Основы саморазвития личности лекции. Самосовершенствование. Самосовершенствование личности - психология

28.12.2023

Акмеологической (от греч. akme - вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.


Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

7.2. Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему", способную к саморегулированию и самовоспитанию: «Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности - ее огромные возможности; ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху 1 , стал таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования этих противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

В своем эксперименте он помещал собак в клетку с металлической сеткой вместо пола, через которую с разными интервалами времени пропускали электрический ток. Вначале животное пыталось спастись от болезненных ударов тока, металось по клетке в поисках выхода или какого-нибудь способа прекратить экзекуцию. Обнаружив, что никакое поведение не обеспечивает безопасности, животное становилось пассивным и безынициативным, забивалось в угол клетки, однако вегетативные показатели свидетельствовали о выраженной эмоциональной напряженности (повышалось давление крови, учащались и становились неравномерными пульс и дыхание, учащалось мочеиспускание и выделение кала, шерсть становилась дыбом). После этого условия опыта изменялись и животные оказывались в ситуации, когда они в принципе могли найти способ избегать наказания током (либо выскочив из клетки, либо разомкнув ток нажатием на рычаг). Но большинство их обнаружило полную неспособность к такому поиску". Селигман констатирует, что животные, длительное время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается обученная беспомощность.

Исследования, проведенные на людях, в значительной степени подтвердили результаты, полученные на животных. Студенты, которым предъявлялись принципиально нерешаемые задачи, оказывались неспособными в дальнейшем справиться с задачами, имевшими решение, хотя без такой предварительной «тренировки» они легко решали эти задачи.

Феномен обученной беспомощности (если он распространен во многих сферах жизни) приводит к формированию низкой самооценки, к неспособности преодолевать жизненные трудности, к утрате мотивации достижения.

Тяжелое переживание беспомощности возникает чаще всего как педагогически и психологически безграмотное поведение родителей, учителей, преподавателей.

Чрезвычайно важно, считает ли человек причиной своих неудач себя самого или внешние обстоятельства. В последнем случае тоже развивается чувство беспомощности. Человек готов к поражению еще до того, как приступает к делу. Складывается впечатление, что человек оказывается при этом жертвой нелепых случайностей, тогда как в действительности он закономерно сам их вызывает на свою голову.

Для ребенка или подростка, столь зависимого в своей самооценке от мнений окружающих, особенно тех, кого он уважает, может быть достаточно простой реплики «Ты все равно ничего не добьешься» для окончательной утраты веры в себя. Обученная беспомощность, отказ от достижения - это болезнь личности и регресс в ее развитии. Эта болезнь угрожает также и здоровью тела. И все средства хороши для преодоления этого состояния. В одиночку практически невозможно с ним справиться.

В процессе своего развития человек создает собственную реальность и уверен в ее истинности. Воспитание - это своеобразное программирование. К сожалению, очень часто главная идея этого программирования звучит так: «Ты - неудачник». И человек верит. Он говорит сам себе: «Не могу сделать это» и сказанное превращается в реальность. Воображаемые ограничения стали столь же реальными, как физические, и столь же труднопреодолимыми. Чтобы отвергнуть негативное программирование, для начала нужно просто предположить, что реальность - иная, что мир полон возможностей и они доступны, нужно действовать!

7.3. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере того, как он взрослеет, развитие человека все больше зависит от его же инициативы.

Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания.

Люди, достигающие акмеологических вершин (развитые личности), характеризуются следующими чертами.

Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей.

Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения.

Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

Активно наслаждаются жизнью.

Энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности.

Открыты переменам и новому жизненному опыту.
Индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин.

V Влияние семьи (почти всегда люди* детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

V Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

V Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

V Неадекватная обратная связь и враждебность других (во многих группах давать адекватную обратную связь является признаком невежливости: человек смотрится в кривые зеркала и развивается криво; также любая перемена, происходящая в человеке может угрожать или вносить дискомфорт в жизнь близких ему людей, поэтому они враждебны).

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Каждое, даже самое неблагоприятное событие, содержит в себе для человека какой-то важный урок. Нужно суметь его усвоить и сделать собственным достоянием, перевоплотить его в личный опыт. Любое жизненное изменение нуждается в правильном своем «прочтении», суть которого - найти возможность для себя, найти пользу и выгоду для собственного развития. Один удачливый бизнесмен так сформулировал эту мысль: «Я никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить чувство юмора». Таким образом, препятствия и неудачи представляют собой замаскированные благодеяния. Кто на них учится, тот достигает большего успеха, чем имел бы, если бы не столкнулся с препятствием или «провалом».

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть главными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

V Выявление собственных ограничений.

V Оценка и обсуждение их с другими.

V Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

V Приобретение новых умений.

V Анализ своего продвижения вперед.

V Вернуться к первому этапу.

Таким образом, всегда можно быть более плодотворным, более успешным, более общительным, более богатым, более устойчивым, более энергичным, более сильным, более искренним, более жизнерадостным, более живым. Мера собственного развития, мера собственной жизни не во внешнем мире, а в сознании конкретного человека. «Ты становишься тем, что у тебя в голове» - сказал кто-то из великих.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Почему самосовершенствование называют личностно-социальным
явлением?

2. Что такое самосовершенствование?

3. Что является основой процесса самосовершенствования?

4. Охарактеризуйте личностное изменение как адаптацию и как творчество.

5. Назовите и раскройте основные этапы процесса самосовершенствования.

6. В какой возрастной период наиболее отчетливо обнаруживается
потребность в самовоспитании?

7. Что такое «обученная беспомощность»? Как она формируется? Каковы ее
последствия?

8. Какими чертами характеризуется развитая личность?

9. Каковы наиболее распространенные ограничения на пути достижения
акмеологических вершин?

Ю.Каковы этапы плана работы по самосовершенствованию?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему цель самосовершенствования недостижима?

2. Почему творческое самосовершенствование нуждается в устойчивой
положительной мотивации? Что вас мотивирует к собственному развитию?

3. Прокомментируйте цитату из работы Э. Фромма: «Трагедия человеческой
ситуации отчасти в том, что развитие Я никогда не бывает полным; даже
при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих
возможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностью
родиться».

4. Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Приспосабливаясь, люди хотят
сохранить себя, и в то же время теряют себя».

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о своем предназначении и о жизненных целях. Кто-то встает на путь саморазвития еще в молодости, а кому-то предстоит дожить до зрелых лет, чтобы понять, что без ежедневной работы над собой жизнь становится пресной, рутинной и неинтересной. Принимая решение приложить свои усилия и изменить собственный мир, человек часто сомневается, какую дорогу, и какие способы саморазвития ему следует выбрать, чтобы результат был эффективным и впечатляющим.

Величайшая победа - победа над самим собой

Какие способы саморазвития можно предложить начинающим

Если у вас возникла мысль о том, что жить дальше без цели невозможно, вы непременно станете искать способы саморазвития, спрашивая советов у своих близких или интересуясь специальной литературой.

Следует помнить, что все, что вы найдете на страницах интернета или в целом ряде книг, может носить исключительно рекомендательный характер. Работа над собой – это личное, индивидуальное мероприятие, спланировать которое каждый должен самостоятельно.

Ни один другой человек не сможет глубоко войти в ваш внутренний мир, понять все то, что вас тревожит, что заставляет изменить свою жизнь. Некоторые люди живут устоявшимися шаблонами и стереотипами, и их советы и пожелания могут оказаться для вас неприемлемыми. К построению собственных планов и поиску способов саморазвития следует подходить творчески. Не нужно выполняя все пожелания и рекомендации без критичного осмысления, а внося в свою программу оригинальные пункты и нестандартные задачи.

Общими пожеланиями, своеобразным руководством к действиям могут послужить 10 способов саморазвития. Они помогут определить, с чего начать упорную работу над собой.


Что может послужить эффективным методом организации саморазвития

Добившись чего-то, ты всегда чувствуешь опустошение, но именно это и заставляет тебя побеждать снова

Шумахер М.

Для достижения успехов в работе над собой большую роль могут сыграть тренинги. Они могут быть профессиональными, и касаться определенной сферы деятельности, и личностными.

Если вы четко поставили цель, вам непременно стоит посещать занятия, отличительной чертой которых является создание особого эмоционального фона. Человек видит вокруг себя единомышленников, обменивается с ними информацией, приобретает новый опыт и делает для себя эффективные выводы. Руководитель тренингов, как правило, является профессионалом своего дела, и может организовать мероприятие таким образом, чтобы максимально мотивировать человека к работе над собой и борьбе с собственными недостатками.

Посещая тренинги, можно научиться рационально планировать свое время, не тратить зря ни одной минуты, и выработать свой, уникальный подход к организации саморазвития. Ведь часто человек нуждается в наглядном примере, а на таких занятиях их будет более чем достаточно. Высказывая свои мысли, советуясь с другими участниками тренингов и руководителем, он может откорректировать собственные методы, или обрисовать сопутствующие цели на будущее.

Не может быть никакой речи об успешной работе над собой, если человек не будет читать книги. Безусловно, многие незамедлительно находят себе оправдание, ссылаясь на отсутствие времени. Но это – не более чем отговорки, и попытки оправдать свою неорганизованность.

Кроме мотивационной литературы о способах саморазвития, существует целое множество книг, в которых можно почерпнуть полезную и нужную информацию. Выделяя всего по тридцать минут в день на чтение, человек поневоле расширяет свой кругозор, развивает мышление, тренирует свой мозг. Каждый знает, в какой период суток он является наиболее восприимчивым к информации, и можно выделить это время для ежедневного чтения.

Человек может приучить свой организм вставать пораньше, и в этот период, когда никто не отвлекает, посвятить себя чтению. Речь не идет о том, чтобы книга была прочитана «от корки до корки». В ней можно находить лишь полезную информацию, которая вызывает неподдельный интерес или пригодится для определенной деятельности.

Стоит отметить, что многие классические произведения необходимо читать полностью, поскольку это приносит, помимо полезной информации, и удовольствие. Автор делится своими мыслями и умозаключениями, обогащая внутренний мир читателя, и человек получает положительные эмоции и богатые впечатления.

Подводя итоги статьи, можно отметить, что способы саморазвития, которые рассмотрены выше, могут послужить отправной точкой в продвижении человека к успеху, но применять их следует творчески, учитывая свои специфические особенности. Расширяя опыт и совершенствуя навыки, каждый может выстроить свою, личную теорию, и даже целую методику самосовершенствования. Главное – это твердость и решительность, без которых процесс развития невозможен.

Лучше победить самого себя, чем выиграть тысячи сражений

Будда Шакьямуни

Т ема саморазвития интересует людей на протяжении всего существования человечества. А как иначе? С самого рождения человеком движет стремление развиваться. Ребёнок учится ходить, разговаривать, осваивает навыки владения своим телом и умом. Некоторые развиваются и учатся долгие годы, а некоторые и на протяжении всей своей жизни. шагает в ногу со стремлением развиваться. Всё живое в этом мире либо развивается, либо деградирует. Человек не исключение: пока он развивается - он жив. Как только развитие останавливается, он неминуемо меняет вектор восхождения на противоположный.

Что же такое саморазвитие? Прежде всего, это осознание себя как личности и признание себя частью внешнего мира. Далее, противопоставляя себя этому окружающему миру, личность осознаёт и признаёт своё несовершенство, понимает, что способна стать лучше, и принимает решение развиваться и стремиться к идеалу.

Основы саморазвития личности

В основе саморазвития личности лежит потребность во внутренней гармонии человека. Вернее сказать, что отсутствие гармонии запускает внутренний механизм, который, в свою очередь, является толчком к личностному росту человека. Кроме того, верными спутниками самосовершенствования выступают потребности в самовыражении и самореализации. Человека, выбравшего путь самосовершенствования, характеризует желание самостоятельно выбирать направление своего жизненного пути. Ведь без саморазвития, самовоспитания и самодисциплины возможно лишь плыть по течению и медленно, а в некоторых случаях очень стремительно угасать, как угасает всё в природе, что не развивается.

Виды самосовершенствования могут быть разными:

  • профессиональное саморазвитие,
  • физическое саморазвитие,
  • творческое саморазвитие,
  • интеллектуальное саморазвитие,
  • духовное саморазвитие и т. д.

Саморазвитие включает в себя самовоспитание, наличие и укрепление силы воли, контроль над своими желаниями и эмоциями, трезвую самооценку и самодисциплину.

Сегодня тому, кто встал на путь самосовершенствования, предлагается немало различной литературы по саморазвитию, разнообразные тренинги по личностному росту, всевозможные студии творческого развития, тренинги по медитации и дыхательным техникам для восстановления и успокоения ума в ритме современного мира.

На этом рынке средств и способов самосовершенствования можно выделить одно из наиболее древних и полноценных направлений - это йога. Вопреки бытующему мнению, йога не является только оздоровительной гимнастикой отшельников в Гималаях. Йога есть не что иное, как древнейшая система самосовершенствования человека, дошедшая до наших времен. Это некий свод правил и действий, состоящий из восьми ступеней для человека, вставшего на путь саморазвития и самосовершенствования.

Рассмотрим, в чём это проявляется, и развеем некоторые страхи, связанные с йогой.

Сама по себе йога - это философия жизни. Йогой может заниматься абсолютно любой человек, в любом возрасте и с абсолютно любым мировоззрением.

Вы избегаете йоги, потому что религиозны? Йога не является религией, и в то же время её учение не противоречит ни одной из известных религиозных школ. Принципы нравственности, чистоты тела, духа и намерений лежат в основе первых двух ступеней пути самосовершенствования, или йоги. Это такие принципы, как:

  1. запрет на убийство и причинение вреда,
  2. воздержанность в чувственных удовольствиях,
  3. правдивость,
  4. отсутствие стремления обладать чужим,
  5. свобода от накопительства (собирательства хлама),
  6. чистота тела, чистота души,
  7. удовлетворённость (позитивное мышление и оптимизм),
  8. самодисциплина (стойкость, самоограничение и самовоспитание),
  9. самообразование и изучение своего внутреннего мира,
  10. преданность высшим идеалам.

Фактически, это свод этических норм, без которых путь к совершенству невозможен.


Вы не пластичны и не обладаете достаточной гибкостью? Но йога не про это. Вернее, не только про это. Третья ступень классической йоги включает в себя занятия физическими упражнениями, развивающими силу и выносливость, укрепляющими физическое и психическое здоровье. К сожалению, многие сейчас воспринимают йогу, как гимнастику. Однако, как мы видим, это лишь одна из ступеней, ведущих человека вверх по пути самосовершенствования. Само по себе физическое здоровье, или увеличение физического потенциала, уже может являться целью саморазвития для индивида. Но какой бы другой путь не избрал человек, без физического здоровья и выносливости это делается практически невозможным. Когда человек болен или имеет слабое здоровье, ему не до саморазвития. Регулярные занятия йогой помогут задействовать внутренние резервы организма и сделать тело здоровым.

Кроме того, йога включает в себя различные техники дыхания, самомассажи и, конечно, медитацию. Медитация способствует устранению накопившейся усталости и напряжения, снимает стресс, учит управлять своими эмоциями, позволяет трезво и осознанно смотреть на свои проблемы и находить их решения. Практика медитации помогает избавиться от вредных привычек и страстей. С помощью медитации человек может справиться с завистью, тоской и депрессией, и она станет хорошим спутником для человека, вставшего на путь саморазвития.

Йога есть не что иное, как целостная и гармоничная система саморазвития человека. Познакомившись с йогой и выбрав для себя путь самосовершенствования, отработанный веками, человек обретает внутреннюю гармонию, нехватка которой изначально и побуждает его встать на путь саморазвития.

Результат отсутствия целеустремленной работы над собой — это личностные ошибки, которые не служат уроком для человека.

Осознавая их и делая работу над ошибками, вы возможно не «наступите на те же самые грабли». Но этого мало, для достижения цели, а именно, личностного роста. Одного только сознания мало, необходима практическая упорная работа.

С чего начать саморазвитие?

Прежде всего саморазвитие личности предполагает овладение тремя основными качествами, необходимыми для личностного роста:

1. Умение следить за собой, анализировать и критически относиться к себе.
2. Умение укреплять и проявлять волю.
3. Умение верить в себя и формирование уверенности в себе.

Мы рассматриваем саморазвитие как умение самостоятельно следить за выполнением поставленной задачи, самому анализировать свою деятельность и делать выводы и, наконец, умением управлять и владеть собой для того, чтобы точно выполнить поставленную перед собой задачу. Эти условия являются основными во в работе над собой, для саморазвития.

Самостоятельная работа над собой, самовоспитание и саморазвитие возможны при условии достаточно развитого сознания и мышления. Приучать к этому надо начинать с детского возраста. В полной же мере эта работа должна осуществляться в юношеском возрасте. Но и для взрослых, целеустремленных людей, самосовершенствование не помешает.

Основы саморазвития: управление собой и самоконтроль

Умение следить за собой предполагает умение обращать внимание, в нужный момент, на выполнение того или иного действия.

Вы должны научиться своевременно замечать за собой когда вы, например, сердитесь, волнуетесь. Саморазвитие начинается с элементарного наблюдения за собой. Старайтесь находить причины несовершенства в себе. Ведь, нам свойственно сначала находить эти причины в других людях или слишком объективно оценивать свои недостатки.

Большинство наших ошибок мы даже не замечаем, привыкаем к ним и тем самым наносим себе большой вред. И поверьте, если вы начнете к себе относиться достаточно критически и научитесь быть строгим с собой (а это достигается путем упорной работы), то вы перестанете допускать жизненные ошибки. Или их станет намного меньше.

Основы саморазвития: воспитание волевых качеств

Умение владеть и управлять собой достигается путем укрепления воли во всём многообразии её проявления.

Как же стать волевым человеком?

Попробуйте для начала обдумать свои действия в тех или иных жизненных обстоятельствах, в которых вам не хватает силы воли. Придумайте некий образ своего поведения. Но так как всего предусмотреть нельзя, то во всех форс — мажорах не поддавайтесь влиянию обстоятельств, обстановки, своих чувств, а старайтесь найти достойное решение, которое позже не вызывало бы чувства стыда и раскаяния.

Воля человека развивается тогда, когда разум превалирует над чувствами. Когда человек сознательно управляет своими поступками, а мышление остается ясным, объективным, непредубежденным и направленным на заранее обдуманный путь, что достигается усилием воли.

Мы умеем управлять собой только тогда, когда мы поступаем в согласии с убеждением и сознанием, но вразрез со своим желанием. Другими словами, надо уметь заставить себя делать то, что надо, а не то что хочется

Помните, безволие может свести на нет все ваши хорошие качества. С чего же еще можно начать саморазвитие?

Основы саморазвития: уверенность в себе

Для успешного личностного роста основным условием является вера в себя! Сомнения разрушают человека изнутри, а потом и его жизнь в целом. Это психологический факт. Уверенность в себе формируется не только благодаря оценке окружающих или успешным действиям.

Скорее наоборот, сначала человек начинает верить в себя, а потом уже приходит успех.
Вера в себя и уверенность в собственных силах начинается с ваших мыслей.»У меня это не получится», «я это не умею и за это не возьмусь», «это очень трудно, не реально» — это мысли сомневающегося и неуверенного в себе человека.

Для начала должно прийти решение что — либо сделать или преодолеть. После, вы должны сказать себе: «Я это сделаю, во что бы то ни стало». Пусть это будет приказом или самовнушением, но зато в результате появляется желание, т. е. рациональное оптимистичное настроение, мобилизующее моральные силы.

  • Кому нужен личностный рост
  • Распространённые ошибки
  • Примеры самореализации

Каждый человек в процессе жизни проходит путь самостоятельного развития личности и каких-либо качеств. Иногда люди даже не осознают, что такое самосовершенствование и не обращают внимания на свои действия, выполняемые для реализации каких-то проектов. Как правило, это очень организованные личности. Такой человек чувствует себя реализованным, нужным.

К сожалению, большинство из нас ощущают противоположные чувства в какой-либо сфере жизни. Не получается построить карьеру, проблемы с созданием семьи, постоянное чувство невостребованности и одиночества, сложности с преодолением трудностей и т. д.

Самосовершенствование - сознательно проводимая работа по личному развитию и росту. В процессе, человек формирует какие-либо качества или свойства личности в определённых областях. Он стремится достигнуть каких-либо поставленных целей, путём регулярных упражнений и действий. Такие процессы ориентируются не на внутренние чувства, а на жизненные потребности, на правила социума.

Кому нужен личностный рост

Как решить проблемы с достижением мечты? Как добиться успеха в работе, учёбе? Что такое саморазвитие и кому оно необходимо?

Если вы неуверенный человек, личность которая постоянно сталкивается с трудностями и сложно представляет как их решать. Ваша жизнь лишена удовольствий и вы видите только мрачные стороны - просто необходимо начать личный рост. В этом вам может поспособствовать бесплатный курс Алексея Толкачева - «Жизнь на полной можности» .

Нужно подготовиться к кропотливой и порой трудной работе по тренировке собственного я. Зато сможете добиться жизни, полной увлекательных событий и гордости за себя. Но между понятием и действием, есть большая разница.

Личностный рост - 5 ключевых факторов

С чего начать саморазвитие? Резонный вопрос. Потребности у людей различные. Одни испытывают необходимость привести своё тело в порядок, другие душу, третьи добиться финансовой независимости, а кто-то мечтает всё выполнить одновременно и сразу. Конечно, самосовершенствование - процесс всей жизни, но уместно ставить небольшие цели и идти к желаемому маленькими, но уверенными шажками.

Первые шаги обязательно нужно начинать со следующих действий:

  • Мотивации - именно это чувство должно сопровождать на протяжении процесса.

  • Взаимоотношения с людьми . Любые достижения, продвижение и успех начинаются с общения. Поэтому взаимодействовать с другими людьми просто необходимо.
  • Совершенствование физического состояния . Приучите себя к регулярным физическим занятиям. Не забывайте - в первую очередь оценивают внешность. После этого ум и другие качества. Регулярные занятия научат порядку и силе духа. Здоровье также важный показатель.
  • Прочитайте книгу, статью по личному развитию . Необходимо привести мысли в порядок, выделить главные приоритеты. Так как захламлённое сознание приведёт к беспорядочным действиям. Порядок в голове напрямую связан с обстановкой. Захламлённый дом воздействует на качество мыслей. Введите правило, регулярно проводить уборку.
  • Выделите цель, к которой будете двигаться . Выберите 5–6 шагов, с помощью которых планируете достичь конечного результата.

Принципы самосовершенствования

Это основные принципы в которые можно вложить множество способов. Например, человек желающий сбросить лишний вес понимает - нужно регулярно выполнять физические упражнения. Понимает не до конца, нужно изучить информацию.

Но, между понятием и действием, есть большая разница. Нужна сильная мотивация. Она заставит приучить себя, иногда даже через лень всё-таки выполнять нужное. Поверьте, настанет день, когда эти действия будут приносить вам радость. Здоровое и красивое тело поднимет уверенность в себе, и появится готовность добиваться новых целей.

Если собрать всё в нескольких словах, то основные процессы определятся как:

  1. Возможность мечтать, отсюда выделять желаемую цель.
  2. Дисциплина.
  3. Систематичность.
  4. Развитие разума.
  5. Вдохновение.
  6. Физическое состояние.
  7. Счастье в душе и отзывчивость.
  8. Достижение задуманного.

Распространённые ошибки

Старайтесь ставить выполнимые цели, особенно в начале работы над собой. Вы должны почувствовать собственные возможности, умение добиваться задуманного. Не хватайтесь за всё подряд, выделяйте главные задачи.

Зачастую мы делаем намного меньше чем планируем. Поэтому ежедневно анализируйте где была нерациональная утечка времени. Фраза - « Управление временем - равнозначно управлению жизнью!» - актуальна для каждого. Звучит как нотация, но нельзя откладывать на потом поставленные планы. Выполняйте в данный момент и сейчас.

Научитесь распределять день. Не спите лишнее время - организму для отдыха нужно около 8 часов. Также не стоит истязать себя бессонницей. Уставший организм будет работать вполовину возможных сил. Постарайтесь развлечения свести к конкретному времени, а не растягивать день на просмотр сериалов, щёлканье семечек, компьютерных игр и т. д. Всё это напоминает школьные истинны, но чаще всего такие моменты, становятся преградой к самореализации и возможности чувствовать себя счастливым.

Примеры самореализации

Их множество. Яркий, популярный пример - изучение языков . Такой способ полезен, интересен и открывает широкие возможности. Сможете спокойно путешествовать по зарубежью, читать произведения в оригинале и продвигаться в смысле карьеры. Даже помочь в изучении собственным детям - большой плюс.

Существует множество курсов, всевозможных тренингов и преподавателей , носителей языка. Возможность владеть иностранной речью, разовьёт фантазию, поможет более грамотно выражаться.

Путешествуйте . Не получается далеко, посещайте соседние города. Сможете узнать о культуре других народов, религии, образу жизни. Всестороннее развитие и отдых от повседневных дел пойдёт на пользу.

Саморазвитие человека лежит полностью на нём самом, так же как и построение жизни. Стремление развиваться и не прекращать учиться необходимо постоянно. Ведь не бывает предела совершенству. Главное, для человека чувствовать себя наполненной, глубокой, духовной личностью и тогда окружение будет воспринимать вас так же.