Модель пушки из дерева своими руками. Модели старинных корабельных пушек. Знаменитые модели пушек из металла

03.08.2023

При изготовлении корабельных орудий на моделях судов далеко не последнюю роль играет их правильное оснащение. Искусно изготовленное орудие, просто приклеенное на палубе, будет выглядеть незаконченно, даже глаз непрофессионала заметит, что такая пушка при качке будет свободно раскатываться по палубе, а в шторм вообще превратится в смертоносный снаряд, угрожающий не только команде, но и кораблю. Это только наиболее очевидная сторона, вообще пушки имели зачастую довольно значительный вес, поэтому всевозможные тали были просто необходимы для перекатывания орудия, зарядки, и наведения его на цель. Попробуем разобраться с устройством различных дополнительных деталей орудий, талей и тросов применяющихся в различные времена в различных странах.
Орудие наводилось на цель при помощи простейших прицельных приспособлений - клина или винта, поднимающих или опускающих казенную часть орудия. Горизонтальная наводка осуществлялась путем поворота орудия при помощи рычагов. Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м.

Рис.1 Конструкция корабельной пушки

1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин

Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели. Вообще потопить деревянный корабль или фрегат такими средствами было очень сложно. Поэтому тактика артиллерийского боя сводилась к уничтожению мачт и парусов на вражеском судне. Затем, если враг не сдавался, его судно поджигалось брандскугелями и бомбами. Чтобы экипаж не мог потушить пожар, по верхней палубе вели огонь картечью. Рано или поздно огонь добирался до запасов пороха. Если же необходимо было захватить корабль противника, то на него высаживалась абордажная партия, которая в рукопашном бою уничтожала экипаж вражеского корабля.
В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия - канал; переднюю часть - дуло; "усиления" - цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости - цапфы; часть трубы от цапф до дула - ствол; заднюю часть орудия - казну или казенную часть; прилив к казне - винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, - запальное отверстие и т.д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис.1, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.
Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.

Рис. 2. Пушечные и откатные тали, брюк.

1 - брюк (французский вариант); 2 - брюк (английский вариант); 3 - пушечные тали; 4 - откатные тали.

Брюк - это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.
Пушечные тали - состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия (рис. 2).
Откатные тали - это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того, чтобы придать судну парадный вид.
Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка.

Рис. 3. Орудие, закрепленное при помощи тросов.

1 - лафет; 2 - ствол; 3 - крепление дула; 4 - строп казенной части; 5 - брюк; 6 - пушечные тали; 7 - откатные тали; 8 - трос, стягивающий брюк и пушечные тали; 9 - трос крепления батареи; 10 - клинья.

Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов (рис. 3).
Одним из основных отличий в английской и французской схемах крепления орудия является проводка брюка. Пушки различного размера могли иметь различное количество талей. Например на более легких пушках вместо пары откатных талей зачастую использовали одни, закрепленные за рым стоящий по центру лафета (рис. 7). На российских судах применялась схема подобная английской. Вот как это описано в книге Глотова "Изъяснения к вооружению корабля":

Пушки на станках ставятся на деках в портах, прикрепляются к бортам талями и брюками (толстые смоленые веревки; делаются из вант-тросов, толщиною от 8 до 5 ½ дюймов, смотря по калибру пушки, а длиною в 2 ½ длины пушки; тали же из обыкновенных тросов толщиною 1/3 брюк. Брюки прикрепляются к рымам, утвержденным в бортах, и, проходя сквозь рымы в пушечном станке, удерживают собою при отдаче пушку и помогают в укреплении ея к борту), ломы и ганшпуги лежат под станками, банники, прибойники, пыжевники над пушками. Часть ядер и картечь кладется в сделанных с боков у пушек, так называемых кранцах (Кранцами называются сделанные из веревок кольца, оные служат для того, чтобы положенные в них ядра никуда не раскатывались), или среди палубы в прибитых планках, или кругом люков; часть ядер помещается в ящиках, сделанных в трюме вокруг льяла что около грот-мачты, где они дополняют тот вес, которым средина корабля паче других его частей должна быть обременена. Калибр пушек от нижнего дека кверху постепенно уменьшается и вообще соразмерно величине и крепости судна. На 74-пушечном корабле обыкновенно в нижнем деке ставят 36-фунтовыя, в верхнем 18, а на шканцах и баке 8-фунтовыя пушки. Вес всех сих пушек без станков и снарядов составляет почти 1/2 часть всего полного груза корабля. В мирное время отпускается на корабль на каждую пушку по 65 ядер по 10 друвгагелей (Drufhagel) с картечами и пороху на 56 боевых выстрелов, прибавляя несколько для мушкетной стрельбы; но во время войны сие количество увеличивается в полтора или в два раза. Артиллерийские припасы, как то: фитили, армяк, запасные колеса, оси, ломы, ганшпуги, банники, прибойники и прочее - помещаются в одной из кают около выхода носовой крют-камеры и в галерее, окружающей оную, и около хода к фонарю.

На рис. 3 показана одна из наиболее сложных схем крепления (шваротовки) орудий в походном положении. Существуют и более простые, но менее надежные приемы, которые также зачастую использовались. Простая одинарная швартовка рис. 4 вполне достаточна при спокойной погоде на море, и является наиболее легкой в выполнении. Ходовыми концами подкатных талей выполняют по одному обороту за виноград орудия и фиксируют их. За более подробным описанием этой и последующих схем пожалуйте на http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix , к вашему вниманию оригиналы на французском.

Рис. 4. Простая одинарная швартовка.

Следующей по надежности, а также по сложности, была двойная швартовка, рис. 5. Концом подкатных талей выполняли несколько оборотов за виноград и крюк подкатных талей на борте, этим же концом перетягивали получившиеся петли у винограда и крепили.


Рис. 5. Двойная швартовка.

Швартовка орудия вдоль борта (рис.6) применялась в тех случаях, когда судно использовалось как транспортное, или на малых кораблях с низкой палубой, которая при сильных ветрах заливалась волной. Орудие располагали вдоль борта напротив порта и крепили через рымы на бортах и оси колес.


Рис. 6. Швартовка вдоль борта.

Корабельная артиллерия развивалась одновременно с сухопутной. Пушки были гладкоствольными, отливались они из чугуна и меди. Стреляли пушки с помощью черного дымного пороха сплошными чугунными ядрами. Заряжали орудия с дула, выстрел производили поджигая порох в затравочном отверстии. Стрельба велась только прямой наводкой. Калибр орудий в петровские времена был от двух до 30 фунтов (рис. 7)

Рис. 7. Типичное артиллерийское орудие петровских времен:
1 - лафет; 2 - цапфы ствола орудия; 3 - рым для откатных талей; 4 - стяжные болты

Рис. 8. Ствол орудия-единорога

Ствол единорога был длиннее ствола пехотной гаубицы, но короче ствола морской пушки. Из него можно было вести навесной и настильный огонь, используя при этом все виды снарядов: ядра, разрывные гранаты (бомбы), зажигательные снаряды и картечь Картечное действие единорога было во много раз сильнее картечного действия мортиры, а дальность стрельбы ядром и бомбой в два раза дальше, чем у мортиры такого же веса. Осадная артиллерия имела в своем распоряжении 24- и 18-фунтовые пушки, а также 1 -пудовые единороги. Единороги настолько хорошо зарекомендовали себя, что вскоре были приняты на вооружение в армиях многих западных государств. Продержались они вплоть до внедрения нарезной артиллерии (середина XIX в.).
С 1787 г. на флоте были введены пушки нового образца: 24- и 31-фунтовые карронады (рис. 9), а в начале XIX в. - 68- и 96-фунтовые. Это были небольшой длины крупнокалиберные пушки, стрельба из которых на близких дистанциях производила большие пробоины и разрушения корпуса вражеского корабля. Предназначались они для стрельбы на ближних дистанциях, и устанавливались преимущественно на верхней палубе - шканцах и баке. Лафет у карронад был несколько иного устройства - носовая часть лафета крепилась болтом к подушке, а кормовая имела леса, расположенные поперек лафета, что позволяло производить горизонтальную наводку. Для вертикальной наводки на лафете был приспособлен вертикальный винт, при помощи которого поднималась и опускалась задняя часть ствола. В те же годы чугун материал для отливки орудий стал заменяться бронзой.

Рис. 9. Карронада

Последним достижением русской гладкоствольной артиллерии были 68-фунтовые (214-мм) бомбические орудия, сыгравшие важную роль в Синопском сражении 1853 г. Испытания новой пушки производились в Николаеве в 1839 г., а с 1841 г., по настоянию Корнилова, ими начали вооружать корабли Черноморского флота. Первым кораблем, вооруженным 68-фунтовыми бомбическими орудиями, был 120-пушечный трехдечный линейный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., а затем и однотипные с ним линейные корабли "Париж", "Великий князь Константин" и "Императрица Мария".
Бомбические орудия (рис. 10) отличались от так называемых длинных пушек тем, что их снаряды, имея одинаковую массу и такую же дальность полета снаряда, производили более значительные разрушения за счет того, что они были полыми и начинялись разрывным зарядом. Огневая мощь линейного корабля, вооружённого такими орудиями, возрастала втрое. Метко направленные бомбические снаряды производили страшные разрушения на вражеских судах, они пронизывали борта, сбивали мачты и опрокидывали вражеские орудия. Пробив борт корабля, они разрывав внутри его, сокрушая все вокруг и вызывая пожары. Через 15-20 мин после начала русской канонады в Синопском сражении большинство турецких кораблей уже пылали.

Рис. 10. Бомбическое орудие

Обыкновенные турецкие пушки того времени стреляли сплошными ядрами, не причинявшими противнику особого вреда. Так, например, в 1827 г. в победоносном морском сражении при Наварине русский флагманский корабль "Азов" получил 153 пробоины, в том числе 7 подводных. Это не помешало его командиру капитану 1 ранга М. П. Лазареву потопить турецкий флагманский корабль, 3 фрегата, корвет и заставить выброситься на берег неприятельский 80-пушечный корабль. А "Азов" вскоре был отремонтирован и продолжал свою славную службу в строю родного флота. Бомбические орудия очень скоро вытеснили пушки, стрелявшие сплошными чугунными ядрами.
К середине XIX в. гладкоствольная артиллерия достигла, высшего совершенства. По наружному виду пушки различаются в зависимости от того, на каком заводе и в какое время они отливались. Пушки более раннего периода имели украшения в виде фризов, поясов, украшенных затейливым литьем. Пушки более позднего изготовления не имели этих украшений. Калибр орудий к середине XIX в. достигал 32-36 фунтов, а бомбических 68-96 фунтов.
Ориентировочные размеры калибров некоторых орудий в метрической системе мер следующие: 3-фунтовые-61-мм, 6-фунтовые-95-мм, 8-фунтовые-104-мм, 12-фунтовые-110-мм, 16-фунтовые- 118-мм, 18-фунтовые-136-мм, 24-фунтовые- 150-мм, 30-фунтовые-164-мм, 36-фунтовые-172-мм, 68-фунтовые-214-мм.. Карронады делались 12-, 18-, 24-, 32-, 36-, 68- и 96-фунтовыми.

Орудийные порты - это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах корабля (рис. 11). Делались порты в носовой и кормовой частях корабля. В носовой части это так называемые порты погонных орудий, в кормовой - для орудий, используемых при защите от преследующего противника. В них ставили обыкновенно орудия, снятые с ближайших бортовых портов, размещенные на том же деке.

Рис. 11. Пушечные порты двухдечного линейного корабля конца XVIII;

1-гондек-порты; 2 - опердек-порты; 3 - шканечные полупорты: 4-грот-руслень 5 - нижние юферсы; 6 - вант-путенсы; 7 - бархоуты; 8 - бортовой трап

Крышки орудийных портов, которые наглухо закрывали их, изготовляли из толстых досок, обшитых поперечными, более тонкими досками (рис. 12).

Рис. 12. Крышки орудийных портов;

1-крышка порта; 2-украшение крышек портов инкрустацией; 3 - способ открывания и закрывания крышек портов.

Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри, при помощи тросов, концы которых были заделаны в рымах на верхней стороне крышки, а закрывали с помощью другого троса, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки. На верхней палубе в фальшборте орудийные порты делали без крышек и называли полупортами. В петровские времена внешнюю сторону крышек портов часто украшали инкрустацией в виде золоченого венка, вырезанного из дерева.
Размеры портов и расстояние между ними зависели от диаметра ядра. Так, ширина и высота портов составляли соответственного 6,5 и 6 диаметров ядра, а расстояние между осями портов - примерно 20-25 диаметров ядра. Расстояния между портами диктовали нижние (самые крупнокалиберные) орудия, а остальные порты прорезались в шахматном порядке.
Расстояние между всеми нижними портами, плюс расстояние от крайних портов к носу и корме определяло длину батарейной палубы, а последняя - длину корабля и соответственно все остальные его размеры. Отсюда иногда в литературе встречается термин "длина корабля по гондеку".

Теперь от истории и теории, для наглядности перейдем к примерам и фотографиям различных орудий, а так как можно выделить две основные схемы установки талей орудий – английскую и французскую, сначала Англия:



Последняя картинка неплохой пример, установки именно на модели. Исходя из масштаба модели можно некоторые элементы не выполнять, также, как и с такелажем, излишняя перегруженность модели будет только минусом. Но в любом случае оставлять орудие без оснастки, я полагаю, некрасиво. Как минимум стоит выполнить брюк, независимо от масштаба модели, хотя бы по более простой схеме без рымов на французский манер.

Дмитрий Лучин

В статье использованы выдержки из книг Курти «Постройка моделей судов»,
Глотова "Изъяснения к вооружению корабля"
а также материалы сайтов
http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix
http://www.grinda.navy.ru

С литьем пушек возросла социальная и общественная роль литейщика. Произошло это после изобретения пороха и появления огнестрельного оружия.

Порох, на основании ряда исследований, был изобретен в Китае в IX в. и уже в X в. применялся для огнестрельного оружия. Арабы использовали его в конце XIII—начале XIV вв., они же завезли его в Европу в XIV в. через Испанию. В 20—40-х годах XIV в. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции, Германии, Англии. Наиболее раннее из известных упоминаний о применении артиллерии на Руси относится к 1382 г. (оборона Москвы от орд хана Тохтамыша).

Первые орудия представляли собой гладкоствольные трубки с глухой казенной частью, в которой имелось затравочное отверстие. Заряжали их с дульной части. Такая конструкция просуществовала почти до второй половины XIX в.

Орудийный ствол изначально получали при помощи сварки свинцом откованных железных полос, скрепленных затем медными обручами. Отдельно изготавливали казенную часть. Такая техника была пригодна для изготовления лишь орудий небольшого размера и не могла обеспечить их надежную эксплуатацию.

С этих позиций цельнолитая пушка даже из бронзы была предпочтительнее. При этом значительно ускорился и упростился процесс производства, появилась возможность более точно воспроизводить калибр орудия, улучшать его конструкцию. К конструкционным улучшениеям следут отнести цапфы, позволявшие более просто менять угол наклона орудия при стрельбе, скобы на стволе — для его удобной переноски, простейшие прицельные приспособления (мушка и прорезь).


Рис. 159. Пищаль «Медведь». Бронза. Литейный мастер Семен Дубинин. 1590 г., Москва, Кремль

Первые шаги развития артиллерии на Западе и в Московском государстве характеризовались тем, что каждый литейный мастер создавал свой особый тип пушки, назначал по своему усмотрению длину, толщину и прочие размеры изделия. До появления общих требований к орудиям 30 был распространен обычай украшать пушки орнаментами, надписями, отличительными скульптурами, от которых они часто получали свое название: «Аспид», «Лев», «Барс», «Гамаюн» и т.п. (рис. 159). В этом, как и в других отличиях, проявлялось своеобразное соперничество между литейщиками. Характерно, что старейшая из дошедших до наших дней русских литых пушек (1492 г.) не имеет цапф и скоб, но ее дуло и торец украшены орнаментом. Богато украшались вначале и появившиеся позже лафеты (рис. 160). Так что пушки также можно причислить к разряду художественных отливок прикладного назначения.



Рис. 160. Пищаль с «витым» стволом. Бронза. Литейный мастер Яков Осипов. 1671 г. Литой лафет — чугун. XIX в.

Техника литья к моменту появления огнестрельного оружия получила достаточное развитие, этому способствовало изготовление крупных колоколов. С технологической точки зрения, как пишет Н. Н. Рубцов , форма пушки представляет собой упрощенную форму колокола. Вследствие этого освоение производства пушек не представляло слишком серьезных затруднений для колокольных мастеров. Например, такие известные мастера-литейщики, как А. Чохов, Моторины, отливали и колокола, и пушки. На старинных гравюрах, где показаны литейные мастерские, можно увидеть одновременно изображение колоколов и пушек.

Литейщики достаточно быстро поняли, что хорошо звучащая, но хрупкая «колокольная бронза» мало подходит для изготовления пушек. Традиционная пушечная бронза содержит в два раза меньше олова, чем колокольная, что делает ее существенно пластичнее, т.е. более пригодной для эксплуатации при ударных нагрузках.

Хотя, к сожалению, и для военных целей, но именно массовое литье пушек положило начало созданию первых крупных литейных предприятий. Уже в царствование Ивана Грозного приглашенный из Италии знаменитый архитектор, инженер и артиллерист А. Фиорованти расширяет в Москве литейные мастерские и создает на их базе пушечнолитейное предприятие «Пушечную избу» (1478 г.). Вскоре на р. Неглинной, в районе Пушечной улицы, где сейчас находится здание «Детского мира», был построен завод — знаменитый «Пушечный двор», проработавший несколько столетий («Пушечная изба» сгорела через 10 лет после постройки).

При создании полковой артиллерии упорядочивается технологический процесс, разрабатываются основные элементы классификации пушек. Их стали делить на группы в зависимости от величины ядра, заряжаемого в них. В 1540 г. в Нюрнберге была разработана таблица калибров с указанием диаметров каменных и чугунных ядер. Например, в России трехфунтовая пушка имела калибр 2,8 дюйма (70 мм); двенадцатифунтовая — 4,7 дюйма (120 мм) и т.д.

Формовка пушек, установившаяся в XIV в. — так называемая «медленная формовка», по аналогии с производством колоколов, использовалась сравнительно долго. В ее основу был положен древний способ изготовления колоколов по шаблону с горизонтальной осью вращения (по Теофилу).



Рис. 161. Пооперационное изготовление литейной формы пушки по способу «медленной формовки»

В первую очередь готовили глиняную модель корпуса пушки. На деревянный круглый или граненый сердечник слегка конической формы накладывали соломенный жгут, повторяя приблизительно наружные очертания ствола пушки (рис. 161, б). Далее формовщик руками наносил слои глины, предварительно просушивая предыдущий слой на воздухе. Первые слои состояли из жирной влажной глины, смешанной с молотым кирпичом, последние — из тонко размолотой жирной глины, смешанной с волосом (шерстью) и конским навозом. Излишек глины срезали шаблоном, повторяющим конфигурацию наружной поверхности ствола (рис. 161, в).

На полученную глиняную модель прибивали деревянные модели цапф, закрепляли модели ручек и украшений (рис. 161, г, рис. 162). Последние изготавливали из смеси воска, сала и толченого древесного угля в специальных гипсовых формах (рис. 163).

После получения модели переходили к изготовлению кожуха формы. Для этого модели пушек смазывали разделительным составом, состоящим из сала с растительным маслом. Затем наносили насколько слоев влажной смеси, аналогичной той, которую использовали в последних слоях модели. Каждый слой просушивали на воздухе. И далее па них наносили слои из густой глины до тех пор, пока не получали кожух толщиной от 175 до 300 мм (в зависимости от величины пушки). Затем извлекали модели цапф, а образовавшиеся отверстия заделывали глиной. Сверху на кожух для прочности накладывали железные обручи, продольные полосы (рис. 161, д) и снова железные обручи (рис. 161, е). Места пересечения поперечных и продольных бандажей скрепляли проволокой. После этого форму просушивали на козлах, разжигая под ней огонь (рис. 161, е, рис. 164). Высушенную форму снимали с козел, выбивали из модели сердечник, который тянул за собой соломенный жгут, вследствие чего его можно было легко извлечь из модели, разматывая жгут.



Рис. 162. Способ «медленной формовки»: закрепление на глиняной модели пушки моделей цапф, ручек и украшений. Илл. к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро

Форму с оставшейся в ней глиняной рубашкой модели ставили вертикально в яму на железные подкладки и разводили огонь внутри ствола, чтобы растопить разделительный слой между кожухом (формой) и рубашкой модели, а также выплавить восковые модели ручек и украшений.


Рис. 163. Гипсовые формы для изготовления восковых деталей модели пушки


Рис. 164. «Способ» медленной формовки». Сушка и обжиг литейной формы пушки. Иллюстрация к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро

Оставшаяся глиняная рубашка модели от прогрева становилась хрупкой и ее легко можно было удалить. Чтобы облегчить удаление рубашки, особенно из формы пушек малых калибров, на ней при изготовлении модели вырезали по винтовой линии пазик глубиной до соломенного жгута, затем пазик заливали канифолью или смолой. Таким образом, после удаления (разрушения) глиняной модели оставалась литейная форма для ствола пушки с отпечатками на внутренней поверхности всех украшений, надписей и т.п.

30 Первоначальное использование орудий — городская артиллерия для зашиты городов и осадная — для их взятия. При этом, не требовалось большой подвижности орудий. Позже появилась полевая артиллерия (малый наряд), перемещаемая на лафетах конной гягой, а затем моторизованная.

Вопрос что подарить мужчине на юбилей, день рождения, 23 февраля или другой памятный день, часто возникает перед его близкими. Украшение из бронзы может стать неожиданным и необычным презентом, купить модель пушки можно на нашем сайте, находясь в любом уголке России. Изделия выполнены вручную профессионалами своего дела. Каждый сувенир в миниатюре повторяет мельчайшие детали настоящих пушек, что повышает их уникальность в разы.

Модель пушки 17 века - казачья

Среди металлических моделей пушек из бронзы большим спросом в нашем интернет-магазине пользуется оригинальная модель пушки 17 века - ручная казачья пушка. Незаурядность этого бронзового сувенира в том, что в филигранном отлитом из бронзы презенте крутятся колеса, а сигнальное орудие можно как опускать, так и поднимать. Пушка оснащена одним отшлифованным стволом.

Впервые подобие казачьего орудия было сооружено в 15 веке, но тогда такой "военной техникой" пользовались только итальянцы и турки. Казакам доставалось пушечное добро не просто так - сражаясь с иностранными экипажами на Черном море, смельчаки, одержав победу, присваивали себе и это ценное оснащение. Благодаря одноствольным пушкам, казакам впоследствии удалось завоевать настоящую славу мощной казачьей артиллерии, которая отличалась мобильностью, подвижностью и почти 100% смертоносностью.

Свое название казачье оборонное орудие получило впервые в 1860 году, именно тогда П.М. Обухов впервые принял решение изготавливать собственное вооружение. Пушка проста в исполнении, снарядами заряжалась вручную, но при этом спасла немало жизней запорожских казаков.

Миниатюрную копию пушки из бронзы можно заказать на нашем сайте до доступной цене. Интересным сувениром можно пополнить собственную коллекцию боевых орудий, вошедших в историю, и затем показывать уникальную коллекцию друзьям. Подойдет казачья бронзовая пушка и в качестве единственного в своем роде украшения, которое подчеркнет уникальный вкус одариваемого.

Еще одни модели пушек 17 века, стоящие вашего внимания - это орудие, которое использовал в своих сражениях грозный и величественный Наполеон, знающий полководец и профессиональный артиллерист. Калибр пушки соответствовал европейским стандартам 17-19 века - 120 мм. Ядро поражало противника на расстоянии 2700 м. В роли зарядов также выступали картечь и разрывные бомбы. Чтобы зарядить уникальное французское орудие, нужна была помощь сразу 8 канониров и 7 пехотинцев. За 1 минуту пушка времен Наполеона выдавала 1,5 залпа. Свое существование орудие завершило в 1945 году, когда полностью было снято с выпуска по причине производства более мощной и эффективной военной техники.

Миниатюрную копию боевой артиллерии, которая прославила французского генерала, можно купить в нашем интернет-магазине. После оформления заявки, находясь на территории России, все что вам нужно - это дождаться быстрой доставки оригинального бронзового коллекционного подарка в ваш населенный пункт. Все изделия сделаны вручную, никакой штамповки, только авторское исполнение виртуозными мастерами, каждая деталь изготовлена с особенной точностью. Колеса пушки Наполеона подвижны, что позволяет разыграть настоящий бой с другими бронзовыми статуэтками.

Модели старинных пушек

Одной из моделей старинных пушек, применяемых в России в 1757 году, является гаубица Единорог. Сначала на орудии изображался фамильный герб Шуваловых, где обязательно присутствовал благородный скакун. Чуть позже коня заменили фантастическими единорогами, а в начале 19 века на орудие вовсе перестали наносить украшения. Купить отлитую под давлением статуэтку из бронзы гаубицу Единорог можно на нашем сайте, для этого необходимо оформить заказ, воспользовавшись сниженной ценой. Пушки пока еще относятся к категории новинок, поэтому стоимость их выгодна и доступна каждому покупателю.

Сделайте себе или близкому человеку незабываемый подарок - миниатюра пушки Единорог запомнится надолго и станет достойным украшением интерьера, а также оригинальным образцом в коллекции увлеченного историей военной техники России и всего мира.

Впервые гаубица Единорог появилась в 1757 году. Это был настоящий прорыв в развитии боевой мощи орудий тех времен - возможность стрелять позади отряда позволила укрепить положение российской армии, больше не было необходимости выкатывать пушку перед солдатами на всеобщее обозрение. При этом мощность удара оставалась прежней, впрочем, как и траектория. Вот почему единорогов, идущих в атаку, всегда сопровождала гаубица.

Бронзовая миниатюра уникальной пушки Единорог вызывает неподдельное восхищение у мужчин. Сувенир хорошо вписывается в деловую обстановку, а качественный металл не теряет своих свойств даже при длительном хранении.

Металлические модели пушек СССР

Если одариваемый интересуется эпохой советских времен, ему обязательно придется по душе миниатюра пушки М-42. Это орудие уже далеко не старинное, противотанковая единица техники работала на полуавтомате и успешно использовалась вплоть до завершения Отечественной войны. Чтобы заказать бронзовый сувенир, достаточно проживать на территории России и своевременно забрать приятную посылку с почты. Мы отсылаем необычные презенты по почте России или воспользовавшись услугой пересылки других транспортных компаний, как будет удобно вам.

Калибр ствола М-42 в оригинале составлял 45 мм, залп, который выдавало орудие, распространялся на дальность до 4550 м. Впервые пушку выпустили в 1931 году, за время активной эксплуатации боевой техники количество пушек, согласно исторических сведений, достигло 10843 единиц. Российские конструкторы работали над созданием мощной единицы, изучив перед этим немецкий аналог производителя Rheinmeyall. Вес одного орудия близился к 625 кг.

Но время не стоит на месте, поэтому в завершении Второй Мировой войны М-42 заменили ЗИС-2. Окончательное решение о снятии М-42 с выпуска было принято в 1945 году. Пушка прослужила верой и правдой российской армии много лет, поэтому заслуженно получила название Огня артиллерии.

Отлитый в бронзе Огонь артиллерии станет замечательным сувениром для ценителей истории, тех, кто интересуется оружием и желает подчеркнуть в интерьере делового кабинета свое мужское увлечение и хобби - коллекционирование раритетных пушек, сделанных в сложной скульптурной технике. Уникальность изделия подчеркивает подвижность колес и привлекает внимание окружающих.

Тот, кто впервые увидел интересную статуэтку, обязательно поинтересуется, кто преподнес такой уникальный подарок. Возможно, ему тоже захочется приобрести нечто подобное, но вам совсем необязательно раскрывать тайну, где удалось приобрести незаурядное бронзовое изделие по доступной и выгодной цене. Помните, что наша компания работает по всей России, мы бережно запаковываем миниатюрные изделия и отсылаем по адресам, указанным в заявках.

Знаменитые модели пушек из металла

Если вас заинтересовали модели пушек из металла прошлого столетия, предлагаем присмотреться к образцу пушки, которую знает каждый - всемирно известная Катюша БМ-13. Мастера изрядно потрудились чтобы воссоздать в изящной бронзовой копии все составляющие боевой машины и сделать подвижной ракетную установку. Чтобы придать орудию завершенный вид и реалистичность, мастера нанесли на металл благородную патину. Единицу боевой техники советских времен в миниатюре можно вертеть в руках и с интересом разглядывать, а затем поставить в укромное место, где коллекционное изделие станет украшением помещения.

БМ-13 относят к реактивной артиллерии 1941-1945 годов, когда шла ожесточенная война всего русского народа с фашизмом. За основу конструкторы взяли усиленный грузовик ЗИС-6, используемый в боях, начиная с 1941 года. Атаку "Катюши" сложно было спутать с другими военными машинами - меткие выстрелы всегда сопровождал характерный звук "Ииии", после которого земля усеивалась ракетами. В современное время "Катюша" - настоящий раритет, ведь всего в мире насчитывается не более 14 моделей БМ-13, остальные полегли вместе с воинами в сражениях за свободу русского народа.

Что касается звучного и нежного наименования - "Катюша" - ученые и историки спорят до сих пор, кто назвал так боевую пушку. Большинство экспертов склонны к тому, что постарались историки, ведь военные редко называют боевую технику именами. Конструкция подразумевала изображение буквы К. У солдат на слуху была подбадривающая песня "Выходила на берег Катюша", и все потому что машина удачно стреляла с возвышенностей. Но музыкальная композиция изначально была посвящена отнюдь не БМ-13, а храбро сражавшейся с противником девушке с чудным именем Екатерина. Красивая легенда гласит, что имя Катюша написал на БМ-13 солдат, однако исторических подтверждений этому пока нет.

Фашисты боялись "Катюши" как огня и между собой называли орудие Сталинскими ОргАнами, что связано с факторами:

  • появление характерного звука во время осуществления выстрела;
  • схожесть установки с трубками органа.

Купить модели пушек можно на нашем сайте - доступная цена не умаляет оригинального качества изделий в миниатюре, которые изготавливаются вручную. Даже тот, кто заказал точно такую же пушку, заметит особенности и отличия выпуска каждой бронзовой копии, что делает ее по-настоящему уникальной.

Как купить модели пушек с бесплатной доставкой по России

Вы можете купить модели пушек из бронзы с бесплатной доставкой по России и ближнему зарубежью. Для этого выполните простые условия действующей акции. А мы в свою очередь быстро доставим заказанный Вами товар в любую точку России. Условия проведения акции с бесплатной доставкой по России читайте в разделе

С литьем пушек возросла социальная и общественная роль литейщика. Произошло это после изобретения пороха и появления огнестрельного оружия.
Порох, на основании ряда исследований, был изобретен в Китае в IX в. и уже в X в. применялся для огнестрельного оружия. Арабы использовали его в конце XIII—начале XIV вв., они же завезли его в Европу в XIV в. через Испанию. В 20—40-х годах XIV в. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции, Германии, Англии. Наиболее раннее из известных упоминаний о применении артиллерии на Руси относится к 1382 г. (оборона Москвы от орд хана Тохтамыша).
Первые орудия представляли собой гладкоствольные трубки с глухой казенной частью, в которой имелось затравочное отверстие. Заряжали их с дульной части. Такая конструкция просуществовала почти до второй половины XIX в.
Орудийный ствол изначально получали при помощи сварки свинцом откованных железных полос, скрепленных затем медными обручами. Отдельно изготавливали казенную часть. Такая техника была пригодна для изготовления лишь орудий небольшого размера и не могла обеспечить их надежную эксплуатацию.
С этих позиций цельнолитая пушка даже из бронзы была предпочтительнее. При этом значительно ускорился и упростился процесс производства, появилась возможность более точно воспроизводить калибр орудия, улучшать его конструкцию. К конструкционным улучшениям следует отнести цапфы, позволявшие более просто менять угол наклона орудия при стрельбе, скобы на стволе — для его удобной переноски, простейшие прицельные приспособления (мушка и прорезь).

Рис. 159. Пищаль «Медведь». Бронза. Литейный мастер Семен Дубинин. 1590 г., Москва, Кремль

Первые шаги развития артиллерии на Западе и в Московском государстве характеризовались тем, что каждый литейный мастер создавал свой особый тип пушки, назначал по своему усмотрению длину, толщину и прочие размеры изделия. До появления общих требований к орудиям30 был распространен обычай украшать пушки орнаментами, надписями, отличительными скульптурами, от которых они часто получали свое название: «Аспид», «Лев», «Барс», «Гамаюн» и т.п. (рис. 159). В этом, как и в других отличиях, проявлялось своеобразное соперничество между литейщиками. Характерно, что старейшая из дошедших до наших дней русских литых пушек (1492 г.) не имеет цапф и скоб, но ее дуло и торец украшены орнаментом. Богато украшались вначале и появившиеся позже лафеты (рис. 160). Так что пушки также можно причислить к разряду художественных отливок прикладного назначения.

Рис. 160. Пищаль с «витым» стволом. Бронза. Литейный мастер Яков Осипов. 1671 г. Литой лафет — чугун. XIX в.
Техника литья к моменту появления огнестрельного оружия получила достаточное развитие, этому способствовало изготовление крупных колоколов. С технологической точки зрения, как пишет Н. Н. Рубцов , форма пушки представляет собой упрощенную форму колокола. Вследствие этого освоение производства пушек не представляло слишком серьезных затруднений для колокольных мастеров. Например, такие известные мастера-литейщики, как А. Чохов, Моторины, отливали и колокола, и пушки. На старинных гравюрах, где показаны литейные мастерские, можно увидеть одновременно изображение колоколов и пушек.
Литейщики достаточно быстро поняли, что хорошо звучащая, но хрупкая «колокольная бронза» мало подходит для изготовления пушек. Традиционная пушечная бронза содержит в два раза меньше олова, чем колокольная, что делает ее существенно пластичнее, т.е. более пригодной для эксплуатации при ударных нагрузках.
Хотя, к сожалению, и для военных целей, но именно массовое литье пушек положило начало созданию первых крупных литейных предприятий. Уже в царствование Ивана Грозного приглашенный из Италии знаменитый архитектор, инженер и артиллерист А. Фиорованти расширяет в Москве литейные мастерские и создает на их базе пушечнолитейное предприятие «Пушечную избу» (1478 г.). Вскоре на р. Неглинной, в районе Пушечной улицы, где сейчас находится здание «Детского мира», был построен завод — знаменитый «Пушечный двор», проработавший несколько столетий («Пушечная изба» сгорела через 10 лет после постройки).
При создании полковой артиллерии упорядочивается технологический процесс, разрабатываются основные элементы классификации пушек. Их стали делить
на группы в зависимости от величины ядра, заряжаемого в них. В 1540 г. в Нюрнберге была разработана таблица калибров с указанием диаметров каменных и чугунных ядер. Например, в России трехфунтовая пушка имела калибр 2,8 дюйма (70 мм); двенадцатифунтовая — 4,7 дюйма (120 мм) и т.д.
Формовка пушек, установившаяся в XIV в. — так называемая «медленная формовка», по аналогии с производством колоколов, использовалась сравнительно долго. В ее основу был положен древний способ изготовления колоколов по шаблону с горизонтальной осью вращения (по Теофилу).

Рис. 161. Пооперационное изготовление литейной формы пушки по способу «медленной формовки»
В первую очередь готовили глиняную модель корпуса пушки. На деревянный круглый или граненый сердечник слегка конической формы накладывали соломенный жгут, повторяя приблизительно наружные очертания ствола пушки (рис. 161, б). Далее формовщик руками наносил слои глины, предварительно просушивая предыдущий слой на воздухе. Первые слои состояли из жирной влажной глины, смешанной с молотым кирпичом, последние — из тонко размолотой жирной глины, смешанной с волосом (шерстью) и конским навозом. Излишек глины срезали шаблоном, повторяющим конфигурацию наружной поверхности ствола (рис. 161, в).
На полученную глиняную модель прибивали деревянные модели цапф, закрепляли модели ручек и украшений (рис. 161, г, рис. 162). Последние изготавливали из смеси воска, сала и толченого древесного угля в специальных гипсовых формах (рис. 163).
После получения модели переходили к изготовлению кожуха формы. Для этого модели пушек смазывали разделительным составом, состоящим из сала с растительным маслом. Затем наносили насколько слоев влажной смеси, аналогичной той, которую использовали в последних слоях модели. Каждый слой просушивали на воздухе. И далее па них наносили слои из густой глины до тех пор, пока не получали кожух толщиной от 175 до 300 мм (в зависимости от величины пушки). Затем извлекали модели цапф, а образовавшиеся отверстия заделывали глиной. Сверху на кожух для прочности накладывали железные обручи, продольные полосы (рис. 161, д) и снова железные обручи (рис. 161, е). Места пересечения поперечных и продольных бандажей скрепляли проволокой. После этого форму просушивали на козлах, разжигая под ней огонь (рис. 161, е, рис. 164). Высушенную форму снимали с козел, выбивали из модели сердечник, который тянул за собой соломенный жгут, вследствие чего его можно было легко извлечь из модели, разматывая жгут.

Рис. 162. Способ «медленной формовки»: закрепление на глиняной модели пушки моделей цапф, ручек и украшений. Илл. к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро
Форму с оставшейся в ней глиняной рубашкой модели ставили вертикально в яму на железные подкладки и разводили огонь внутри ствола, чтобы растопить разделительный слой между кожухом (формой) и рубашкой модели, а также выплавить восковые модели ручек и украшений.

Рис. 163. Гипсовые формы для изготовления восковых деталей модели пушки

Рис. 164. «Способ» медленной формовки». Сушка и обжиг литейной формы пушки. Иллюстрация к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро
Оставшаяся глиняная рубашка модели от прогрева становилась хрупкой и ее легко можно было удалить. Чтобы облегчить удаление рубашки, особенно из формы пушек малых калибров, на ней при изготовлении модели вырезали по винтовой линии пазик глубиной до соломенного жгута, затем пазик заливали канифолью или смолой. Таким образом, после удаления (разрушения) глиняной модели оставалась литейная форма для ствола пушки с отпечатками на внутренней поверхности всех украшений, надписей и т.п.
Стержень для формы пушки изготавливали также, как и модель, с той разницей, что сердечником служил железный прут; вместо соломенного жгута брали пеньковую веревку, а шаблон, по которому вытачивали стержень, имел конфигурацию внутреннего канала пушки.
Затем литейную форму собирали: устанавливали внутри стержень, раскрепляя его специальными приспособлениями — жеребейками, прикрепляли к форме ствола форму для казенной части. Продольный разрез формы показан на рис. 161, а.
Собранную форму ставили вертикально в заливочную яму казенной частью вниз. Пространство вокруг формы забивали сухой землей и на пей делали литниковую чашу, из которой металл поступал в литейную форму. Заливку форм, как и для всех других крупных отливок, выполняли непосредственно из печи по каналам в полу литейной. Так отливали бронзовые пушки в западно-европейских феодальных государствах и Московской Руси. В годы царствования Ивана III в Москве было налажено производство литых артиллерийских орудий, там работали литейный мастер Яков, его ученики Ваня-да-Васюк, Федька-пушечник, Павлин Фрязин Деббосис и др. .
Во времена Ивана Грозного русская артиллерия по мощи и силе не уступала артиллерии западно-европейских стран, а кое в чем и превосходила их. Об этом сообщали послы Византии, Венеции, Англии, побывавшие в Москве. Английский посол Дж. Флетчер писал в конце 80-х годов XVI в. «...ни один из христианских государей не имел такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь» . Так, в осаде г. Казани в 1552 г. участвовало 150 огнестрельных орудий.
В 70-х годах XVI в., готовясь к новому походу в Ливонию, Иван Грозный решил значительно повысить мощь осадной артиллерии. В осаде Полоцка в 1563 г. было использовано лишь 4 стенобитных орудия, между тем эффект от их применения оказался колоссальным. Тогда-то на московский Пушечный двор, только что отстроенный после опустошительного набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., поступило задание изготовить несколько тяжелых стенобитных орудий. Работами руководил знаменитый русский литейщик А. Чохов (ок. 1545— 1629 гг.).
В то время на Руси литье крупнокалиберных орудий не было новым делом для литейщиков . Еще в 1554 г., за двадцать с лишним лет до Ливонского похода 1575 г., на Пушечном дворе Кашпир Ганусов, учитель А. Чохова, отлил крупную пушку, получившую название «Кашпирова пушка». Она имела длину 448 см, весила 1200 пудов (19,65 т) и стреляла каменными ядрами по 20 пудов (327,6 кг); калибр ее был 53 см. Аналогичное орудие — мортиру «Павлин» — в 1555 г. отлил Степан Петров. Весила она 1020 пудов (16,7 т) и стреляла каменными ядрами массой 15 пудов (245,7 кг). Но и эти орудия имели предшественника: в 1488 г. при Иване III в Москве П. Деббосис отлил, по-видимому, не менее грозное орудие, которое историк Н. М. Карамзин назвал «Царь-пушкой». Позже, в XVII в. его называли «Павлином», как и орудие, отлитое позднее С. Петровым.
Только под руководством А. Чохова на Пушечном дворе было отлито около полутора десятков стенобитных пушек, не считая короткоствольных мортир " и пищалей32 малого калибра. Некоторые крупные пушки А. Чохова сохранились до наших дней. В Московском Кремле находятся стенобитные орудия «Аспид» и «Троил» (1590 г.). В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербурга хранятся 4 стенобитные пушки А. Чохова: «Инрог» (1577 г.), «Лев» и «Скорпея» (1590 г.) и «Царь Ахиллес» (1617 г.). Каждая из них имеет особую историю. Например, пушка «Царь Ахиллес» (рис. 165) использовалась при осаде Дорогобужа, Новгорода-Северского и других городов в 1632 г. В том же году она была захвачена поляками под Смоленском, а в 1703 г. взята шведами при осаде г. Эльбинга. В 1723 г. пушку выкупили русские купцы и возвратили ее па родину . Калибр орудия 152 мм, длина ствола 6080 мм, масса 3603 кг, лафет его изготовлен из чугуна, видимо, много позже. Однако венцом творчества выдающегося мастера является «Царь-пушка», отлитая им в расцвете творческих сил и являющаяся в наши дни одним из самых известных музейных экспонатов Московского Кремля (рис. 166).

Рис. 165. Стенобитная пищаль «Царь Ахиллес». Бронза. Литейный мастер А. Чохов. 1617 г. Литой лафет — чугун, XIX в, Санкт-Петербург

Рис. 166. «Царь-пушка» в Кремле (фотография начала XX века). Бронза. Литейный мастер А. Чохов. 1585 г. Литой лафет — чугун. Автор А. П. Брюлов, 1835 г., Москва

Рис. 167. Царь Федор Иоаннович (изображение на «Царь-пушке»)
Произнося слова «Царь-пушка» мы думаем, прежде всего, о размерах этого орудия. Между тем, название этой мортире дало литое изображение царя Федора Иоанновича, в годы правления которого она была отлита (рис. 167). Тем не менее, неизвестный автор так называемого «Пискаревского летописца», отмечая отливку мортиры как событие чрезвычайной важности, писал: «...повелением государя царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Руси слита пушка большая, такова в Руси и иных землях не бывала, а имя ей «Царь» . Справедливости ради следует заметить, что в это время существовала более крупная бронзовая пушка массой 57 т, отлитая в г. Ахмандагаре в Индии в 1548 г. Она стоит и сейчас на стене городской крепости близ знаменитого мавзолея Гол-Гумбаз , но ни А. Чохов, ни его современники могли об этом не знать. Этот факт и сейчас особенно не афишируется.
Размеры «Царь-пушки» А. Чохова — этого великолепного образца литейного искусства — впечатляют и в наши дни: длина мортиры 5,34 м, диаметр ствола 120 см, диаметр по поясу более 134 см, масса орудия 39,3 т, масса каменного ядра 52 пуда (352 кг).
Нельзя сказать, что конструкция «Царь-пушки» была технологичной, учитывая используемые приемы литья. Традиционная форма мортир, в том числе изготовленных А. Моховым (рис. 168, а), характеризуется ступенчатым внешним контуром, повторяющим внутреннюю форму ствола. Это позволяет уменьшить разность толщин стенок ствола и казенной части.

Рис. 168. Конструкция стволов древних мортир А. Чохова: а — Мортира «Самозванец», 1605 г.; б — «Царь-пушка», 1585 г.
По-видимому, впервые нарушил эту традицию К. Ганусов (1554 г.) при отливке мортиры крупного калибра, известной нам как «Кашпирова пушка». Стремясь сделать казенную часть ее более прочной, чтобы толстые стенки камеры могли противостоять давлению газов при выстреливании 20-пудовым ядром, он выполнил ствол пушки с постоянным наружным диаметром. Такая же конструкция и у «Царь-пушки» (рис. 168, б). Средняя толщина стенки ее ствола в дульной части — около 15 см, пороховой камеры — 38 см, задняя стенка имеет толщину 42 см. При такой разнице толщин стенок и принятом положении формы при заливке (казенной частью вниз) имеется большая вероятность появления внутренних дефектов усадочного происхождения в массивных частях отливки. Во избежание этого следует перевернуть форму казенной частью вверх и на дно пушки поставить прибыль33 для ликвидации возможных усадочных дефектов в задней стенке и стенках казенной части. Однако при этом возникают дополнительные трудности при формовке и сборке такой крупной формы. Ухудшаются условия удаления газов из стержня во время заливки формы и затвердевания отливки. Кроме того, в то время вряд ли можно было отрезать от пушки прибыль диаметром почти 1,5 м.
Тем не менее, все обошлось благополучно. Во всяком случае крупных дефектов, выходящих наружу, которые могли бы существенно снизить прочность металла пушки не обнаружено. Положительную роль, видимо, сыграли и относительно тонкие ручки (скобы) на казенной части, выполнившие функцию холодильников.
Гигантская пушка создавалась не для бутафории, поэтому ее установили без лафета на Красной площади, близ Москворецкой переправы, рядом с мортирой «Павлин» С. Петрова, которая находилась там уже 30 лет. С Пушечного двора на Красную площадь «Царь-пушку» перевозили на катках из толстых бревен. Волокли ее не менее 200 лошадей. В 1626 г. были построены специальные «раскаты» для этих пушек и с большими трудностями в 1627 г. их переместили к Лобному месту.
В 1701 г. Петр I, создавая новую артиллерию, издал указ, по которому пушку «Павлин» и «Кашпирову пушку» переплавили наряду с другими старыми орудиями. Однако, сознавая историческую ценность «Царь-пушки», он приказал сохранить ее. В 1765 г. «Царь-пушку» перевезли в Кремль и поместили под специально построенным каменным шатром вблизи Воскресенского монастыря. В 1835 г. для «Царь-пушки» по проекту академика Российской Академии художеств А. П. Брюллова в Петербурге на заводе Берда отлили чугунный лафет и установили пушку на лафете у главных ворот московского Арсенала.
В 1843 г. «Царь-пушку» перевезли от главных ворот Арсенала к старому зданию Оружейной палаты (здание было разобрано в 1960 г. в связи со строительством на этом месте Дворца Съездов). Перед пушкой сложили пирамиду из четырех полых (декоративных) чугунных ядер, масса каждого ядра — 1000 кг. По обе стороны от орудия сложили еще две пирамиды из менее крупных ядер (рис. 166). Поставили доску с надписью: «Дробовик Российский лит 1586 г. Вес ядра 120 пуд». Вес ядра ошибочно завышен вдвое, отсюда и возникла широко известная версия о бутафорском назначении пушки, так как при указанном весе снаряда пушку бы разорвало.
В 1960 г. пушку окончательно установили неподалеку от церкви Двенадцати Апостолов, рядом с «Царь-колоколом», где она находится и в настоящее время. Следует отметить, что соседство с гигантским бронзовым колоколом невыигрышно для пушки. По проекту Монферрана, «Царь-пушка» находилась среди других древних пушек кремлевской экспозиции, на фоне которых сильнее ощущалась ее мощь. Остальные пушки сейчас расположены на другом конце площади, у здания Арсенала, куда доступ посетителей Кремля ограничен.
Дальнейшее совершенствование процесса литья пушек было связано с необходимостью повышать их надежность, срок службы, подвижность, увеличивать их количество. Требование снизить массу орудий привело к жесткой стандартизации их размеров, уменьшению, а затем и ликвидации украшений. Последнее также упрощало их производство.
В XVII в. во многих странах начинает распространяться технология отливки орудий и снарядов из чугуна. Этот материал появился в Китае по одним источникам в VI в. до н.э., по другим — на рубеже старой и новой эр. Во всяком случае, уже к 954 г. относится упоминавшаяся гигантская чугунная отливка «Царь-лев» (см. рис. 50). В Европе же появление чугуна относится к XIV в., что послужило основанием ряду исследователей связать изобретение чугуна с Германией XIV в.
На самом деле, это яркий пример разновременного, но практически независимого появления новшества из-за слабого распространения информации.
Как в средневековье стали плавить чугун, точно не известно. По-видимому, это произошло случайно. При увеличении количества дутья в шахтных печах, использовавшихся в это время для получения железной крицы из руды, было замечено, что из домницы вместе со шлаком вытекает непохожее на шлак вещество. Затвердев, оно имело металлический блеск в изломе, было таким же прочным и тяжелым, как железо, но отличалось от него хрупкостью и не могло коваться . Так как его появление при плавке снижало выход готового железа, это вещество считали нежелательным. Не случайно, до сих пор за чугуном в Англии сохранилось старое, весьма нелестное название pig iron, т.е. «свинское железо».
Литейщики стали использовать чугун для пушек как материал более прочный, технологичный34, а главное, менее дефицитный. Но его применение требовало более совершенной металлургической базы. Поэтому до XVIII в. в одних странах отливали пушки по-прежнему из бронзы, в других — из чугуна.
Возраставшая потребность в пушках вступает в противоречие с процессом их «медленной формовки». Изготовление для каждой отливки разовой, уничтожаемой глиняной модели было явно нерационально, особенно после стандартизации размеров пушек одинакового калибра. Трудоемким был и процесс получения слоеной формы из глины. По существу, переворот в этой области осуществил известный французский ученый, инженер и политический деятель Гаспар Монж (1746—1818 гг.), автор способа так называемого быстрого литья пушек.
Г. Монж был создателем начертательной геометрии, без которой невозможно техническое черчение, соавтором современной десятичной метрической системы измерения и многого другого. Активный сторонник Великой Французской революции, он в 1792— i 793 гг. был морским министром, в 1793 г. заведовал пороховыми и пушечными делами в республике. По результатам своей деятельности он выпустил популярную в свое время книгу «Искусство литья пушек», переведенную в 1804 г. на русский язык. Благодарные потомки, отмечая его заслуги, в 1849 г. установили на доме, где он родился, его бюст и четыре трехцветных знамени с надписями: «Начертательная геометрия», «Политическая школа», «Каирский институт», «Литье пушек» .
По предложению Г. Монжа постоянная модель пушки разделена на части, которые формуются отдельно (подобно делению статуи на части). На рис. 169 показан продольный разрез формы с неизвлеченными частями модели. Пустотелая латунная или чугунная модель пушки состоит из шести отдельных, плотно пригнанных одна к другой, частей: четырех кольцевых моделей ствола, одного кольца — прибыльной надставки и одной казенной части. Выступы на модели в месте стыков воспроизводят пояски на теле пушки. Каждая из шести частей модели для облегчения сборки и разборки имеет крючки с внутренней стороны. Верхняя часть модели формирует прибыль, которую потом отрезают от тела пушки.
Форма изготавливалась в разборном металлическом жакете (опоке3"1), состоящем из кольцевых частей, соответствующих частям модели и дополнительно разделенных по оси симметрии, т.е. на 6 частей модели приходилось 12 частей жакета. Отдельные части жакета скреплялись при помощи чек и шпилек (клиньев).

Рис. 169. Способ «быстрого литья» пушек. Общий вид и разрез формы
Такая конструкция жакета облегчает формовку, а главное — извлечение готовой отливки из формы.
Форму изготавливали в вертикальном положении: сначала в нижней части кольцевого жакета формовали нижнюю часть модели. Ее предварительно смазывали разделительным составом. Затем пространство между стенкой модели и жакета заполняли формовочной смесью, состоящей из жирного песка, смешанного с конским навозом, и уплотняли ее. После чего и модель, и кожух постепенно наращивали. Поверхность контакта отдельных частей формы покрывали при этом разделительным составом. Заформованные части снимали (форму разбирали), извлекали из них модели и сушили части формы отдельно одну от другой. После этого внутреннюю поверхность частей формы красили формовочными чернилами и подсушивали. Стержень для оформления внутренней поверхности пушки изготавливали также, как при способе «медленной формовки».
Форму собирали, устанавливали стержень, все части жакета скрепляли. Заливку формы проводили в вертикальном положении. Позже модернизированный способ быстрого литья пушек использовали для получения чугунных водопроводных и канализационных труб (до широкого применения для этих целей центробежного литья).
Следует остановиться на качестве отливаемых пушек. Длинные стержни из глины имели плохую газопроницаемость, поэтому получить отливки без газовых раковин на внутренней поверхности орудий было трудно. Пока требования к качеству не отличались большой строгостью, мелкие дефекты заделывали. Однако, когда была установлена связь между наличием газовых раковин в канале и сроком службы пушки, требования к чистоте внутреннего канала ужесточились. В результате стали отбраковывать от 40 до 90% чугунных пушек }