы по физическому воспитанию. Одновременно с этими студентам данной категории доступны занятия отдельными видами спорта.
Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом.
Студентам первой категории рекомендуется заниматься по программе физического воспитания в ВУЗе.
Студенты второй категории должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Нетрадиционные виды спорта
Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение, – появление новых нетрадиционных видов спорта. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр.
Развитие нетрадиционных видов спорта предусматривает освоение специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. На занятиях используют спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности, для повышения уровня функциональных и двигательных способностей.
К нетрадиционным видам спорта относятся:
– восточные единоборства;
– атлетическая гимнастика;
– гидроаэробика;
– стретчинг;
– шейпинг;
– велоспорт ВМХ – кроссовый велоспорт;
– кинологический спорт;
– натурбан;
– пляжный волейбол;
– пейнтбол;
– роллерспорт и скэйтбординг;
– сноуборд;
– танцевальный спорт;
– флорбол.
– пауэрлифтинг;
– стритбол;
– боулинг;
– паркур.
Это только некоторые из нетрадиционных видов спорта. Кратко проанализируем каждый.
Восточные единоборства – древнейшее направление в нетрадиционных видах спорта, имеющее несколько стилей, начиная от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Во всех восточных единоборствах присутствуют твердые и силовые движения, быстрота реакции, гибкость, реактивные движения.
Атлетическая гимнастика – гениальное изобретение человечества, как построение человеческого тела, через физические упражнения с отягощениями.
Гидроаэробика – выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. «Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп». Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной системы, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.
Йога – слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, – это и есть система йоги. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги основные дыхательные упражнения и философская основа йоги».
«Стретчинг – растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять «легкий стретчинг»; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения».
Шейпинг – эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики.
Натурбан – скоростной спуск на санях (одноместных – для женщин и мужчин, двухместных – для мужчин) по естественному склону с намораживаемой ледяной трассой.
Пляжный волейбол – спортивная игра, аналогичная волейболу, осуществляемая на открытой песчаной площадке. Специфическое требование к сооружению – наличие слоя песка толщиной не менее 30 см.
Пейнтбол – прикладной вид спорта, командная игра, со стрельбой из специальных маркеров пневматического действия, стреляющих желатиновыми шариками с минеральным красителем. При упрощенных правилах игры осуществляется так же, как физкультурно-рекреационное занятие.
Роллерспорт и скэйтбординг – катание на роликовых коньках и роликовых досках. Сноуборд – скольжение по естественному заснеженному склону на специальной доске (зимний Олимпийский вид спорта). Трассы сноуборда оборудуются на естественных и искусственных склонах. Параметры трасс определяются на основании требований правил соревнований с учетом местных условий.
Танцевальный спорт – вид спорта, основанный на исполнении определенных Европейских и Латиноамериканских танцев. Владение школой хореографии оценивается при исполнении танцевальными парами фигур, перечень которых определяется для каждого танца и класса спортсменов. Соревнования различных уровней проводятся между спортивными танцевальными парами различных классов по программам Европейских, Латиноамериканских танцев или программе 10 танцев. Тренировки и соревнования осуществляются в танцевальном зале. Соревнования высших уровней осуществляются в демонстрационном зале со стационарными зрительскими местами.
Флорбол – спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения – спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40×20 м.
Пауэрлифтинг – силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги – которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.
Боулинг – спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры – сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки.
Паркур – искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни
Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, нетрадиционных и развивающихся видов спорта:
бильярд – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;
водное поло – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;
гольф – спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.
Все перечисленные виды спорта подходят инвалидам с заболеваниями различных органов. Например, лица с поражением опорно-двигательного аппарата занимаются бильярдом, гольфом; лица с поражением слуха – восточными единоборствами, стретчингом, шейпингом, велоспортом, боулингом; лица с поражением зрения – пауэрлифтингом, йогой, гидроаэробикой.
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений.
1.1. Цель и задачи массового спорта.
Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время
Цель массового спорта – повышения уровня физической подготовленности и здоровья народа
Задачи массового спорта:
Повышение функциональных возможностей отдельных систем организма человека.
Совершенствование физического развития и телосложения.
Повышение общей и профессиональной работоспособности.
Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.
Цель и задачи спорта высших достижений.
Спорт высших достижений есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержание и укреплении авторитета страны на международной арене.
К задачам спорта высших достижений относятся:
– достижение высокого спортивного результата;
– победа на состязаниях и соревнованиях;
– стимулирование физического, психического и духовного развития;
– способствование практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
– приобщение к коллективу и формирование социального поведения;
– расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни спортсменов путем рациональной организации досуга.
1.3. Классификация видов спорта.
В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта, входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:
– циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);
– ациклические (скоростно-силовые) виды спорта (прыжки, метания, тяжелая атлетика);
– координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);
– единоборства (борьба, бокс и т.д.)
– спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);
– многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).
Спортивная классификация.
Спортивная классификация – программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, требования и порядок выполнения установленных нормативов.
2.1. Цель и задачи спортивной классификации.
Цель единой всероссийской спортивной классификации: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом.
1) Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта.
2) Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации.
3) Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований.
2.2. Виды спортивных званий и разрядов и условия их присвоения.
В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания и разряды:
Спортивные звания: «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России»; «Мастер спорта России» (МС).
Спортивные разряды: «Кандидат в мастера спорта» (КМС); I разряд; II разряд; III разряд; I юношеский разряд; II юношеский разряд; III юношеский разряд.
Спортивные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, а спортивный разряд подтверждается раз в два года.
Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за выполнение норм и требований, при соблюдении условий их выполнения.
Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов, а также условия их выполнения устанавливаются исходя из уровня развития вида спорта, пола и возраста спортсменов.
Нормы выражены в мерах длины, веса и времени Международной системы мер (СИ), других количественных показателях.
Требованиями для присвоения спортивных разрядов и званий являются:
1) занятое место на соревнованиях определенного ранга;
2) необходимое количество побед над спортсменами соответствующего разряда или звания в течение одного года;
Для присвоения спортивных званий условия выполнения норм и требований должны предусматривать:
1) количество стран (или субъектов Российской Федерации), спортсмены которых участвовали в соревнованиях;
3) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;
4) минимальный возраст спортсмена;
5) количество судей соответствующей квалификации (на соревнованиях всероссийского уровня и ниже);
6) количество стартов, проведенных поединков, игр в предварительной (отборочной) стадии соревнований, иные особые условия, исходя из специфики вида спорта и системы проведения конкретных соревнований.
Для присвоения спортивных разрядов условия выполнения норм и требований должны предусматривать:
1) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;
2) количество соперников в виде программы;
3) минимальный возраст спортсмена;
4) количество судей соответствующей квалификации;
5) иные особые условия, исходя из специфики вида спорта.
Для присвоения спортивного звания МСМК, «Гроссмейстер России» нормы и требования выполняются при обязательном участии спортсмена в официальных соревнованиях международного уровня, на которых он выступал за сборную команду России, а также в случае установления или повторения рекорда Европы или мира.
Если для присвоения МСМК в виде программы предусмотрены только разрядные нормы и российские спортсмены выиграли в нём медаль последних олимпийских (параолимпийских, сурдолимпийских) игр, то в этих случаях звание МСМК может быть присвоено за результат, показанный на чемпионате или розыгрыше Кубка России.
Для присвоения звания МС обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей всероссийской или международной категории.
Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований:
– «Кандидат в мастера спорта» – не менее 2-х судей всероссийской категории и выше;
– I разряда – не менее 3-х судей первой категории и выше.
3. Спортивные соревнования, их цели и задачи .
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с выяснением преимущества в степени физической подготовленности и в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования по видам спорта проводятся с целью:
– популяризация вида спорта среди больших кругов населения;
– повышение мастерства спортсменов;
– выявление сильнейших спортсменов.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище, которые позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются задачи совершенствования физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, вследствие высокой психической напряженности превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.
3.1. Виды спортивных соревнований.
Выделяют следующие виды спортивных соревнований: личные, командные и лично-командные. В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры. В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.
В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами, в отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.
Принято также делить на тренировочные, подводящие и главные соревнования. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.
3.2. Способы проведения спортивных соревнований.
Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.
При проведении соревнований круговым способом все участники соревнований встречаются со всеми противниками поочередно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи, оцененные в очках) учитываются при определении порядкового места, занятого спортсменом (командой). Высшее место присуждается команде, набравшей большую сумму очков.
При проведении соревнований отборочно-круговым способом команды разделяют на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды, занявшие лучшие места в группе, переходят в следующий тур соревнований. Этих участников вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой для следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя соревнований.
При смешанном способе все команды предварительно участвуют в 1-3 турах, проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке способом прямого выбывания. Количество финалистов, как и количество победителей предварительных соревнований, определяется Положением о соревнованиях. Финальные поединки проводятся круговым способом.
В соревнованиях, проводимых способом выбывания, команда, проигравшая поединок, выбывает из дальнейших соревнований.
3.3. Система построения спортивных соревнований для студентов вузов.
Построения спортивных соревнований для студентов строится по принципу пирамиды:
Первый уровень – основу составляют соревнования между учебными группами, курсами, факультетами по наиболее популярным видам спорта. Целью данного этапа является проведение первенства высшего учебного заведения по виду спорта и формирование сборной команды университета. Руководит этой работой кафедра физического воспитания, или спортивный клуб, опираясь на помощь общественных инструкторов или штатных преподавателей кафедры.
Второй уровень – составляют соревнования, проводимые между вузами города или области. Вузы на этих соревнованиях представлены сборными командами. Ходом спортивной борьбы на этом этапе непосредственно руководят федерации по видам спорта. Так, например, в Москве они действуют под руководством Московского «Буревестника».
Третий уровень – составляют соревнования между командами, занявшие 1-3 место в ходе региональных соревнований. Руководство соревнованиями на данном этапе осуществляет Российский студенческий спортивный союз. Команда,занявшая первое место, имеет право участвовать на всемирной Универсиаде среди вузов.
- 480 с. С. 312-321.
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П.Матвеев, 1977):
1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;
2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
Систему отбора и спортивной ориентации;
Спортивную тренировку;
Систему соревнований;
Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения . Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки,
новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересам» народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям (рис. 26):
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя (см. рис. 26): школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Рис.
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений (см. рис.26):
1) супердостиженческий (любительский) спорт;
2) профессиональный спорт;
3) профессионально-коммерческий спорт:
Достиженческо-коммерческий спорт;
Зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов.
На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.
Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача - успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:
Начальной подготовки - 70,6%;
Начальной и углубленной специализации - 27,1%;
Спортивного совершенствования - 1,7%;
Высшего спортивного мастерства - 0,45%.
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.
Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.
Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 480 с. С. 312-321.
2.Массовый спорт3
3.Спорт высших достижений4
4.Заключение8
Современный спорт подразделяется на массовый спорт и спорт высших достижений. Эти понятия отражают различный уровень и многогранность спортивной деятельности, в которой принимают участие спортсмены любители и профессионалы различной квалификации.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время
Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач:
· повысить функциональные возможности отдельных систем организма,
· скорректировать физическое развитие и телосложение,
· повысить общую и профессиональную работоспособность,
· овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками,
· приятно и полезно провести досуг,
· достичь физического совершенства.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Обычно в нефизкультурных ВУЗах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Спорт высших достижений есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержание и укреплении авторитета страны на международной арене. К задачам спорта высших достижений относятся:
Достижение высокого спортивного результата;
Победа на состязаниях и соревнованиях;
Стимулирование физического, психического и духовного развития;
Способствование практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
Приобщение к коллективу и формирование социального поведения;
Расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни спортсменов путем рациональной организации досуга.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.
Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникать в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализовываться в конкретном спортивном результате.
Спорт высших достижений предполагает систематические, многолетние, целенаправленные тренировки и соревнования, в процессе которых решаются задачи достижения максимальных результатов.
Деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную на многие годы, и очень часто такие спортсмены становятся «профессионалами». Это направление спортивного движения по самой природе своей — удел немногих. Спортсмены такого уровня составляют всего лишь сотые доли процента от общего числа занимающихся спортом. Спорт высших достижений проторяет пути к спортивным вершинам, делая их в какой-то мере доступнее для многих, вооружая массовый спорт передовым опытом. Спорт высших достижений характеризуется постоянным прогрессивным ростом уровня спортивных результатов и установлением всё новых и новых, иногда феноменальных, рекордов — «рекордов века».
Высокие результаты достигаются интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Известно, что спортивный успех — это талант, помноженный на труд, труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде составляет, например, у бегунов — до 500 км, лыжников — 1000 км в месяц; пловцов — 20 км в день; тяжелоатлеты измеряют нагрузки тоннами; велосипедисты имеют до 365 тренировочных дней в году; в спортивных играх — до 100 матчей в год и т. д.
Такие нагрузки неизбежно приводят к быстрой сменяемости поколений, омолаживанию некоторых видов спорта (женская спортивная гимнастика, фигурное катание, женское плавание). Отсюда возникает проблема поиска талантов, набора и отбора, работы со спортивным резервом (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва).
Профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.
Спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.
Для оценки достигаемых в любом виде спорта результатов разработана Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Она является нор-мативным документом, определяющим требования, условия и порядок присвоения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Структура ЕВСК предусматривает присвоение III, II, I юношеских разрядов, III, II, I разрядов и разряд «кандидат в мастера спорта» (КМС). Спортивных званий в ЕВСК два - мастер спорта России (МС) и мастер спорта России международного класса (МСМК). За особо выдающиеся спортивные достижения спортсмену присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России». Для присвоения разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, в других - только разрядные требования. Разрядные требования определяются такими положениями:
Занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;
Добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.
Они устанавливаются с учетом особенностей развития вида спорта, пола и возраста спортсменов. Разрядные нормативы выражены в мерах длины, веса и времени, а разрядные требования - в очках, баллах, занятом месте на соревнованиях, количестве побед над соперником, достижении определенного рейтинга. В действующую ЕВСК периодически вносятся коррективы, в связи с прогрессивными изменениями в уровне подготовки спортсменов, модернизацией спортивного инвентаря, повышением качества спортивных сооружений и соревновательных трасс.
Спорт высших достижений характерен высочайшим уровнем медико-биологического обеспечения: сеть врачебно-физкультурных диспансеров, институтов травматологии, постоянно действуют комплексные научные группы, группы допинг-контроля и пр. Получило развитие использование более 30 видов нетрадиционных стимулирующих анаболических средств гормонального характера, изготовленных на основе мужских гормонов, которые, как правило, способствуют наращиванию мышечной массы и развивают силовые показатели. Большие резервные возможности человеческого организма могут раскрываться с помощью специальных приёмов психологической подготовки спортсмена. В целом, спорт высших достижений немыслим без использования современных достижений человеческого общества, применяемых в науке и технике, современных технологий и материаловедения, медицины и фармакологии, кибернетики и биомеханики, психологии и педагогики и т. д.
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это массовый спорт и спорт высших достижений. Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
Спорт высших достижений - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
1.Апарина М. В., Рузанова Н. В., Тюкалова С. А. Спорт высших достижений // Физическая культура, спорт и здоровье. 2013. №22. С. 7-9
2.Гильмутдинов Т. С., Уваров В. А., Гильмутдинов Р. Т. Разработка структуры и содержания спортивной части - основной фактор реализации внедрения в ВФСК ГТО и развития массового спорта среди студенческой молодежи в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2016. №3. С. 5-14
3.Самыгин С. И., Самыгин П. С., Осипова А. А. Молодежь и спорт: психологические барьеры в спорте высших достижений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №9. С. 280-284