Где вешается икона святая троица в доме. Три лика Господа: толкование образов Святой Троицы

31.12.2023

Икона "Троица ветхозаветная" написана великим русским иконописцем преподобным для . На ней изображены три ангела, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Это было первое откровение верующим о - единстве Бога в трех лицах.

В отличие от более ранних иконописцев, Рублев не стал изображать встречу Авраамом уставших путников возле своего дома, как это описывается в Библии. Его икона - «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице. Мы видим лишь трех ангелов за трапезой; на столе - единственная чаша, символизирующая святое Причастие. Основой композиции является круг, в который как бы вписаны фигуры ангелов, это придает изображению характер благодатного покоя, в котором пребывает Бог. Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы.

До Октябрьской революции икона находилась в Троице-Сергиевой лавры, потом поступила в распоряжение Комиссии по раскрытию древней живописи и в 1918-1919 годах была отреставрирована. С 1929 года ­в Государственной Третьяковской галерее.

Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева

    Ангелы на иконе Рублева обозначают лиц Святой Троицы. Дом на заднем плане, расположенный за фигурой левого ангела, указывает на Бога-Отца — создателя неба и земли. Средний ангел одет в вишневый хитон и синий плащ, в которых традиционно изображают Христа. Правый ангел написан на фоне горы, символизирующей духовное восхождение и просветление благодатью Святого Духа.

    Троица Рублева вскоре после ее написания стала считаться образцом для других иконописцев. На Стоглавом соборе было принято указание писать Святую Троицу так, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев», не внося ничего от себя.

    При царе Иване IV Грозном икону украсили золотым окладом с драгоценными камнями, скрывшим ее почти полностью: открытыми оставались только руки и лица. Мир увидел «Троицу» без ризы только в 1904 году — когда ее вынули из оклада для очередной реставрации и сфотографировали. Но после снова поместили в оклад — до 1918 года. Под окладом икона быстро темнела, утрачивала чистые и светлые краски оригинала, полностью восстановить которые удалось только при реставрации 1918 года.

    До 1918 года икона подновлялась несколько раз: при Борисе Годунове, в 1635 году, в 1777 году, дважды в XIX веке и в 1904 году. Икону покрывали олифой, а сверху по контурам писали заново, пренебрегая деталями, иногда даже в другой иконописной манере. Для того чтобы восстановить «Троицу» в первозданном виде, мастерам под руководством знаменитого реставратора Игоря Грабаря пришлось снять много слоев олифы и краски.

Святая Троица

Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как указание на принадлежность их горнему миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов. Изображение это, основанное на конкретном историческом событии, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении. Как иконография, так и богослужение связывают начало этого обетования с его завершением в день Пятидесятницы, когда дается окончательное откровение Святой Троицы. Другими словами, икона Троицы как бы соединяет воедино начало ветхозаветной Церкви с установлением Церкви новозаветной.

В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского, цитированной прп. Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Изображение это возникло в связи с особым почитанием как евреями, так и язычниками места явления у дуба Мамврийского, где совершались также и языческие жертвоприношения.

Св. Троица. Андрей Рублев. 1408–1412 или около 1425 г. ГТГ

Какой характер имело это изображение, мы не знаем. Во всяком случае, с древности Святая Троица изображалась как историческая библейская сцена с сидящими за трапезой под дубом ангелами, прислуживающими им Авраамом и Саррой и хоромами Авраама на заднем плане. На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца. Расположение ангелов при видимой однородности представляемой сцены изменялось в зависимости от толкований, которые применялись к этому библейскому событию, и той догматической мысли, которую требовалось подчеркнуть. Так, например, одними святыми отцами посещение Авраама тремя странниками понималось как явление, хотя и косвенное, всей Святой Троицы, другими же – как явление Второго Лица Святой Троицы в сопровождении двух ангелов.

Гостеприимство Авраама. Роспись катакомбы на виа Латина. Рим. IV в.

Явление ангелов Аврааму. Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре. Рим. 430–440 гг.

Такое толкование не меняет понимания этого события как явления Троицы, ибо поскольку каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой божества, то и присутствие Сына с двумя ангелами можно понимать как образ Троицы. В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме»; «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам…». В связи с учением Церкви и толкованием отцов, изображаемые ангелы располагаются иногда по принципу изокефалии, т. е. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, V в., или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.) и их атрибутами. В других случаях композиция строится пирамидально, с выделением среднего ангела как главного среди других.

Изображение трех библейских странников в виде ангелов в течение многих веков было единственной иконографией Святой Троицы, а в Православной Церкви оно существует и поныне как единственная из иконографий, соответствующая ее учению.

Наиболее полное соответствие учению Церкви образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троица» Рублева, написанном прп. Андреем для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 гг.и в настоящее время находящемся в Третьяковской галерее в Москве. Как и на других, более ранних иконах Троицы, здесь изображены три ангела, но обстоятельства их появления обойдены молчанием. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг. Проходя по верхней части нимба среднего ангела и обрезая частично внизу подножия, круг этот включает в себя все три фигуры, едва заметно проступая в их очертаниях. Такая композиция Троицы встречается и раньше, но лишь на панагиях, маленьких круглых иконках, и на донышках священных сосудов. Однако там эта композиция обусловлена самой формой предмета и отсутствием свободного места, а не догматической мыслью. Поместив фигуры ангелов в круг, прп. Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. Благодаря этому центральный ангел, хотя и выше других, не подавляет их и не господствует над ними. Нимб его наклоненной головы, отклоняясь от вертикальной оси круга, и подножия, сдвинутые в другую сторону, еще более усиливают это движение, в которое вовлекаются и дуб, и гора. Однако в то же время этим наклоненным в одну сторону нимбом и сдвинутыми в другую сторону подножиями восстанавливается равновесие композиции, и движение задерживается монументальной неподвижностью левого ангела и хоромами Авраама над ним. И все же, «куда бы мы ни обращали наш взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, – невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен».

Отечество с избранными святыми. Новгород. Начало XV в. ГТГ

Сопрестолие (Троица Новозаветная). Москва. Начало XVIII в. ГИМ

В иконе при. Андрея – и действие, выраженное в жестах, и общение, выраженное в наклонах голов и поворотах фигур, и неподвижный, безмолвный покой. Эта внутренняя жизнь, объединяющая три заключенные в круг фигуры и сообщающаяся тому, что их окружает, раскрывает всю неисчерпаемую глубину этого образа. Он как бы повторяет слова св. Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит, и того, что содержится, а также и возвращение к Нему (Богу. – Ред.) того, что от Него исходит». Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, Евхаристической Чаше с головой жертвенного животного. Прообразуя добровольную жертву Сына Божия, она стягивает движения рук ангелов, указывая на единство воли и действия Святой Троицы, заключившей завет с Авраамом.

Почти одинаковые лики и фигуры ангелов, подчеркивая единство природы трех Божественных Ипостасей, в то же время указывают на то, что икона эта ни в коем случае не претендует изобразить конкретно каждое Лицо Святой Троицы. Как и другие иконы, более ранние, это не есть изображение самой Троицы, т. е. трех Лиц Божества, поскольку Божество по существу своему не-изобразимо. Это та же историческая сцена (хотя и со сведенным к минимуму историческим аспектом), которая в проявлении Троичного действия в мире, Божественной икономии, символически раскрывает единство и троичность Божества. Поэтому при единообразии ангелов они не обезличены и у каждого из них определенно выражены его свойства в отношении действия его в мире.

Ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в Бога Отца, Сына и Духа Святого. Полной неописуемости первой Ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь скупые и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). Пространному по сравнению с другими и точному вплоть до исторического указания («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ангела – зеленый, цвет его плаща, который, по толкованию св. Дионисия Ареопагита, означает «молодое, находящееся в полноте сил», определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп. Андрея составляет одно из главных ее очарований. Особенно поражает необычайной силы и чистоты васильковый синий цвет плаща среднего ангела в сочетании с золотистыми, цвета спелой ржи, крыльями. Четкой и ясной цветовой характеристике среднего ангела противопоставлены мягкие цвета двух других ангелов; но и в них врываются, сияя как драгоценные камни, яркие пятна синего. Объединяя в цветовом отношении все три фигуры, он как бы указывает, в свою очередь, на единство природы Лиц Святой Троицы и придает всей иконе спокойную и ясную радость. Таким образом, и в красочных сочетаниях этой иконы звучит та же жизнь, которой проникнуты ее образы, формы и линии. «Здесь есть и выделение центра, и цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. – Л. У.), и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца». Эту икону, с ее неисчерпаемым содержанием, гармонически уравновешенной композицией, величаво-спокойными фигурами ангелов, легкими, по-летнему радостными красками, мог создать только человек, унявший в душе тревоги и сомнения и просвещенный светом боговедения.

Св. Троица. Россия. XV в. ГРМ

Икона прп. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка. Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см. с. 305) представляет собой очевидный список с иконы Рублева. Икона эта находится в Русском Музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге. – Ред.) и считается написанной не позднее конца XV в. Здесь те же позы и фигуры ангелов, но расположены они уже не по кругу, а почти по прямой линии с едва заметным выделением среднего из них. Почти лишенные плеч фигуры еще более женственны, чем на оригинале. Композиция статичнее, и фигуры ангелов соединены между собой более тоном, чем движением. Сохраненные здесь основные цвета одежд даны приглушенными и сильно обобщенными. Общий тон этой иконы не свежий и ясный, как у Рублева, а сдержанный и теплый. Благодаря усиленному значению заднего плана вся сцена становится как бы ближе к земному, и открывшийся прп. Андрею в своем непостижимом величии образ приобретает здесь больше доступности, интимности и теплоты.

Из книги Библия Раджниша. Том 2. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги 1000 и один способ быть самим собой автора Некрасов Анатолий Александрович

ТРОИЦА Человек - это играющий с собой Бог, наслаждающийся игрой Бог, развлекающийся неведением владыка мироздания, забавляющийся иллюзией творец миров. Джананакришна Если Миропонимание не выстроено, нет цельной картины, и в нём много заблуждений, то не знаешь, куда

Из книги Эзотерическое христианство, или Малые мистерии автора Безант Анни

Глава IX. Святая Троица Каждое плодотворное изучение божественного Существования должно начинаться с утверждения, что оно Едино. Все Мудрецы утверждали это единство; все религии провозглашали его; все философии брали в основу: «Единый без второго». «Слушай Израиль, –

Из книги Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово автора Логинов Дмитрий

НЕБИБЛЕЙСКОЕ СЛОВО «ТРОИЦА» Пожалуй, в заключение стоило бы еще обратить внимание на то самое, что отмечается большинством религиоведов, говорящих о Троице. А именно: слово «Троица» – небиблейское (как, обыкновенно, выражаются эти религиоведы).Что это значит? Возьмем, для

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом (Другой перевод)] автора Найми Михаил

Глава 3 Святая троица и совершенное равновесие МИРДАД: Но, несмотря на то, что в своем «Я» центрированы вы, однако, все же, заключены в едином общем «Я» - и даже «Я» единое Всевышнего в том общем «Я» заключено.Божественное «Я» - святая вечность, нетленное, единственное

Из книги Мистическая Каббала автора Форчун Дион

Глава 7 Высшая Троица 1. Ознакомившись с обзором развития трех первых Божественных Эманации, мы теперь в состоянии получить более глубокое представление об их природе и значении, поскольку можем их изучать в их взаимосвязи. Это единственный способ изучения Сфирот,

Из книги Совершенное супружество автора Веор Самаэль Аун

Глава 32. Божественная Троица Священные Писания Индии утверждают, что пупок, сердце и горло являются огненными центрами человеческого организма, и добавляют, что медитируя над указанными центрами, мы находим Учителей Сарасвати, Лакшми, Парвати или Гириха, в

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

Троица (Триада) Принцип первый: Атман, или чистый дух, является Абсолютом в манифестации. Это Отец Всего; Создатель, Хранитель и Разрушитель в Едином Целом, присутствующий во всем сущем.Принцип второй: Буддхи – это Духовная Душа, проводник, через который Атман выражает

Из книги Нордическая мифология автора Торп Бенджамин

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ ТРОИЦА На одном из петроглифов Швеции эта Прагерманская Троица выглядит следующим образом: некие два Бога - один, очевидно, однорукий, другой, по всей видимости, двурукий, крутят большое кельтское колесо. Поясняя это изображение, Готтфрид Шпанут

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Троя и христианская Святая Троица Мудрость, Жертва, Любовь - Троя.Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - Святая Троица.Нетрудно увидеть соответствие между Троей и Троицей:Бог Отец = Мудрость;Бог Сын - Иисус Христос = Жертва;Бог Дух Святой, оживляющий всё вокруг, = Любовь.Парис

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 7 Июнь. Зелёные Святки. Троица. Крещение кукушки. Духов день. Летние гадания. Заговоры В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. Также существовали другие названия: изок,

Из книги Прощание без возвращения? [Смерть и потусторонний мир с точки зрения парапсихологии] автора Пассиан Рудольф

Зелёные святки – Семик. Троица (май-июнь) Зелёные святки (Семик) справлялись на Руси на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до праздника Троицы. У славян олицетворял окончание весны и начало лета. С принятием христианства на Руси языческий праздник был приурочен к

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Троица (триединство) - тело, душа, дух «Есть тело душевное, есть тело и духовное», говорится в Первом послании к коринфянам, гл. 15, стих 44. (В немецком тексте Святого Писания эти слова звучат так: «Ist ein nat?rlicher Leib, so ist auch ein geistiger Leib». Nat?rlicher Leib можно перевести как «естественное,

Из книги Учителя и путь автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Святая Троица Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Глава XIII ТРОИЦА И ТРЕУГОЛЬНИКИ Божественная ТроицаМы знаем, что Логос нашей системы (а большинство людей, говоря о Боге, в действительности говорят именно о нём) троичен. У него есть три лица, или, скорее, он существует в трех лицах и действует через три аспекта. В разных

Из книги автора

Умеренный монотеизм и Троица Каждое воскресенье в миллионах церквей всего мира христиане подтверждают учение о вочеловечении, повторяя изъявление веры, принятое по требованию Константина на Никейском соборе в 325 году. Ядро Никейского Символа веры, по-прежнему

Большинство верующих выбирает для домашнего почитания святыни Иисуса Христа и Девы Марии. Однако в христианстве есть и другие реликвии, призванные явить православным зримый лик Бога, Его удивительную и могущественную сущность. Именно к ним и принадлежит . Значение, в чём помогает образ - всё это Вы сможете узнать из нашей статьи.

Богословский смысл реликвии - что означает «Святая Троица»?

Догмат о том, что Господь един в трёх лицах, является сутью православного учения, но постичь это положение довольно трудно. Часто христиане ограничиваются тем, что признают подобные тайны непостижимыми, однако это не помогает справиться с пытливостью ума. И хотя от веры не ожидают логических затруднений - она скорее помогает понять, что человек делает в этом мире, зачем он пришёл сюда и какова цель всех его действий - те, кто искренне ищет Бога, стараются дать ответ и на такие вопросы.

Любой, кто хотя бы раз пытался понять окружающее мироздание, людей и самого себя, знает, сколько загадок и тайн хранит Вселенная. Эта недосказанность - мостик, соединяющий Творца и созданный Им мир. И чем пристальнее, тщательнее и внимательнее христианин будет присматриваться к подобным вещам, тем больше гармонии, мудрости и красоты он заметит. Такие закономерности слишком совершенны, чтобы возникнуть вследствие простого стечения обстоятельств. Осознание этого - первый шаг на пути к Господу.

Однако подобные прозрения - лишь начало познания. Продвинуться дальше Вам позволит чтение богословской литературы, слушание проповедей, и, разумеется, созерцание святых реликвий. Через них мастера доносят до человека часть небесного бытия, постулат о единении и любви, учат проявлять нравственную твёрдость, духовную стойкость и моральную чистоту. Например, узнав, кто изображен на иконе «Святая Троица», Вы сможете глубже вникнуть в таинство Символа Веры, почувствовать радость, согласие и благодать.

Отцы церкви считают, что два главных свойства Святой Троицы - это полнота и любовь. Поэтому Господь дарует каждому христианину свободу воли, не нуждаясь ни в его добрых делах, ни в соблюдении обрядов и ритуалов. Однако Творец может и желает объять человеческий род своей добротой и милосердием - ради этого Он принёс в жертву своего Единородного Сына. И, хотя люди не могут ничего предложить Богу, они способны почувствовать свою причастность к Нему, ответив такой же любовью и преданностью.

Святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что лучше всего догмат о единстве Творца постигается через сравнение с человеческой душой. Так, глядя на это фото - , запечатлённая на нём, высыпана из полесского янтаря в соответствии со всеми православными канонами - Вы можете представить Бога-Отца как ум, Бога-Сына как мысль и слово, а Бога-Святого Духа как человеческий дух. Если в людях пребывают одновременно ум, мысли и дух, тогда и три лика Господа могут составлять одно существо, не смешиваясь между собой. А вот как воспевал Создателя св. Иоанникий: «Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!».

Икона «Святая Троица» - от чего оберегает?

Этот образ уникален по своей иконографии и символике. Он позволяет воззвать к Первоисточнику всего сущего, к могущественному и совершенному Богу, любовь и милосердие которого защищают верующего от любых неурядиц, проблем и бед. Реликвия дарует христианам особую благодать, придавая им силы для того, чтобы духовно измениться, выбрать праведный путь, укрепиться в вере, избавиться от сомнений, искушений и тревог. Кроме того, она напоминает, что любой человек несёт в себе частичку Господней тайны - а значит, к нему необходимо относиться с любовью и уважением. Понимание этого - главный залог спасения души, стоящий превыше любых молитвенных упражнений.

Перед этим образом возносят и просительные, и благодарственные молитвы. Сначала следует читать акафист, посвящённый всем трём ликам Творца, а затем отдельные псалмы и хвалы для Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Где вешать в доме икону «Святая Троица»? Лучше всего поместить её в восточном («красном») углу, напротив входной двери. Тогда первый взгляд каждого домочадца и гостя будет обращён к божественным ликам, осеняющим христиан своей благодатью и покровительством. Ещё один важный нюанс - эта реликвия располагается выше других произведений, даже если это образ Иисуса Христа. Так Вы воздаёте должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа. А совершая поминовение святыни (его отмечают в праздник Пятидесятницы, на 50-й день после Воскресения Сына Божьего), её декорируют зелёными ветвями деревьев, цветами и ароматными травами. Эта традиция символизирует новую надежду, снизошедшую на людей со Святым Духом.

В чём помогает икона Святой Троицы? Она часто используется как исповедальная - считается, что такие молитвы обращены к самому Господу и являются не менее действенными, чем те, которые возносят в храме. Кроме того, к реликвии взывают в самых безнадёжных, драматических и сложных ситуациях - она чудесно способствует их разрешению, спасая людей от любых опасностей, катастроф и болезней. Поэтому святыня, с любовью и тщанием изготовленная из натуральных солнечных самоцветов, станет превосходным подарком для любого христианина и замечательным дополнением к Вашему домашнему иконостасу. А приобрести её поможет наш

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике - она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы - тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

«Гостеприимство Авраама» - сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображен строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива - «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест - на иконах так изображают Христа.

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов - явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона - «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Богородица на изображениях Троицы

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

Невозможно полностью осознать глубину истинной веры, не приобщившись к Святому триединству Господа. Икона "Троица" была создана для того, чтобы каждый молящийся мог образно представить трисолнечный свет православия. Созерцая великое творение, верующие впитывают в себя всеприсутствие Господа, осознавая всю глубину трудов Его.

Икона «Троица»

Значение и символичность ее заключена в демонстрации триипостасного единства Господа. Икона дополняет письменные источники, являющиеся словесными выражениями истинной веры. Это изображение - отражение описанных в Писании событий. На пятидесятый день после Пасхи Святой Дух пришел к апостолам в души, что помогло им осознать собственные способности. Основная задача - нести Его учение людям, чтобы спасти их от греха - была понята верными учениками Иисуса. Икона "Троица" содержит сюжет, описанный на страницах книги Бытие, известный как "Аврамово гостеприимство". Но не только связь со Словом Божьим несет миру это нарисованное послание. Оно прославляет тройственность Святого союза, непрерывность его существования.

Икона «Троица» Андрея Рублева

Это чистейшее произведение явило свету мудрость и глубину понимания автором сути Веры. Его Ангелы, пропитанные светлой грустью, являют зрителю мудрость чистейшего воздействия Божественного. Икона «Троица» и сложна, и понятна для многих поколений ценителей. Любоваться ею можно бесконечно, впитывая легкость Ангелов, мудрость их восприятия, парение их существования. Как звездное небо над южным морским побережьем, она рождает все новые мысли и чувства у своего преданного созерцателя.

Значение для истинно верующего человека

Икона «Троица» найдется в жилище любого православного. Она вносит в душу покой и уверенность в непременном присутствии Господа на любой его дороге. Как ребенку необходимо чувствовать присутствие матери, так и верующий нуждается в Божественном руководстве и поддержке. Любое свое решение он выносит на суд молча принимая совет спокойных Ликов. В этом образе для истинно преданного вере человека сплетаются воедино цель его присутствия в этом мире, надежды на справедливость и постоянная поддержка Господа. То, чего так не хватает в жизни, можно почерпнуть из Иконы, молясь или просто созерцая ее мудрость. Не зря принято вешать ее напротив входной двери. Эта старинная традиция помогает осознавать, что в жестоком мире для странника, коим является каждый человек, всегда найдется приют и убежище. В физическом варианте таковым является родной дом, а в духовном - вера. Именно поэтому перед Иконой принято исповедоваться, признаваясь в прегрешениях, просить Господа о прощении. Ее жертвенный образ дарит надежду всякому, кто даст себе труд задуматься над глубиной ее содержания. Круг, который образуют Ангелы, символизирует вечную природу Божественного. Зритель впитывает истинную природу этого символа, приобщаясь к глубоким ценностям, изображенным на Иконе. Особая духовная радость снисходит на человека, молящегося перед Троицей, как будто изображение излучает всю доброту и силу Господа.