Вместо платы за использование воды с начала 2005 года был установлен и введен в постоянное действие специальный налог водный. Необходимо учитывать, что база достаточно сложная, так как определяется для каждого объекта и пользователя отдельно. Поэтому прежде, чем производить оплату, лучше тщательно ознакомиться со всеми нюансами.
С 2018 года расширяется круг лиц, обязанных вносить оплату, кроме этого внесены некоторые поправки, касающиеся ставок и осуществления самой оплаты.
Оплата и объекты, которые облагаются, регламентируются двумя кодексами РФ: Налоговым и Водным.
Плательщиками являются физические и юридические лица, которые осуществляют:
К объектам, которые не облагаются специальной платой, относят:
Когда осуществляется забор, база рассчитывается в объеме забранной жидкости за определенный отчетный период. При этом для точности используют специальные измерительные приборы. Если такие приборы отсутствуют, то база рассчитывается в зависимости от производительности и времени работы техники или по нормам водопотребления.
Если используется акватория объекта, то база устанавливается исходя из его площади. В гидроэнергетике исчисления производятся путем подсчета специальных показателей по затраченной энергии за отчетный период. При сплаве древесины база зависит от объема деревянного производства.
Декларация должна правильно заполняться и подаваться в установленные сроки ответственному органу. Ее форма утверждена Минфином РФ.
Ставки установлены в рублях и дифференцируются исходя из вида использования жидкости, расположения экономического района, бассейна реки, моря или озера. Ставки подлежат индексации, на 2018 год действует коэффициент, составляющий 1,15.
Если забор производится сверх установленных лимитов, то ставка изменится путем увеличения в пять раз. Увеличиваться в стоимости будут только ресурсы, использованные сверх нормы. Декларация подается каждый квартал. Пример заполнения можно найти на официальном сайте.
Юридическое лицо, которое является плательщиком, может предоставлять отчетность лично, в электронном виде или заказным письмом.
Декларация подается в органы по месту нахождения объекта. При этом документы по водному налогу нужно подать не позже установленных законодательной базой сроков, а именно 4 раза в год (до 20 числа, следующего за отчетным месяцем). Таким образом, отчетность подается до 20 числа в таких месяцах, как апрель, июль, октябрь и январь.
Налог является косвенным, а его оплата производится в федеральный бюджет. Льготы, сроки и порядок его оплаты регулируются государством. Сущность начисления состоит в его платности для пользователей государственной собственностью. Все такие объекты являются государственной собственностью, так как муниципальная позволяется только для небольших и незначимых объектов.
Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.
Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:
забор воды из водных объектов;
использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения:
забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.
Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:
при заборе воды мира;
при использовании акватории;
при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:
с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.
При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).
Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Водный налог: подробности для бухгалтера
Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...
Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...
Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...
02/14572 Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего... не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей...
И природного газа взимаются соответственно водный налог (глава 25.2 НК РФ...
... (по жалобе Ворониной Т.Е.). Водный налог. 22. Осуществление забора воды для... случае льготной ставки водного налога является неправомерным. Основанием для начисления водного налога послужил вывод... ставка применялась налогоплательщиком при исчислении водного налога в отношении объема воды, отпущенной... неправомерным применение обществом пониженной ставки водного налога для указанных учреждений, судебные инстанции...
ЕНВД при совершении спорных сделок Водный налог Определение от 19 августа 2016 ... в целях применения льготной ставки водного налога. Суды пришли к выводу, что... с чем применение льготной ставки водного налога является не правомерным. Вопросы добросовестности...
Водному налогу" Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по водному налогу... опубликованы контрольные соотношения ее показателей. Налоговая декларация по водному налогу... КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ Федеральная налоговая служба в... контрольные соотношения показателей декларации по водному налогу. Государственный советник Российской Федерации... отчетности Налоговая декларация по водному налогу Идентификация документа, утверждающего форму...
Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. письмо ФНС
Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. прочий ФНС
Еще одно изменение: при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога сейчас равна 93 руб. за 1000 куб. м В 2015 году ставка составляла 81 руб. за 1000 куб. м забранных (изъятых) водных ресурсов. Полная информация по действующим ставкам приведена в обосновании.
Начиная с представления декларации по водному налогу за I квартал 2016 года, надо использовать новый бланк отчета. Основные изменения, которые произошли в форме декларации, перечислены в обосновании.
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Налоговые ставки
Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:
Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .
Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.
Ставки водного налога в 2016 году
Забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах лимитов | |||||||||
Экономи- ческий район |
Бассейн реки, озера | Налоговая ставка в руб. | Налоговая ставка, когда есть специальные приборы учета, чтобы измерить количество воды в руб. с учетом коэффициента на 2016 год (1,32) за 1 тыс. куб. м воды, забранной | *** за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |||||
из поверхностных водных объектов | **** | из поверхностных водных объектов (гр. 3 х 1,32) | из подземных водных объектов**** (гр. 4 х 1,32) | из поверхностных водных объектов (гр. 3 х 1,32 х 1,1) | из подземных водных объектов**** (гр. 4 х 1,32 х 1,1) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Северный | Волга | 300 | 384 | 396 | 507 | 436 | 558 | ||
Нева | 264 | 348 | 348 | 459 | 383 | 505 | |||
Печора | 246 | 300 | 325 | 396 | 357 | 436 | |||
Северная Двина | 258 | 312 | 341 | 412 | 375 | 453 | |||
Прочие реки и озера | 306 | 378 | 404 | 499 | 444 | 549 | |||
Северо-Западный | Волга | 294 | 390 | 388 | 515 | 427 | 566 | ||
Западная Двина | 288 | 366 | 380 | 483 | 418 | 531 | |||
Нева | 258 | 342 | 341 | 451 | 375 | 497 | |||
Прочие реки и озера | 282 | 372 | 372 | 491 | 409 | 540 | |||
Централь- ный |
Волга | 288 | 360 | 380 | 475 | 418 | 523 | ||
Днепр | 276 | 342 | 364 | 451 | 401 | 497 | |||
Дон | 294 | 384 | 388 | 507 | 427 | 558 | |||
Западная Двина | 306 | 354 | 404 | 467 | 444 | 514 | |||
Нева | 252 | 306 | 333 | 404 | 366 | 444 | |||
Прочие реки и озера | 264 | 336 | 348 | 444 | 383 | 488 | |||
Волго-Вятский | Волга | 282 | 336 | 372 | 444 | 409 | 488 | ||
Северная Двина | 252 | 312 | 333 | 412 | 366 | 453 | |||
Прочие реки и озера | 270 | 330 | 356 | 436 | 392 | 479 | |||
Центрально-Чернозем- ный |
Днепр | 258 | 318 | 341 | 420 | 375 | 462 | ||
Дон | 336 | 402 | 444 | 531 | 488 | 584 | |||
Волга | 282 | 354 | 372 | 467 | 409 | 514 | |||
Прочие реки и озера | 258 | 318 | 341 | 420 | 375 | 462 | |||
Поволжский | Волга | 294 | 348 | 388 | 459 | 427 | 505 | ||
Дон | 360 | 420 | 475 | 554 | 523 | 610 | |||
Прочие реки и озера | 264 | 342 | 348 | 451 | 383 | 497 | |||
Северо-Кавказский | Дон | 390 | 486 | 515 | 642 | 566 | 706 | ||
Кубань | 480 | 570 | 634 | 752 | 697 | 828 | |||
Самур | 480 | 576 | 634 | 760 | 697 | 836 | |||
Сулак | 456 | 540 | 602 | 713 | 662 | 784 | |||
Терек | 468 | 558 | 618 | 737 | 680 | 810 | |||
Прочие реки и озера | 540 | 654 | 713 | 863 | 784 | 950 | |||
Уральский | Волга | 294 | 444 | 388 | 586 | 427 | 645 | ||
Обь | 282 | 456 | 372 | 602 | 409 | 662 | |||
Урал | 354 | 534 | 467 | 705 | 514 | 775 | |||
Прочие реки и озера | 306 | 390 | 404 | 515 | 444 | 566 | |||
Западно-Сибирский | Обь | 270 | 330 | 356 | 436 | 392 | 479 | ||
Прочие реки и озера | 276 | 342 | 364 | 451 | 401 | 497 | |||
Восточно-Сибирский | Амур | 276 | 330 | 364 | 436 | 401 | 479 | ||
Енисей | 246 | 306 | 325 | 404 | 357 | 444 | |||
Лена | 252 | 306 | 333 | 404 | 366 | 444 | |||
Обь | 264 | 348 | 348 | 459 | 383 | 505 | |||
Озеро Байкал и его бассейн | 576 | 678 | 760 | 895 | 836 | 984 | |||
Прочие реки и озера | 282 | 342 | 372 | 451 | 409 | 497 | |||
Дальневос-точный | Амур | 264 | 336 | 348 | 444 | 383 | 488 | ||
Лена | 288 | 342 | 380 | 451 | 418 | 497 | |||
Прочие реки и озера | 252 | 306 | 333 | 404 | 366 | 444 | |||
Калинин- градская область |
Неман | 276 | 324 | 364 | 428 | 401 | 470 | ||
Прочие реки и озера | 288 | 336 | 380 | 444 | 418 | 488 | |||
Забор воды из территориального моря России и внутренних морских вод в пределах лимитов | |||||||||
Море | Налоговая ставка в руб. |
Налоговая ставка в руб., когда есть приборы учета, чтобы измерить количество воды с учетом коэффициента на 2016 год (1,32)
за 1 тыс. куб. м морской воды (гр. 2 х 1,32) |
Налоговая ставка, в руб., когда нет специальных приборов учета
*** , чтобы измерить количество воды с учетом коэффициентов 1,32 и 1,1
за 1 тыс. куб. м морской воды (гр. 2 х 1,32 х 1,1) |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Балтийское | 8,28 | 11 | 12 | ||||||
Белое | 8,40 | 11 | 12 | ||||||
Баренцево | 6,36 | 8 | 9 | ||||||
Азовское | 14,88 | 20 | 22 | ||||||
Черное | 14,88 | 20 | 22 | ||||||
Каспийское | 11,52 | 15 | 17 | ||||||
Карское | 4,80 | 6 | 7 | ||||||
Лаптевых | 4,68 | 6 | 7 | ||||||
Восточно-Сибирское | 4,44 | 6 | 6 | ||||||
Чукотское | 4,32 | 6 | 6 | ||||||
Берингово | 5,28 | 7 | 8 | ||||||
5,64 | 7 | 8 | |||||||
Охотское | 7,68 | 10 | 11 | ||||||
Японское | 8,04 | 11 | 12 | ||||||
Использование акватории поверхностных водных объектов, кроме сплава древесины в плотах и кошелях | |||||||||
Экономический район | (гр. 2 х 1,32) | ||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Северный | 32,16 | 42 | |||||||
Северо-Западный | 33,96 | 45 | |||||||
Центральный | 30,84 | 41 | |||||||
Волго-Вятский | 29,04 | 38 | |||||||
Центрально-Черноземный | 30,12 | 40 | |||||||
Поволжский | 30,48 | 40 | |||||||
Северо-Кавказский | 34,44 | 45 | |||||||
Уральский | 32,04 | 42 | |||||||
Западно-Сибирский | 30,24 | 40 | |||||||
Восточно-Сибирский | 28,20 | 37 | |||||||
Дальневосточный | 31,32 | 41 | |||||||
Калининградская область | 30,84 | 41 | |||||||
Использование акватории территориального моря России и внутренних морских вод | |||||||||
Море | Налоговая ставка (тыс. руб. в год) за 1 кв. км используемой акватории | Налоговая ставка (тыс. руб. в год) за 1 кв. км используемой акватории с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32) | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Балтийское | 33,84 | 45 | |||||||
Белое | 27,72 | 37 | |||||||
Баренцево | 30,72 | 41 | |||||||
Азовское | 44,88 | 59 | |||||||
Черное | 49,80 | 66 | |||||||
Каспийское | 42,24 | 56 | |||||||
Карское | 15,72 | 21 | |||||||
Лаптевых | 15,12 | 20 | |||||||
Восточно-Сибирское | 15,00 | 20 | |||||||
Чукотское | 14,04 | 19 | |||||||
Берингово | 26,16 | 35 | |||||||
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 29,28 | 39 | |||||||
Охотское | 35,28 | 47 | |||||||
Японское | 38,52 | 51 | |||||||
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики | |||||||||
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. кВт ч электроэнергии | Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. кВт ч электроэнергии с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32) | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Нева | 8,76 | 12 | |||||||
Неман | 8,76 | 12 | |||||||
9,00 | 12 | ||||||||
8,88 | 12 | ||||||||
Северная Двина | 8,76 | 12 | |||||||
9,00 | 12 | ||||||||
Реки бассейна Баренцева моря | 8,76 | 12 | |||||||
Амур | 9,24 | 12 | |||||||
Волга | 9,84 | 13 | |||||||
Дон | 9,72 | 13 | |||||||
Енисей | 13,70 | 18 | |||||||
Кубань | 8,88 | 12 | |||||||
Лена | 13,50 | 18 | |||||||
Обь | 12,30 | 16 | |||||||
Сулак | 7,20 | 10 | |||||||
Терек | 8,40 | 11 | |||||||
Урал | 8,52 | 11 | |||||||
Бассейн озера Байкал и река Ангара | 13,20 | 17 | |||||||
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря | 8,52 | 11 | |||||||
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей | 10,44 | 14 | |||||||
Прочие реки и озера | 4,80 | 6 | |||||||
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях | |||||||||
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава | Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32) | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Нева | 1656,0 | 2186 | |||||||
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень | 1705,2 | 2251 | |||||||
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1522,8 | 2010 | |||||||
Северная Двина | 1650,0 | 2178 | |||||||
Прочие реки бассейна Белого моря | 1454,4 | 1920 | |||||||
Печора | 1554,0 | 2051 | |||||||
Амур | 1476,0 | 1948 | |||||||
Волга | 1636,8 | 2161 | |||||||
Енисей | 1585,2 | 2092 | |||||||
Лена | 1646,4 | 2173 | |||||||
Обь | 1576,8 | 2081 | |||||||
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях | 1183,2 | 1562 | |||||||
Забор воды для водоснабжения населения | |||||||||
Единая ставка - 93 руб. за 1 тыс. куб. м воды, которую изъяли из водного объекта независимо от экономического района и бассейна реки (озера) |
За сверхлимитный забор воды ставки увеличивают в пять раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Состоит из двух подразделов:
Состоит из четырех подразделов, где для каждого объекта налогообложения предусмотрены отдельные страницы:
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики
Уплачивать водный налог и отчитываться по нему нужно ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 20 апреля 2017 г. налогоплательщики должны уплатить водный налог за 1 квартал 2017 г. в ИФНС по месту водопользования, а также подать декларацию за этот период.
Кто обязан платить налог и отчитываться по нему, как рассчитать водный налог, каковы его ставки в 2017 году и как заполнить декларацию – обо всем этом расскажем в нашей статье.
Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. Он уплачивается организациями, ИП и физлицами, которые на основании лицензии занимаются водопользованием, а именно:
Все это образует объект водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Если водопользование осуществляется на основании договоров, или решений о предоставлении в пользование водных объектов, заключенных после введения нового Водного кодекса РФ 01.01.2007г. - налог не платится.
Налоговая база зависит от вида водопользования и по каждому из них определяется отдельно. Чтобы рассчитать водный налог, необходимо учесть:
Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2017 г. действует коэффициент 1,52.
Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:
Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2017 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2018 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.
Бланк декларации по водному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.
Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.
Если водных объектов несколько, то для каждого из них, и для каждой лицензии заполняется отдельный подраздел 2.1 и 2.2.
По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.
Рассмотрим пример
ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2017г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.
По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,52:
100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.
Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:
10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.
Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).
Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.
Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:
3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52: 4 = 35 158 руб.
Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2017 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).