Ууд на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Технологическая карта индивидуального занятия

06.01.2024

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему:

« Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л.В.

Жиздра - 2016 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Абрамова Людмила Валентиновна

Группа ( номер,

логопедическое заключение)

Группа № 3 («Теремок»)

Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень).

Тема занятия

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Тип занятия

«Новые знания»

Используемые технологии

    Технология на основе деятельностного подхода.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии.

    Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

Умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

- воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

О существлять познавательную и личностную рефлексию

Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Р».

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы

Индивидуальная

Показ картинки-символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения

Выполняет артикуляционную гимнастику.

II . Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

2 мин

Практические: аналитико-синтетические.

Индивидуальная

Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: р-р-р-р-р-р.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Упражнение «Постучи, как я».

Произнесение слогов со звуком «Р».

Характеристика звука «Р».

Ра - ру – ры, Арка - урка – ырка, Ры –ра – ру, Ырка - арка- урка,Ру –ры – ра, Урка – ырка – арка.

III . Этап.

Открытие новых знаний.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические

Индивидуальная

Автоматизация звука [р] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Раи, другой – для Рыжика. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».



У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички,).

У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

Произнесение слов.

IV . Этап

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

11 мин

Прктические

Индивидуальная

Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.


Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК).

Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях.


-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)
- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Задание «Подбери предметы к признакам».


Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).
Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

Воздушный, легкий, летающий (шар).
Красивая, белая, полевая (ромашка).

Задание: « Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

Делит слово на части хлопками.

Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

Рука – ручка.

Крыша – крышка.

Самовар - самоварчик.

Рыба - рыбка.

Брат - братик.

Рога - рожки.

Рукавицы - рукавички.

Воробей - воробушка.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками.

Повторение чистоговорок.

V . Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении .

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Показ образца выполнения упражнения ребенком

Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником

Физминутка.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

VI . Этап

Изоритмика

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

4 мин

Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности: после объяснения задания

Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

VIII . Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Практическая, сравнение.

Индивидуальная

Игра «Лабиринт».

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

Какой мы сегодня звук учились произносить?

Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор лисенка.

Литература.

1.Андреева Г.Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3.Микляева Н.В., МИкляева Ю.В., Слободняк Н.П.Коррекционно-развивающин занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ.М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е.А.Грамматика в сказках и историях.СПб.,2003.

5.Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.,М., 2007.

Тема учебного занятия: Звук [с]. Этап автоматизации в слогах, словах.

Форма учебного занятия: индивидуальное.

Цель: закрепление правильного произношения звука[с] в слогах, словах.

Задачи:

Автоматизировать звук [с] в слогах, словах;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Расширять исистематизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речевое дыхание;

Развивать внимание, буквенный гнозис,память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки самоконтроля и самостоятельности на занятии;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда;

Планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные УУД:

Классифицировать предметы по заданному основанию;

Наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УДД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные УДД:

- формирование навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: ноутбук, презентация «Учимся, играя!», «воздушные шары» со схемами артикуляционных упражнений, вертушки для дыхательной гимнастики, картинка гномика, Су-Джок шары, картинка с изображением неба, звезды со шнуровкой, на обратной стороне которых предметные картинки со звуком [с], карточки с I типом слоговой структуры слова, карточки «Мои друзья», медаль «Я подружилась со звуком С».

Активизация словаря : сом, ром, лом, том, месяц.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Поздоровайся с учителями, представься, как тебя зовут.

1. Мимическая гимнастика

Поиграем с кубиком.

Ксюша выполняет миогимнастику с использованием кубика, на котором изображены разные эмоции (радость, удивление, гнев, досада, горе, безразличие).

2. Пальчиковая гимнастика

а) «Орешек»

Круглый орешек в ладошке катаю, (Выполняет движения в соответствии тексту)

Руку свою хорошо разминаю.

Хоп, и орешек в ладошке другой.

Белка, иди поиграем с тобой!

б) «Моя семья»

Этот пальчик - деда, (выставляет большой пальчик)

Этот пальчик - баба, (выставляет указательный пальчик)

Этот пальчик - папа, (показывает средний пальчик)

Этот пальчик - мама, (безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, Ксюша. (показывает мизинец)

II . Актуализация знаний

К нам прилетели чьи-то воздушные шары. Какие они? (разноцветные, красивые, красный, чёрный, оранжевый, серый, розовый, бордовый).

Какие рисунки нарисованы на них? («Окошко», «Улыбка-Слоник», «Месим тесто», «Лопата», «Вкусное варенье», «Часы»).

Ученица должна заметить, что на одном нет рисунка.

2. Работа над воздушной струёй

На этом шарике нет рисунка, значит он «сдулся». Надо его «надуть». «Надуваем шарик» так: делаем спокойный, глубокий вдох и сильный выдох (3-4 раза).

Когда ребёнок «надует» шар, нужно к шару прикрепить рисунок «индюк».

Вот и надули шар.

2. Артикуляционная гимнастика

Теперь на всех шарах есть рисунки. Выполним упражнения для язычка.

Ученица выполняет упражнения перед зеркалом под музыку «Артикуляционная гимнастика».

III . Постановка учебной цели

Выделение звука

Сегодня к нам на занятие пришёл гном Савва. Это его шары.

Какой звук слышится в начале слова?

Сегодня мы будем продолжать работать над звуком [с]. Покажем Савве чему мы научились.

IV . Изучение нового материала

1. Артикуляционный уклад звука

Давай расскажем гному Савве, в каком положении находятся губы, зубы, язык, работает ли голосовой моторчик при произношении звука [с].

Расскажи, в каком положении находятся язык, губы, зубы и работает ли голосовой моторчик при произношении звука [С]:

    Губы в улыбке, зубы разомкнуты;

    Кончик языка упирается в нижние зубы;

    Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;

    Посередине языка идёт сильная холодная струя воздуха;

2. Характеристика звука: звук [с] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

3. Развитие фонематического слуха «Поймай слово»

Гном Савва принес с собой картинку. Кто на картинке изображен? (сом).

Слушай внимательно, это слово я буду произносить правильно и неправильно. Если правильно произнесу, хлопни в ладоши, а если неправильно, то потопай ногами.

Слова: сом, дом, ком, сом, том, сом, ром, сом, сом, лом, сом, сом.

Сом – крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба

Ром – напиток пиратов.

Лом – железный заостренный толстый стержень, которым ломают лёд.

Том – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания.

V . Закрепление изученного материала

1. Автоматизация звука [с] в слогах

Гном Савва хочет узнать, насколько ты внимательна. Слушай и повторяй чистоговорку:

са-са-са - в лесу бегает лиса.

со-со-со - у Сани колесо.

су-су-су - мы видели осу.

сы-сы-сы - у Сони бусы.

2. Автоматизация звука [с] в словах

а) Игра «Звезда с неба»

Будем с Саввой ловить звёзды с неба. Называй, что нарисовано и нанизывай на шнурок.

Картинки: сок, сом, оса, лиса, сова, коса.

б) Игра «Посчитай»

- Назови все предметы, какие ты видишь (сова, лиса, нос).

Посчитаем предметы (одна сова, две совы, …, пять сов).

VI . Физминутка «Гномик по лесу гулял»

Гномик по лесу гулял. (Ходьба на месте)

Колпачок свой потерял (Наклоны вперед)

Колпачок был непростым (Грозят пальчиком)

Со звоночком золотым (Звенят маленькими колокольчиками)

Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте)

Где искать ему пропажу. (Дети ищут колпачок)

в) Игра «Один-много»

Распредели картинки в соответствии «один-много»: нота - ноты, ива - ивы, дыня - дыни, пума - пумы, нога - ноги, муха - мухи,

г) Соотнесение звука с буквой

Гномик забыл какой буквой обозначаем звук [с]? (Буквой «эс»).Называй её, как звук [с].

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Буква «с» потерялась. Найдите её и обведи курсором.

- На что похожа буква «с»? (Месяц, бублик)

Месяц – часть луны.

1. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
(В. Степанов)

    Села мышка в уголок,
    Съела бублика кусок.
    (Г. Виеру)

Вывод: Звуки мы говорим и слышим. Буквы мы видим, читаем и пишем.

д) Игра «Добавь слог»

- Читай слоги 1-го ряда и добавляй к ним слог СА -. К словам 2-го ряда добавляй слог СЫ- - Какие слова получились? (о-са, ли-са, ко-са, у-сы, бу-сы, ча-сы)

Вывод: Слог не имеет смысла, к нему нельзя задать вопрос. Слова состоят из слогов.

е) Игра «Мои друзья»

Поздоровайся со своими друзьями. (Привет, Киса! Привет, Нюша! Привет, Петя!)

Что делает Киса? (Киса идёт. Киса бежит.)

Попрощайся с друзьями. (Пока, Киса. Пока, Нюша. Пока Петя.)

X. Рефлексия

Сегодня ты хорошо работала, гномик Савва рад, что ты его многому научила и дарит тебе медаль «Я подружилась со звуком С».

Самоанализ открытого индивидуального логопедического

занятия с обучающейся 1 «б» класса Ксенией Д.,

проведённого учителем-логопедом Цыремпиловой М.Д.-Ц.

Занятие по теме «Звук [с]. Этап автоматизации в слогах, словах» проведено с обучающейся 1 «б» класса c речевым заключением ОНР I уровня. Занятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с планом индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При планировании данного логопедического занятия была поставлена цель: закрепление правильного произношения звука[с] в слогах, словах. Решались следующие задачи:

Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук [с] в слогах, словах; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; расширять исистематизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речевое дыхание; развивать внимание, буквенный гнозис,память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки самоконтроля и самостоятельности на занятии; воспитывать положительное отношение к занятию.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда; планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные УУД: классифицировать предметы по заданному основанию; наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УДД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные УДД: формирование навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Поставленные цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Занятие относится к комплексному типу. На данном занятии обучающаяся повторяет изученное, получает новые знания, формируются полученные навыки. Соблюдались принципы обучения: от простого к сложному, связь материала с жизнью.

Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. Все этапы занятия логично связаны между собой и подготавливает ученицу к последующей работе. На занятии Ксенией осуществлялся зрительный, тактильный, кинестетический контроль. На занятии использовались мультимедийная презентация «Учимся, играя!» в среде Power Point, вертушки для дыхательной гимнастики, сказочный гном Савва, массажный шарик, дидактическая игра «Поймай звезду» .

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики. Речевой материал был подобран с учетом возможностей обучающейся, уровнем их речевого развития, возрастными особенностями. Была проведена работа по активизации словаря (рак, бак, лак, мак, мачта, парус, труба, нора, фара, куры, горы).

Ксения была заинтересована на протяжении всего занятия. Данное занятие достигло своей цели, поставленные задачи реализованы.

В новом Стандарте большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Логопедическое занятие

личностные

Жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную),

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

Формулирование личных, языковых проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера,

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для апробации я выбрала фронтальное занятие с учащимися 1 класса по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Занятие проведено в игровой форме с целью познакомить учеников с разными способами проверки безударных гласных в корне слова. В ходе занятия были выполнены следующие задачи: Способствовать развитию умения различать особенности в написании слов с безударными гласными; развивать логические и мыслительные процессы у школьников; формировать у учеников доказательство своей точки зрения, а также контролировать и подвергать критике свои и чужие действия и поступки.

Изучив литературу и материалы в интернете по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий», сделала следующие выводы:

Необходимо менять отношение детей к изучению материала, делать его более серьезным и осмысленным;

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации;

Грамотный подход к формированию и развитию универсальных учебных действий способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности на уроках, формированию информационно - коммуникационной компетенции.

Список литературы.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Коррекция устной и письменной речи у детей 6 - 8 лет: речевой материал, задания, упражнения.А.Ф. Рыбина. - М.: ВАКО, 2009.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года)
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС.

Цель: показать взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствующих успешному усвоению программного материала через формирование УУД.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

· профилактика речевых нарушений;

· логопедическая диагностика;

· коррекция речевых дефектов;

· формирование всех сторон (компонентов) речи;

· развитие невербальных психических функций;

· развитие эмоционально - волевой сферы;

· формирование нравственных установок ребёнка.

Формирование УУД проходит на этапе диагностики и коррекционно-развивающем этапе.

Диагностический этап предполагает обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

В первых классах логопедом проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Важным моментом этого этапа является установление контакта с ребенком. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение уровня сформированности языковых средств. Диагностический этап дает материал для дальнейшей коррекционной работы, поэтому необходимо выяснить уровни речевой деятельности ребенка. Какие ребенок имеет навыки сотрудничества, как он умеет воспринимать информацию и передавать ее, насколько точно он выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение им монологической и диалогической речью, как управляет своей деятельностью, насколько дает самостоятельные ответы.

универсальное учебное действие логопедический

Коррекционно-развивающий этап является основным и продолжается весь учебный год. В этот период на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи учитель-логопед наряду со специфическими логопедическими задачами решает задачи по формированию метапредметных УУД. Для этого на логопедических занятиях подобрана система заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.

Одно из направлений коррекционно-развивающего этапа - индивидуальная работа по постановке звуков предполагает формирование регулятивных действий (контроль и коррекцию собственной речи), коммуникативных, предполагающую активную речевую деятельность на всех этапах: на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и введение звука в активную речь с построением свободного высказывания, как итог работы над звуком. Формирование познавательных действий, которые заключаются в умении формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении логических операций.

На этапе формирования фонематических процессов и слухового восприятия ведется работа со звуком, слогом и словом. Детям предлагаются задания связанные с выделением, сравнением, дифференциацией, восстановлением фонем. Таким образом развитие фонематических процессов и слухового восприятия направлено на развитие аналитико - синтетических операций на речевом материале. Следовательно, мы можем вести речь о формировании познавательных действий (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов) и регулятивных учебных действиях (коррекция, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результатов, управление своей деятельностью).

Следующее направление логопедической работы формирование лексико-грамматического строя речи. Это очень сложный и ответственный этап в становлении речи ребенка. Большое количество детей из-за ряда объективных причин имеют ограниченный словарный запас. И не владеют элементарными формами словообразования и словоизменения. Логопед ставит перед собой задачи расширять и обогащать словарный запас параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, сформировать представления о словообразовании и устранить речевые аграмматизмы, научить правильно, устанавливать грамматические связи слов в предложении, закреплять учебную терминологию, отрабатывать морфемный анализ. На этом этапе формируются все метапредметные действия на основе предметных.

Необходимо сказать, что на всех этапах коррекционной работы формируются личностные УУД.

Таким образом, можно сделать вывод, о формировании УУД на логопедических занятиях. Так:


Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда гармонично сочетается с деятельностью учителя - предметника в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.

Литература

1. Азова Т.В. Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии // "Школьный логопед". - 2010. - №1. - С.39-57.

2. Банкрашкова И.В. Современное речевое развитие по преодолению лексико-грамматического недоразвития в контексте формирования универсальных учебных действий // Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: Методические рекомендации к 2010-2011учебному году / Авт. - сост. И.В. Банкрашкова, И.Н. Рязанова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010. - 27 с.

3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 126 с.

4. Грибова О.Е. Основные направления работы на логопедических занятиях // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: АПК и ПРО, 2008. - 56 с.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред.А.М. Кондакова, А.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с.

6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.Б. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.

7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

16.01.2017

Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное

Коррекция нарушений звукопроизношения, 1 класс. Технологическая карта логопедического занятия

Тип занятия: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Автоматизировать навык правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях;

Формировать усвоение форм словоизменения существительных (творительный падеж с предлогом «С»);

Закреплять умения в составлении словосочетаний и предложений, установлении связи слов в предложении;

Коррекционные:

Совершенствовать функцию фонематического анализа и фонематического восприятия;

Активизировать словарный запас;

Развивать речевое дыхание через выполнение специальных упражнений; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

Развивать словесно-логическое мышление;

Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

Мотивировать к занятию путем вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять цель деятельности;

Закреплять навык самоконтроля за выполнением поставленных задач, как в целом, так и пошагово;

Формировать умение оценивать результат своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД:

Формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Формировать умение извлекать информацию из схем;

Формировать умения для решения проблем поискового характера;

Формировать умение классифицировать, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

Планировать свою деятельность совместно с учителем;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Осознанно строить речевое высказывание, давать оценку своим действиям;

Договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

Учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

Формировать положительную учебную мотивацию.

Форма работы:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

Речевой материал (слова, словосочетания, предложения для автоматизации звука [р]);

Раздаточный материал: игра «Собери картинку» (Приложение 1), игра «Пицца» (Приложение 3), зеркала, слова скороговорки (Приложение 5), карандаши, тетради, клей;

Демонстрационный материал: схема для характеристики звука [р] (Приложение 2), файл (формат *.pptx) «Назови цвет» (приложение 4);

Персональный компьютер учителя-логопеда, проектор, доска.


Этап

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация деятельности обучающихся

Подготовка обучающихся к учебно-речевой деятельности. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии по развитию правильного звукопроизношения.

Включение детей в деловой ритм.

Личностные: умение позитивно настраиваться на работу.

Для чего нужно правильно произносить звуки?

Отвечают.

2.Формулирование темы занятия. Целеполагание и мотивация.

Определение темы, постановка задач.

Развитие навыков фонематического восприятия.

Закрепление произношения звука в словах.

Нацеливает детей на формулировку темы, цели и задач урока.


Личностные : самоопределение;познавательные:

анализ с целью выделения признаков; регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативные умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, умение договариваться.

Откройте конверты №1. (приложение 1). Соберите разрезные картинки, работая в паре с соседом.

Собирают разрезные картинки.

Назовите картинки правильно.

Называют картинки.

1 пара: рак, рабочий, ранец,

радуга, робот, рыжик,

ракета, роза, ручка, руль, рыба;

2 пара: забор, мухомор, комар, повар, топор,

сыр, костер, светофор, помидор, самовар, свитер, клевер

Назовите общий звук во всех словах.

Называют общий звук [р].

Сформулируйте цель нашего занятия.

Формулируют цель занятия.


Перед вами план сегодняшнего занятия:

1. Рассказ о звуке.

2. Гимнастика для языка.

3. Дыхательные упражнения.

4. Звук [р] в словах.

5. Звук [р] в словосочетаниях.

6. Гимнастика для глаз. Физкультминутка.

7. Звук [р] в предложениях.

8. Составление скороговорки.


Прочитайте план занятия.

Озвучивают план занятия.

3. Актуализация знаний.

Уточнение артикуляции.

Закрепление знаний о звуке, букве, соотнесение звука и буквы.

Назовите первый пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации из схем; регулятивные : пошаговый контроль.

Произнесите звук. Расскажите по схеме, что делают губы, зубы, язычок. (Приложение 2)

Дают характеристику органов артикуляции с опорой на схему-алгоритм.

Охарактеризуйте воздушную струю.

Дают характеристику воздушной струи.

Дайте характеристику звука [р].

Дают характеристику звука.

Какой буквой обозначается?

Называют букву.

Нарисуйте невидимую букву Р в воздухе.

Прорисовывают букву в воздухе.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие навыков произвольной артикуляции

Назовите второй пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Выполняют гимнастику перед зеркалами.

Упражнения:

«Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик».

Дыхательная гимнастика.

Развитие речевого дыхания через выполнение специальных упражнений.

Назовите третий пункт плана

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция, самооценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.


Выполняем дыхательную гимнастику.

Представьте, что перед вами свеча. Нужно легко и долго дуть на «пламя», чтобы «пламя» было послушным, ложилось, но не гасло. Я буду считать до 10.

Все справились с заданием?

Выполняют упражнение «Свеча» 5 раз.


Выполняем упражнение «Егорки».

Вместе со мной повторяйте: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…». Вдыхаем воздух через нос и на одном выдохе считаем: «Раз, Егорка, два …»

Выполняют упражнение «Егорки».

У кого сколько «Егорок»? Отвечаем полным предложением.

Отвечают.

4. Подготовка к усвоению нового опыта произношения звука.

Закрепление произношения звука в словах. Развитие фонематического анализа.

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном падеже с предлогом «С».

Активизация словаря.

Прошу вас назвать четвёртый пункт плана.

Называют.

Познавательные

анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные: умение сохранять учебную задачу, контроль, оценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли.

Откройте конверты № 2.

Объясняю правила игры «Пицца». (Приложение 3)

Игровым пособием служит картонный круг (у каждого ребенка 3 шт.), который разделен на восемь секторов - это пицца, а также множество картинок в виде «долек» пиццы с изображениями предметов.

Соберите одну пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в начале слова. «Дольки» прикрепите прищепками к основанию пиццы.

Затем соберите вторую пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в середине слова.

Соберите третью пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.

Собирают «Пиццу».

Расскажите, с чем у вас пицца?

Дети отвечают: «У меня пицца с ракушкой, с рогаткой, с рукавицей…

Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы, отвечает на вопросы детей.

5. Усвоение нового опыта произношения.

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях. Упражнение в согласовании существительного с прилагательным.

Развитие зрительного восприятия.

Назовите пятый пункт плана.

Называют.

Познавательные: выделение признаков;

регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: ; умение слушать;

умение строить речевое высказывание.

Игра «Назови предмет» (Приложение 4). Посмотрите на доску. Назовите цвета.

Называют цвета: красный, черный, серый, оранжевый.

Назовите предметы, изображенные на слайде.

Называют предметы.

Подумайте, какие предметы могут быть серого цвета.

«Назови предмет»: серый…

Красный…

Оранжевый…

Составляют словосочетания и произносят их правильно.

Составьте предложение с любым словосочетанием

Составляют предложения.

Зрительная гимнастика.

Развитие прослеживающей функции глаз.

Прочитайте шестой пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция.

Выполняем зрительную гимнастику.

Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

Выполняют зрительную гимнастику.

Физкультминутка

Развитие телесно-пространственной ориентировки.

Встаньте парами.

«Пишем» слоги со звуком [р] друг другу на спине, узнаем и называем слоги.

Выполняют упражнение физкультминутки.

Коммуникативные : умение договариваться при работе в паре

6. Закрепление нового опыта произношения.

Развитие навыка словоизменения, согласования, расширение и активизация словарного запаса; развитие словесно-логического мышления.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Назовите седьмой пункт плана.

Называют.

Познавательные : поиск и выделение информации,

классификация причинно-следственных связей; регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка.

Послушайте предложение: Мурка удирает от мышки». Представьте такую картину. Так бывает? Исправьте предложение так, чтобы в нем появился смысл.

Исправьте предложения:

Куртка стирает красного Рому.

В помидорах вырос огород.

Трухлявым деревом острый Рома рубит топор.

Ранней травой сверкает на заре утро.

Борозда ходит по черным грачам.

Исправляют предложения.

Произносят новое предложение, чётко проговаривая звук [р].

Придумайте самостоятельно такие неправильные предложения. Используйте слова со звуком [р].

Придумывают предложения.

Проверяет результаты выполнения. Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы.

Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

Разучивание скороговорки.

Закрепление произношения звука в предложениях.

Развитие словесно-логического мышления.

Закрепление навыка согласования связи слов в предложении.

Прошу вас назвать восьмой пункт плана.

Называют

Познавательные : поиск и выделение информации; осуществление синтеза как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные : самоконтроль, коррекция, оценка;

Предлагаю разучить скороговорку со звуком [р]. Слова скороговорки написаны на отдельных листках. Откройте конверты №3 (приложение 5). Прочитайте слова.

Дети читают:

Парамошка

Что случилось со скороговоркой?

Отвечают.

Соберите скороговорку из слов. Прочитайте, что у вас получилось.

Составляют скороговорку из слов. Читают.

Скороговорка-это предложение? Как оформляется предложение?

Что нужно сделать, чтобы и у нас получилось предложение?

Дети отвечают.

Приклейте слова на листочках в тетрадь.

Поставьте точку в конце предложения.

Выполняют.

Проверьте друг друга

Взаимопроверка

Проговорим скороговорку 3 раза: сначала тихо, затем спокойным голосом, третий раз громко.

Проговариваем, увеличивая темп.

Проговаривают сначала тихо, затем спокойным голосом, громко.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на наш план.

Все пункты плана выполнены?

Вспомните цель нашего занятия.

Она выполнена?

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым веселым?

Вспоминают виды деятельности. Вспоминают цель занятия.

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать;

регулятивные : осознание качества и уровня усвоения; личностные : способность к самооценке.

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

8. Выбор домашнего задания.


Предлагаю вам выбрать задание для закрепления правильного произношения звука [Р] дома.

Выбирают домашнее задание.


Вложенный архив содержит приложения к занятию (zip,7MB)