Николай манвелов обычаи и традиции российского императорского флота. Адмиральский час Адмиральский час на флоте

29.12.2023

Северный Флот - от такого словосочетания веет холодом и студеными ветрами. Друзья-шекснинцы Д. Кудряшов и Д. Дианов призвались на Северный флот в мае 2008 года и оказались на крейсере «Петр Великий». Североморскую службу они провели под палящим солнцем в южных широтах: прошли «золотую точку», встретили морских пиратов, испытали девятибалльный шторм, «погуляли» по Ливии, Франции, ЮАР, Турции, Индии, и если бы не высокая волна, могли увидеть президента России.

Где ноги корабля

Ракетный крейсер "Петр Великий".
- Трюм - самый низ корабля, - рассказал Денис, - Мы отвечали за работу холодильных установок. Когда корабль находится в южных широтах, с помощью студеного воздуха охлаждаются приборы, боеприпасы, машины. До армии я учился на сварщика, поэтому и на корабле выполнял сварочные работы. Дел хватало. Например, для морпехов, обороняющих корабль от нападения, варил щиты, за которыми они стояли с автоматами.

Боевой поход

Хоть и служили на Северном Флоте, студеных морозов не почувствовали, - рассказывают ребята, - в армию призвали в мае, за полтора месяца прошли КМБ - курс молодого бойца, где разучивали уставы, занимались строевой. После присяги нас отвезли на корабль. Затем было пробное плавание по Баренцеву морю, и в сентябре экипаж крейсера получил боевую задачу выйти в Атлантический океан в южные широты. Вернулись в Североморск уже в марте, незадолго до дембеля.
- Какие моря бороздили?
- Прошли Баренцево и Норвежское море, оттуда - в Атлантику, через Гибралтарский пролив вошли в Средиземное море. В иностранные порты крейсер не заходил, слишком большой. Мы бросали якорь вдали от берега. Катерами нас доставляли на берег, и в течение четырех часов вместе с офицерами можно было погулять. Довелось побывать в Ливии, Турции, Франции. Походив по Средиземноморью, через Гибралтар мы снова вернулись в Атлантический океан и взяли курс на Венесуэлу.

Чтобы президента не укачало

Именно в это время президент России был в гостях у знаменитого скандалиста, ярого антиамериканиста, президента Венесуэлы Уго Чавеса. В планах Д.А. Медведева значилось посещение «Петра Великого».
Готовились к встрече российского президента серьезно: корабль красили, чистили до блеска, мыли. А потом наведалась федеральная служба охраны. Оценив волнение в заливе, они решили, что первому лицу государства находится здесь небезопасно. Роту почетного караула с «Петра Великого» перекинули на стоявший у венесуэлького причала «Адмирал Чабаненко». Туда и заглянул Д.А. Медведев, а громадный «Петр Великий» стоял на якоре в трех километрах от берега.
- Хотели увидеть президента, да не получилось, - подвели итог этой истории Денис и Дмитрий.

«Золотая точка» Земли

Из Венесуэлы «Петр Великий» направился к Африке. 28 декабря шекснинским парням довелось пройти так называемую среди моряков «золотую точку» Земли, то есть пересечение экватора с нулевым меридианом. Поскольку в морской традиции первое пересечение экватора - событие знаковое, на корабле устроили праздник Нептуна.
Д. Дианов: «Нас «крестили» соленой водой, обливая из ведер. Некоторых кидали в небольшой корабельный бассейн. Всем, кто первый раз пересек экватор, выдали свидетельство, подписанное командиром корабля. Через три д ня, невдалеке от ЮАР, мы отмечали Новый год. Встречали по московскому времени. Экипаж построился на юте корабля, где находится вертолетная площадка. Мичманы и матросы показали небольшой концерт. На большой экран транслировались снятые телевизионщиками сюжеты о нашем походе».
Д. Кудряшов: «В новогодний праздник я стоял на вахте в машинном отделении. К нам зашел командир корабля и поздравил с наступающим Новым годом».
- Из чего состоял праздничный обед?
- Рыба, рулет, лимонад, немного красного вина. Первоначально поход планировался на три месяца, и до 1 января корабль должен был вернуться в Североморск. Задача изменилась, и поход продлили еще на три месяца. Провизии не хватило. В январе на борт корабля было загружено еще 200 тонн продовольствия и воды.
- Воду тоже запасают?
- Пресная вода на корабле вырабатывается из морской воды с помощью специальных опреснителей. Но ее мало, и выдают пресную воду лишь в определенное время.
- Как переносили жаркий климат?
- Когда вышли в южные широты, нам выдали тропическую форму одежды: фланки с короткими рукавами на пуговицах, шорты, легкие ботинки с дырочками, кепку с козырьком. Жара была такая, что за 15 минут нахождения на солнце можно было сгореть.

Пираты XXI века

Огибая Африку, сделали остановку в южноафриканской республике. Походить по суше довелось Дмитрию. Вышли в Индийский океан. «Притормозили» в Индии. Здесь на берег сходил Денис и купил на базаре индийский барабан. А после экипаж крейсера встретился с настоящими морскими пиратами.

…Сомалийские пираты наводят ужас на все торговые суда, проходящие в Аденском заливе. В последнее время их наглость не знает предела. Когда «Петр Великий» находился невдалеке от Сомали, с иностранного танкера, подвергшемуся нападению разбойников, поступил сигнал «SOS».
- Мы находились в четырех часах хода до места нападения. Боевой вертолет полетел на выручку танкеру, отсек пиратов и проследил, куда они направились. Мы напоролись на них почти ночью. Вероятней всего, в сумерках пираты не поняли, с кем имеют дело, и решили поживиться. Когда мы подошли поближе, и они увидели крейсер, то сдались без боя. На борт корабля подняли десять человек и три баркаса с мощными моторами. При досмотре лодок нашли автоматы, гранатометы, боеприпасы, наркотики, деньги.
Несколько дней связанные, под охраной морпехов, пираты сидели на палубе.
Как-то раз мне пришлось идти за кислородным баллоном, и я проходил мимо них. На страшных пиратов совершенно не похожи: хлюпики, все в лохмотьях, - поделился своими впечатлениями Денис.
В российской прессе рассказывалось об этой встрече «Петра Великого» с сомалийскими пиратами. Оказывается, когда командир корабля позвонил в Сомали и спросил, что ему с ними делать, то получил такой ответ: у нас анархия, и если вы отдадите пиратов нам, мы снова выпустим их на свободу.
Связались с республикой Йемен. Те, наоборот, посоветовали пиратов расстрелять, так как по законам Йемена их все равно ждет казнь через повешение.
Кончилось все тем, что морским разбойникам дали продовольствия и отпустили с миром. А потом поступила телефонограмма с приказом снова их задержать. Оказалось, что эти злодеи - члены одной из самых опасных пиратских группировок. Погоня была недолгой. Пираты в очередной раз были пойманы, переданы на флагман Тихоокеанского флота «Виноградов» и доставлены на растерзание властям Йемена.

Сквозь Суэцкую «кишку»

Следующей проверкой боеспособности экипажа стало прохождение узкого Суэцкого канала. Чтобы крейсер смог пролезть через эту «кишку» в Средиземное море, был нанят египетский лоцман. Самое незначительное отклонение от курса, и боевой корабль мог перегородить один из самых важных морских путей. За то, что «Петр Великий» пройдет канал без замечаний, Россия внесла залог в два миллиона евро. Когда задача была успешно решена, египтяне деньги вернули, оставив себе 200 тысяч за предоставление пути.
Д. Дианов: «Перед прохождением канала нас предупредили о возможных провокациях. С берега корабль могли обстрелять из автоматов. Нам приказали задраить все люки. Так мы и сделали, но потом «распаковались» и любовались египетскими красотами».

Шторм

Пройдя Средиземное море, через Гибралтар моряки вышли в Атлантику и взяли курс на базу. На обратном пути им в полной мере довелось почувствовать суровую морскую стихию. Два дня море штормило в девять с половиной баллов. Для представления, это когда волна высотой с девятиэтажный дом. Нос корабля, высотой 23 метра, нырял в воду. Качка была килевая и бортовая одновременно. Корабль мотало из стороны в сторону, вверх и вниз.
На камбузе готовили лишь второе. Варить суп было бессмысленно. Железные миски заменили на одноразовые пластиковые.
Д. Кудряшов: «За столы не садились. Тарелку с кашей сразу в руки давали. Чтобы легче переносить качку, для обезвоживания организма моряки едят соленую рыбу. Во время шторма мне пришлось выносить пищевые отходы. На палубу разрешалось выйти, лишь надев спасательный жилет и пристегнувшись к тросу, чтобы не «улететь» за борт».
Кстати о мусоре. На корабле пищевые отходы выбрасываются за борт - рыбы съедят, а остальной мусор сжигается.

Коротко обо всем

10 марта 2009 года «Петр Великий» прибыл в Североморск, а 14 мая Денис и Дмитрий вернулись домой, в Шексну. Чтобы получить более полное представление о морской службе, в конце нашей беседы я задал им короткие вопросы:
- Вы были единственные вологжане на корабле?
- Нет. На корабле служили четыре человека из Шекснинского района. Кроме нас был еще срочник М. Паничев и контрактник А. Гладких.
- Вас посвящали в моряки?
- Разумеется. Как велит традиция, во время первого выхода в море выпили плафон морской воды.
- Сколько денег получает матрос-срочник?
- В пределах тысячи рублей. Перед боевым походом нам выдали зарплату за три месяца вперед. Деньги, в основном, истратили на сувениры в иностранных портах.
- Животные на корабле были?
- Только кошки и крысы. Однажды во время похода была объявлена тревога. Оказалось, в одном из отсеков две крысы забрались в электрощитовую и замкнули контакты. От них только угольки остались.
- Была ли у вас связь с родными?
- Когда проходили близко от берега, отправляли sms-ки. Телефоны были разрешены, а вот фотографироваться на борту корабля запрещалось.
- Адмиральский час на флоте соблюдается?
- Безусловно. После обеда все, кто не на боевых постах, отдыхают. Обычно спали час, а иногда и три часа давали отдохнуть. Кто не хочет, может не спать, но таких было мало.
- Есть ли у матросов-срочников понятие «сто дней до приказа»?
- Да. Некоторые за сто дней до дембеля брились наголо.
- Посоветуете ли нынешним призывникам проситься в морфлот?
- Считаем, что нам повезло. Если бы не боевой поход, служба была бы скучная. В морфлоте лучше. Во-первых, там интересней, чем на суше. Во-вторых, зарядка редко, и бегать не нужно.
- Море снится?
- Пока нет. В море хорошо, а дома лучше.
Алексей ДОЛГОВ.


Моряки народ добродушный, но со странностями: иногда даже незначительная мелочь может вывести их из состояния равновесия.

Никогда в присутствии моряка не говорите «кОмпас». Незамедлительно съязвят: «кОмпас» у пионеров на ремешке, а прибор называется «компАс». Ещё на судне есть прибор, которым колят орехи и измеряют глубину. Называется — секстан. И к сексу он имеет отношение опосредованное. Ну, это так, ремарка для извращенцев.

Никогда не говорите — «лестница». Презрительно фыркнут и вовсе промолчат: на судне нет «лестниц», есть трапы. Нет «стен», есть переборки. Нет «потолка», есть подволок. Нет «окон», есть иллюминаторы. Нет «порога», есть комингс. На комингс никогда не наступают, его уважительно перешагивают. И никогда не путайте якорные смычки со смычками города с деревней. Даже мысленно.

На судне есть тумбы для швартовных концов. Они обычно парные, называются «кнехты» и выглядят вот так:

На первый взгляд, кнехты — вполне удобная вещь, чтобы присесть. Ошибка. Никогда не садитесь на кнехт. Считается, что в этом случае вы сели на голову боцману. Почему на голову и именно боцману? Да кто ж его знает? Наверно, потому, что кнехт пустотелый. Чёрный юмор, но боцман, действительно, обидится, если увидит вас верхом на кнехте. Опять же, кнехты металлические. Сидение на них ничуть не прибавляет здоровья. Усиленные, крупные кнехты называются битенгами. Причальные кнехты на берегу тоже называют битенгами. Ну, как бы их не называли, а то, что расстояние на причале между двумя соседними битенгами равняется 25 метров — факт. И этот факт помогает ориентироваться, какое расстояние осталось до причала при швартовке.

Кстати, швартовные концы — это верёвки такие. Верёвок на флоте, как вы уже поняли, тоже нет. А концы — всегда. И некоторые из них имеют свои названия: кабели, тросы, фалы, шнуры, лини. (можете — продолжайте). А ещё есть концы, которые имеют имена собственные. Для примера приведу фразу из Священного Писания: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Так вот: глубоко заблуждаются те, кто понимают это высказывание в прямом смысле и в красках представляют себе, как горбатую скотину стараются протащить через отверстие в игле. «Верблюдом» в те времена называли очень толстый швартовный трос, который сейчас в обиходе именуют «понедельником».

На судне много чего есть. Любят, например, моряки называть разные девайсы птичьими именами: глухарь, утка, лебёдка, гусак, канарей-блок. Ещё кто-нибудь может продолжить?

Что ж, моряк — птица гордая, хоть и крестьянин по сути («пахарь голубой нивы»). Каждый первый — орёл, а каждый второй — сокол.

Если есть на судне помещения, в которые нужно просить разрешения, прежде чем войти, моряк обязательно скажет «разрешите?» и никогда не произнесёт «можно?»

Не принято в рулевой рубке стоять спиной к направлению движения, также, как и плевать или мусорить на палубу. Этим вы выказываете неуважение и к судну, и к морю. Не принято свистеть. Это ещё со времён парусного флота.

Происхождение обычаев и традиций в русском военно-морском флоте

Петр Великий, создавая в конце XVII - начале XVIII века военно-морской флот, пригласил в Россию немалое количество моряков-иностранцев. Военные советники и эксперты (выражаясь языком современности) - англичане, голландцы, испанцы, датчане, норвежцы, представители других морских держав того времени - везли в Россию не только свой боевой опыт. Вместе с ними на первые корабли царя Московского пришли и многочисленные традиции, много лет существовавшие в море. Многие из этих традиций не забыты и до наших дней.

Количество заимствований из иностранных флотов на кораблях под Андреевским флагом было огромным. И это неудивительно. Ведь своих военно-морских традиций Россия не имела. А иностранцы, приходившие служить под русский флаг и за русское золото, старались обустроить свою службу так, чтобы она не отличалась от того уклада, что им был привычен на протяжении многих лет. И если обратиться к военно-морской терминологии петровского времени, то легко заметить, что русский язык занимал в ней не самое почетное место - впрочем, это было характерно для всех отраслей тогдашней повседневной жизни. Обратимся к Морскому уставу Петра Великого (к этому интереснейшему документу мы будем возвращаться еще неоднократно). Нетрудно заметить, что практически вся морская терминология существует в нем как калька с иностранных языков. Впрочем, такое «неравноправие» сохранилось и до наших времен, а некое объяснение тому также содержится в Морском уставе, действовавшем, с изменениями, до октября 1917 года.

«Флот» слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных, вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких», - писал Петр. Несколько ниже указывается, «сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Из 43 «чинов» иностранные названия носят 25.

Но жизнь моряков на суше и на море складывалась не только из иностранных, но и чисто российских деталей. Неслучайно же Морской устав Петра ни разу не упоминает о первенстве «старшего класса» перед молодым Русским флотом.

Говоря о традициях российского происхождения, чаще всего упоминают «питие, определяющее сознание», а также страсть отечественных морских офицеров к сквернословию. Достаточно почитать книги А. С. Новикова-Прибоя, где моряки показаны в далеко не лучшем свете. Но не секрет, что в иностранных флотах пили ничуть не меньше, да и ругались вовсе не хуже. Ниже мы попробуем понять, какое значение «окончания, не имеющие отношения к службе», а также алкоголь имели для русских моряков.

Не стоит забывать о таких, безусловно, положительных традициях, как коллективность в принятии важных решений, взаимная выручка. Они ведь тоже чисто российские, выстраданные сотнями лет.

Морской устав, например, давал право опытным офицерам высказывать свое мнение о предстоящей боевой операции:

«Если от вышних офицеров указами что повелено будет; а против того кто имеет припомнить нечто, через которое он часть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интерессу более вспомощи, или спасаемое как несчастие и вред отвратить тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или, когда он во время к тому иметь будет, мнение свое и Генералу Адмиралу, или вышнему начальнику самому с покорностию объявить, буде же его доношение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено будет».

Некоторые традиции ведут свою историю и от самого Петра либо связываются с ним. Например, все тот же пресловутый «адмиральский час», благодаря которому за моряками прочно закрепилась слава людей, начинающих «закладывать за воротник» еще задолго до обеда.

Для начала отметим, что точной информации о времени возникновения данного понятия, по сути, не существует. Более того, вполне возможно, что к основателю Русского флота оно вовсе не имеет никакого отношения.

Как писал в своей книге «Русские в своих пословицах» профессор Московского университета археолог Иван Михайлович Снегирев (1793–1868), выражение «адмиральский час» напоминает нам об обычае «основателя Российского флота в одиннадцать часов после трудов пить водку с сотрудниками своими».

Итак, изначально «адмиральский час» - это 11 утра. Но почему тогда время «часа» обычно ассоциируется с полуднем и именно с флотом? Ведь «сотрудники» вовсе не обязательно должны быть моряками и тем более - адмиралами.

Все очень просто. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться «адмиральским часом» с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге стало отмечать наступление 12 часов дня. Заметим, что данная традиция возникла спустя 30 лет после выхода книги Снегирева.

Но вернемся к Петру Великому. Привычка выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов выработалась у царя вовсе не из-за горячей любви к алкогольным напиткам. Причина была в режиме дня Петра Алексеевича. Как известно, он относился к числу «жаворонков» - ложился в 9 часов вечера и вставал в пятом часу утра. Так что «прием рюмки» через девять часов после начала бодрствования уже не покажется нам ранним.

Раз уж мы упомянули распорядок дня Петра, то напомним и о его кулинарных пристрастиях. Меню обеда было обычно довольно однообразным. Щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина и ветчина. Рыба и сладкие блюда исключались. Примечательная деталь - согласно запискам современников, Петру обедать было «все равно где и у кого, но охотнее всего у министров, генералов или посланников»… Как известно, первый российский император в быту был довольно-таки скуп.

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов.

Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904):

«От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято. В это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И вахтенный офицер отдает приказания вполголоса, и боцман не ругается.

Не все, впрочем, спят. Улучив свободное время, несколько человек, забравшись в укромные уголки, под баркас или в тень пушки, занимаются своими работами: кто шьет себе рубашку, кто тачает сапоги из отпущенного казенного товара».

Но все-таки главной традицией, привитой Петром Великим, было отношение к морю. Вот что писали современники в этой связи о пристрастиях первого российского императора:

«Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует, и единственную его потеху, которою он резко отличается от всех других монархов, составляет плавание по воде. Вода, кажется, настоящая его стихия, и он нередко катается по целым дням на буере или шлюпке… Эта страсть доходит в царе до того, что его от прогулок по реке не удерживает никакая погода: ни дождь, ни снег, ни ветер. Однажды, когда река Нева уже стала и только перед дворцом оставалась еще полынья, окружностью не более сотни шагов, он и по ней катался взад и вперед на крошечной гичке».

Теперь самое время перейти к суевериям - моряки всегда обращали внимание на приметы разного рода.

В большинстве своем моряки крайне неодобрительно относятся к выходу в море 13-го числа, особенно если оно выпадает на понедельник либо на пятницу. Число «чертовой дюжины» действовало на мореплавателей просто удручающе и нередко приводило к тому, что капитаны предпочитали пересидеть лишний день в порту, нежели выбирать якорь в «неприятный» день.

Другое суеверие напрямую связано с прекрасным полом (справедливости ради отметим, что характерно оно для моряков всего мира). В этой связи интересно обратиться к воспоминаниям советского наркома военно-морского флота Николая Кузнецова (1904–1975), описывающего в своих воспоминаниях то, как к этому суеверию относились в «старшем классе» - среди офицеров британского флота (история относится к периоду Великой Отечественной войны).

«На… крейсере «Кент»… из Мурманска в Англию отправилась наша профсоюзная делегация…. В составе делегации была и известная общественная деятельница К. Н. Николаева.

Значительно позже Майский рассказал мне о неожиданных трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на этом крейсере… Командир «Кента» не хотел брать на корабль нашу делегацию, во-первых, потому, что в ней было 13 человек, а во-вторых, из-за того, что в ее составе была женщина…

Опытный и находчивый дипломат, Майский быстро вышел из положения. Он попросил включить его в состав делегации, и пассажиров стало четырнадцать. А о Николаевой сказал, что она борется за общие интересы Советского Союза и Англии, поэтому для нее должно быть сделано исключение. На том и порешили.

На обратном пути из Англии в СССР нашу делегацию взяли на борт крейсера «Адвенчер» с неменьшим трудом: к тринадцати ее членам пришлось срочно присоединить одного журналиста.

И все же крейсер не миновал беды: он столкнулся в море с танкером и, получив повреждение, вынужден был вернуться в свою базу. Англичане, конечно, не замедлили объяснить случившееся тем, что на корабле была женщина. Так Клавдия Ивановна Николаева стала «виновницей» ущерба, понесенного британским флотом».

Отдельно стоит сказать о суеверных штурманах парусной эпохи. Особенно они не любили вопросов о сроках прихода в порт назначения. Типичным примером такого штурмана могут служить слова персонажа повести Станюковича «Вокруг света на «Коршуне». Степан Ильич Овчинников: «В море не очень-то можно рассчитывать. Придем, когда придем!» Именно поэтому в вахтенном журнале никогда не обозначается порт назначения корабля.

Указывать с берега пальцем на выходящий из гавани корабль - значит обречь судно и всех моряков на его борту на неминуемую гибель. А палец, направленный в небо, приносит шторм.

Если же молодые офицеры начинали иронизировать относительно даже самой возможности урагана и шторма, то старики-судоводители приходили в состояние тихой ярости.

Более того, в сильный шторм среди многих моряков было принято надевать, как перед гибелью, свежее белье.

Не стоило и ругать только что закончившуюся бурю. «Прошла, и слава Богу», - говорили штурмана.

С парусных времен сохранилось другое суеверие - не стоит начинать собирать вещи, пока не отдан якорь и не закреплены швартовы. Кроме того, на палубу нельзя ступать правой ногой, на ней нельзя свистеть и плеваться, а также выходить на нее без головного убора. Нехорошо, если на стоянке на клотик мачты сядет ворона.

Крайне дурная примета - случайно уронить за борт ведро или швабру. Будет шторм. И это при том, что швабра помогает бороться со штилем. Для того чтобы появился попутный ветер, ею надо поболтать за бортом. Неплохо помогает в этом случае и выбрасывание за борт старой швабры. Но как только потянуло ветерком, швабру надо срочно убрать в трюм.

Ветер также призывали царапаньем мачты со стороны, откуда он ожидался. А вот свистеть, вопреки расхожему мнению, вообще в плавании не рекомендовалось. Тот звук был крайне не по душе морским божествам.

Даже безобидное постукивание в море по стеклянному стакану означает смерть в морской воде. Что же касается легендарных крыс, покидающих корабль перед его гибелью, то для такого поведения есть веские причины. Неприятные хвостатые животные не выносят сырости, и их бегство означает, что на судне открылась течь. Поэтому старые моряки точно знали - если с корабля побежали крысы, стоит проверить, нет ли в трюме течи.

Есть, конечно, и хорошие приметы. Удачу приносит подкова над дверью капитанской каюты - кораблю будет всегда сопутствовать удача. У русских моряков подкову принято вешать «рогами» вниз. Как утверждают, подкова была прибита на одной из мачт «Виктори» - флагманского корабля адмирала Горацио Нельсона. Хотя пользу лично Нельсону она принесла относительную - адмирал хотя и разбил соединенный франко-испанский флот у мыса Трафальгар, но и сам погиб в сражении. Сама «Виктори», жестоко пострадавшая в бою, до сих пор находится в строю Британского флота. Более того, именно она официально является флагманским кораблем флота, действующего в водах метрополии.

Для женщин считалось очень хорошим предзнаменованием прикоснуться к воротнику морского офицера - видимо, расшитые золотом вороты притягивали к представительницам прекрасного пола «золотых» кавалеров. И если про опасности пребывания на борту женщины мы уже говорили, то наличие на корабле ребенка - примета более чем хорошая.

Где-то обижают моряков?Круинговые компание кидают на деньги? Бывшие коллеги, с которыми лучше не иметь дел? Шлите нам и мы опубликуем это как анонимный слух.

Свежие записи

Адмиральский час Устар. Полдень, время раннего обеда. Вскоре прозвучал пушечный выстрел, возвещавший о наступлении «адмиральского часа» - начала обеденного перерыва на занятиях. Солдаты направлялись в столовые, холостые офицеры торопились в Собрание на завтрак, а семейные шли домой (А. Степанов. Семья Звонарёвых). - Первонач.: время обеденного перерыва в работе, о котором население Петербурга ежедневно узнавало по выстрелу пушки с Адмиралтейства (позже с Петропавловской крепости), введённому с 6 февраля 1865 г. Оповещение населения о времени выстрелом из пушки вошло в традицию и продержалось до 1938 г. Сигнальные выстрелы с Петропавловской крепости ровно в 12 часов дня по московскому времени возрождены в день празднования 250-летия Ленинграда. Лит.: Монахов В. История одной традиции // Нева. - 1964. - № 3. - С. 221.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Адмиральский час" в других словарях:

    Адмиральский час - Как пишет исследователь русского языка и этнограф И. М. Снегирев в труде «Русские в своих пословицах», это выражение напоминает «обычай основателя российского флота (Петра Первого. Сост.) в одиннадцать часов утра после трудов пить водку с… … Словарь крылатых слов и выражений

    АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС - (ист.) выражение, появившееся со времен Петра I и означавшее наступление обеденного времени, начинавшегося с раздачи водки (свистать к вину и на обед). Петр и его ближайшие сотрудники в 11 часов прерывали заседания присутствий для обеда и,… … Морской словарь

    АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС - со времен Петра I, шуточное обозначение утреннего перерыва занятий для выпивки и закуски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС шутливое обозначение времени, определенного для завтрака… … Словарь иностранных слов русского языка

    адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 часов, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли выпить и закусить перед обедом. Введён в российском флоте по распоряжению Петра І … Морской биографический словарь

    адмиральский час - (иноск.) время закусить Ср. Бумаги и журналы подписаны и сданы... Но даже в этот вожделенный момент, когда вся природа свидетельствует о наступлении адмиральского часа, чело его не разглаживается. Салтыков. Помпадуры. 7. Ср. Так как наступил уже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ◘ адмиральский час - (шутл.). Полдень, время выпивки и закуски. А мы с капитаном выпьем, Ваше высокоблагородие, адмиральский час давно пробил не прикажете ли? // Писемский. Тысяча душ //* … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Адмиральский час - укоренившееся со времени Петра I шуточное выражение, обозначающее час, когда следует приступить к водке перед обедом. Как сам Петр, так и его сподвижники сенаторы и члены коллегий прерывали заседания присутствий для обеда в 11 час. и, возвращаясь … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 ч., к рый объявлялся ежедневно на флоте и в воен. мор. учреждениях России для того, чтобы матросы и офицеры имели возможность выпить и закусить перед обедом. Введен в нач. 18 в. по распоряжению Петра I. В обиходной речи … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Адмиральский час - Адмиральскій часъ (иноск.) время закусить. Ср. Бумаги и журналы подписаны и сданы... Но даже въ этотъ вожделѣнный моментъ, когда вся природа свидѣтельствуетъ о наступленіи адмиральскаго часа, чело его не разглаживается. Салтыковъ. Помпадуры. 7.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Адмиральский час - Разг. Шутл. Устар. Полдень, время завтрака или раннего обеда с выпивкой. ФСРЯ, 514; БМС 1998, 614; ШЗФ 2001, 14; БТС, 30; Янин 2003, 12; ФМ 2002, 600 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • , Денис Драгунский. 90короткометражных историй про жизнь. Исполняют Алексей Багдасаров, Денис Драгунский, Ксения Ларина. « Каждый из рассказов невольно вызывает в памяти поговорку о родственных узах краткости и…


Адмиральский час (ист.), -
выражение,появившееся при ПетреI и
означающее период предобеденного отдыха
(Военно-морской энциклопедический словарь)

Норд дул противный и влажный. Это летом он хулиган-мальчишка, бьющий стёкла, задирающий подолы платьев у молодых женщин, заставляющий их прижимать платья и даже приседать.

Он и сейчас пытается быть хулиганом, но окна закрыты, а женщины все в пальто или плащах. Вот и гонит он перед собой серые влажные тучи. Тучи оседают серебреными капельками на хвое сосен. А ветер, своим очередным порывом сбрасывает их мне за шиворот. Зябко, мерзко, а если точнее, просто холодно на этой горке. Внизу море серое и неприветливое.

Тучи убегают туда, где должен быть Нарген. Не видно его. Волн на море особенных нет, ветер-то всё гонит от берега. А в море идёт "вояка". Вот где не соскучишься. Он идёт вдоль волны и качка на нём, вероятно, изрядная. На базу идёт. Сейчас отшвартуется у причала и поспокойнее на нем станет.

Пришлось единожды побывать на военном судне. Школу юных моряков, по выражению наставников школы - оморячивали. И в день выхода в море был, если и не шторм, то свежий ветер наверняка. Мало приятное ощущение валкой палубы под ногами. И буханье волн в борт. А на мостике и того интереснее. Водяная пыль, почти мгновенно, залила мои очки. И фотографировать в темпе пришлось. Сфотографировал - аппарат спрятал.

И мне на базу надо. Приглашал уж давно меня мой хороший знакомый к себе на пароход. "Если тебя пропустят," - оговаривается он.

Вот и попытаюсь прорваться. А пароход-вон он стоит. На борту, по всей высоте АЛИ АМИРОВ. Белая надпись на чёрном фоне борта. На палубе - ярко-оранжевая вышка. Она совсем не красит корабль, но ведь кому-то надо и с этим работать.

Внизу ветер хоть и не бросает в меня капли, но гудит в сложенных трубах. Это почти концерт для ветра на трубах и с завыванием в проводах.

Унылая стена портобазы, ворота, но они закрыты, и дверь в проходную. Вот её-то и надлежит пройти мне.

Дверь открывается с трудом, зато с большим удовольствием захлопывается, защемляя заднюю (заднюю - это, чтоб вы похихикать могли) ногу. В проходной - унылый свет и унылый вохра пьёт тоже как-то уныло чай.

Не смотрю на охранника, делаю вид, что я свой. В голове крутится тормознёт-не тормознёт. Но он пьёт чай.

Дверь, которая по другую сторону проходной легко распахивается, зато закрывается только с третий попытки. Ветер гонит меня к пирсу. Под ногами уже и не асфальт, а доски пристани-причала. Они такие гулкие, и сразу вспоминается купальня, где мы ходили специально топая. Впереди "Али Амиров". Только краешки букв и видно.

Трап, а у трапа никого. Но когда подхожу и ставлю ногу, чтоб подняться наверх, из-за борта появляется голова вахтенного, от ветра прячется.

"Что надо?" Объясняю. "А командира нет. Он в управление ушёл".

Вот теперь и я буду звать его - КОМАНДИР. Всё лучше, чем просто по имени или даже по имени-отчеству. Звучно получается и по делу.

Ну, что ж не повезло. Иду в конец пирса, посмотреть, что этот "вояка" вытворяет. А он собирается стать на бочку. Это когда судно, оставаясь на рейде, не становится на якорь, а крепит швартовые к бочке предварительно заякоренной.

Вот и пытается швартовая команда, в оранжевых жилетах, завести концы на бочку. Волна ялик так бросает, а сидящие в нём, просто боятся. Ничего не получается. Только подойдут к бочке, как волна отбрасывает. Вот и мучаются.

Посмотрел-поглазел. Пошёл назад, а Командир навстречу идёт. Руки для объятий расставил. Обнимаемся. "Как прошёл?" - "Так приглашал!" - "Ну, пошли!"

Поднимаемся по трапу. Рапорт вахтенного. Такой простой, совсем не по-военному звучит, но всё же понятно, что произошло на судне за время отсутствия командира.

"Тебя спрашивали, командир,"- и кивок в мою сторону. Командир руку вахтенному пожал, меня в дверь протолкнул, и мы внутри. И сразу окружили корабельные запахи. Свеже-покрашенные переборки (так стены называются), горячее масло, немного осталось от моря и что-то ещё в этой смеси такого неповторимого и хорошо знакомого. А, что вспомнить так и не смог.

На судне тишина, только где-то глубоко внизу бухает кувалда. И палуба под ногами пританцовывает. Метр вперёд, метр в сторону. Не хочу ни с чем сравнивать судно у причала стоящее. Всё уже было. Был и конь в стойле стоящий, был и воин в бой рвущийся. А он просто стоит у причала и движок, где-то работает, кувалда бухает, волна в борта не слишком ласково шлёпает. "Адмиральский час!"- пояснил Командир. Что такое это за час такой, потом узнал.

По ковровой дорожке (ведь это надо же) проходим в командирскую каюту. Простенько, и со вкусом, как говорится. Два помещения (хотел написать - комнаты) в одной койка - спальня, а в другой стол-стулья, и гостей принимать можно. По словам Командира к его каюте и туалет с душем пристроили. По требованию министра, который посещал "Али Амирова"

Всё показал, объяснил.

"Идём, пароход покажу." И мы идём по каким-то переходам-коридорам. И поднимаемся в святая-святых. В ходовую рубку. Можно сказать, и рулевую рубку, ошибки не будет. И то, и то правильно.

Командир с таким азартом, восхищением и упоением рассказывает о своём пароходе, что у меня просто слюнки текут.

Прямо под рубкой основание вышки и ещё какие-то непонятные приспособления и механизмы. "Водолазный колокол", - объясняют мне. Чтоб показать возможности судна включают какие-то приборы. В рубке всё начинает светиться и подмигивать огоньками. Интересно-то как. Но тут зуммер телефона. Вахтенный, а он главный сейчас в рубке, поднимает трубку. -"Командир это тебя. Уже ждут в кают-компании."

Я понимаю, экскурсия закончена, пора и честь знать.

"У нас сейчас обед," - объясняет Командир - "я приглашаю тебя. Не отказывайся. У нас не принято гостей отпускать голодными."

Опять переходы-коридоры. И опять каюта Командира. Руки мыть. И опять переходы. У одной из открытых дверей Командир приостанавливается, и внутрь помещения:"Нуш олсун! Приятного аппетита, ребята!" В ответ, почти хором:" Спасибо, Командир." Здесь команда принимает пищу. Столовка, значит.

Два-три метра и другая дверь. За нею помещение вдоль борта с окнами на море, на корабле нет окон - значит иллюминаторами на море. Сейчас, правда, только горка видна. Оттуда я спустился.

Переборки, а не стены вовсе, под дерево отделаны. Длинный стол. Люди в форме. Сидящий во главе стола встал, уступая место Командиру.

"У нас гость. Это мой старинный друг,- (дальше по имени-отчеству. Это он меня так представил).-"Прошу любить и жаловать." Сразу зашевелились за столом - место по левую руку от Командира, с ним рядом для меня освободили, столовый прибор поставили. Тихо за столом, вполголоса разговаривают. Матрос в белом переднике принёс супницу. Кто-то сидящий рядом (было видно - отработана система) начал разливать суп по тарелкам. Первая Командиру. А он мне уже её передал. Так в тишине и разлили супчик. Только разливная ложка постукивала.

"Приятного аппетита!"- это Командир. "Спасибо!"

Только начали пробовать первое - дверь открывается. Опоздавший: "Разрешите." И молчаливый разговор Командира с пришедшим.

"Всё в порядке. К вечеру закончим."

Видно это они кувалдой бухали. Только закончили с первым, тот же матрос второе принёс. Только уже по тарелкам разложенное. И опять первая тарелка Командиру, а он мне.

Только закончили со вторым, как: "Командир, разреши покинуть?" - "Да, конечно" Торопится. Ему видно работать надо.

А нам ещё и компот принесли. Потом повисла пауза. И отобедали уже, и вставать из-за стола надо бы. А сидят, ждут чего-то. Приходит матрос - посуду убрать. Командир ему: "Спасибо. Всё вкусно было!" Только тогда заговорили вставая.

Прошли опять в командирскую каюту. Посидели, вспоминая обо всём, что было у нас общее. И опять Командир с восторгом, тем самым восторгом, с которым он рассказывал о корабле, рассказывал о внучке.

Попрощались, и он пошёл проводить меня. Вместе со мной вышел на палубу, ещё раз пожали руки. И я сошёл по трапу на пирс. Оглянулся, а он уже заходил во внутрь своего парохода. Вояка всё-таки встал на бочку (а может - стал?). Носом к волне. Внутри, небось, спокойно стало.

Рецензии

Вот ответ из ВИКИПЕДИИ.

«Адмира́льский час», также адмиралте́йский, - в русском языке укоренившееся со времён Петра I шуточное выражение, обозначавшее час, когда следовало приступать к водке перед обедом. Также фразеологизм, означавший полдень, время завтрака или раннего обеда.

Как сам Пётр, так и его сподвижники - сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, - прерывали заседания присутствий для обеда в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили выпить рюмку водки в новые для того времени ресторации - австерии.

Выражение употреблялось в шутку теми, кто хотел дать знать другим о своём желании выпить рюмку водки: он говорил, что «адмиральский час» наступил или прошёл.

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов. Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904).

Глава 12. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧИН По прибытии на Восточное побережье кэптен, миссис Нимиц и Мэри сначала нанесли визит родителям миссис Нимиц, которые тогда проживали в Уэллфлите, на полуострове Кейп-Код. Нэнси посещала Си-Пайнс, частную школу в близлежащем Брустере. Кейт, к

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

Из книги Автопортрет в лицах. Человекотекст. Книга 2 автора Бобышев Дмитрий

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС Парочку эту я встретил потом, и в одетом виде, в Москве, совершенно случайно. Хорошенькую Дуньку, правда, украшал ещё и синяк под глазом, но она была так же непосредственна. Синяк на такой славной мордочке меня возмутил, и я наорал на Хвоста, объявив Дуньку

Сырный рулет с начинкой из креветок «Вице-адмиральский»

Из книги Блюда из сыра автора Треер Гера Марксовна

Салат «Адмиральский»

Из книги Новейшая кулинарная книга автора Арефьева Н. Е.

31. "АДМИРАЛЬСКИЙ"

Из книги 100 рецептов тортов автора Коллектив авторов

МИКЛОШ ХОРТИ И ИШТВАН БЕТЛЕН. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

МИКЛОШ ХОРТИ И ИШТВАН БЕТЛЕН. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС Миклош Хорти и Иштван БетленПосле окончания Первой мировой войны маленькой Венгрии особенно «повезло». Помимо проблем, связанных с поражением и развалом империи Габсбургов, венграм пришлось расхлебывать еще и кашу,

Адмиральский удар

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Адмиральский удар Эта почти невероятная история может показаться кому-то очень занятной выдумкой, специально рожденной досужими писателями и опытными историографами на потеху праздной публике. Тем не менее, все, о чем здесь рассказано, происходило на самом деле и

Адмиральский проезд

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Адмиральский проезд Проезд с таким именем находится на острове Декабристов между улицей Кораблестроителей и Морской набережной. Названия нескольких проездов на Васильевском острове и на острове Декабристов обусловлены близостью к Финскому заливу. В их числе и

АДМИРАЛЬСКИЙ ПРОЕЗД

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

АДМИРАЛЬСКИЙ ПРОЕЗД Проезд с таким именем находится на острове Декабристов между улицей Кораблестроителей и Морской набережной. Названия нескольких проездов на Васильевском острове и на острове Декабристов обусловлены близостью к Финскому заливу. В их числе и

Адмиральский час

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Адмиральский час Как пишет исследователь русского языка и этнограф И. М. Снегирев в труде «Русские в своих пословицах», это выражение напоминает «обычай основателя российского флота (Петра Первого. - Сост.) в одиннадцать часов утра после трудов пить водку с сотрудниками