Забор и ворота с калиткой из профнастила: пошаговая инструкция установки своими руками. Как сделать ворота из профнастила для забора или гаража своими руками? Как сделать входные ворота из профнастила

30.10.2023

Придомовой участок невозможно представить без расположенного по периметру ограждения. Хотя бы временный забор устанавливают еще до начала строительства частного дома или коттеджа. Он позволяет зафиксировать границы, выполняет защитную и эстетическую функции. Не менее важной частью общей конструкцию является проезд, проем в ограде. Он служит не только для прохода, пропуска автотранспорта, но и выступает в качестве украшения территории. Для его изготовления можно использовать разные материалы, но в последнее время наиболее распространены ворота из профнастила.

Особенности материала

Профлист – композитный стройматериал с неоднородной структурой. Представляет собой оцинкованный стальной лист, защищенный полимерным покрытием. В наличии защитных слоев заключается главная особенность изделия. Их количество может быть разным. Самые простые – трехслойные модели, они состоят из листа металла, оцинкованного с двух сторон. Наиболее качественные варианты могут иметь до 10 слоев.

Срок службы листа напрямую зависит от вида покрытия. По этому параметру выделяют: оцинкованный, алюмооцинкованный, профнастил с полимерным покрытием. Гарантийный срок первого вида составляет 5 лет, второго — 10, третьего – от 10 до 20. В основном материал применяется в строительстве. Его используют для разных целей, например, для возведения ангаров, установки ограждений, изготовления ворот, обшивки гаражей, киосков. В зависимости от сферы применения, выделяют три основных типа профлиста:

  • Стеновой (фасадный). Маркируется буквой «С». Отличается мелким профилированием. Волна может иметь высоту в 8,10,15,20,21 мм.
  • Кровельный (несуще-стеновой) или НС. По сравнению с первым вариантом характеризуется более высокими волнами (20,21,35,45,57,60,75,80,90,100 мм). Используется для облицовки кровли, стен, монтажа перекрытий.
  • Несущий (маркировка «Н»). Используется в основном для возведения несущих конструкций. Высота волны составляет 75,80,90,100 мм.

В теории для производства ворот можно применить любой тип, но на практике используется в основном стеновой вариант.

Преимущества и недостатки

Согласно ГОСТ 24045-2010 п. 3.2 металлопрофили – это листовой прокат с гофрами, расположенными по всей ширине. Их высота варьируется в пределах 20-160 мм. Толщина металлического листа, взятого за основу, составляет от 0,3 до 1 мм. Благодаря профилированию достаточно тонкий материал становится очень прочным. Среди остальных достоинств изделия, пользующегося большой популярностью в строительстве, можно выделить:

  • невысокую стоимость по сравнению с другими стройматериалами;
  • незначительный вес;
  • длительный срок службы, у некоторых видов он может превышать 50 лет;
  • привлекательный внешний вид;
  • широкий выбор цветовой гаммы;
  • позволяет делать конструкции любых размеров;
  • дает возможность сэкономить на отделочных материалах;
  • устойчивость к солнечным лучам, перепадам температуры, атмосферным осадкам;
  • защиту от коррозии;
  • простой монтаж, однако для установки ворот своими руками потребуются навыки в области строительства, умение обращаться с разными электроинструментами, в том числе сваркой;
  • простой уход.

К основным недостаткам профлиста можно отнести:

  • отсутствие звукоизоляции;
  • слабую устойчивость к механическим воздействиям;
  • даже небольшое повреждение защитного покрытия приводит к тому, что металл начинает ржаветь.

Конструкции ворот и их особенности

Оборудуя заезд на дачу, многие владельцы часто задаются вопросом о том, какие ворота им лучше поставить. Если раньше выбор был невелик, все довольствовались распашными моделями, то сейчас все изменилось, разновидностей стало намного больше. Выбирая наиболее подходящий вариант, следует помнить, что конструкция должна быть удобной в эксплуатации, надежно запирать двор, обеспечивать проезд не только легковым, но и грузовым автомобилям. Среди основных видов можно выделить два основных:

Распашные. В свою очередь, они разделяются по следующим признакам:

  1. По количеству створок – одностворчатые, двухстворчатые.
  2. По внешнему оформлению – односторонние, двухсторонние. В первом случае конструкция украшается только с лицевой стороны, во втором — с обеих сторон.
  3. По наличию калитки – глухие, с входной дверью, расположенной на одной из створок, или отдельно с одной из сторон.
  4. По способу открытия – ручные (механические), управляемые автоматикой.

Отдельно можно выделить складные распашные ворота, у которых створки могут складываться пополам. Такой вариант используется при оборудовании широкого заезда.

Откатные. Существует несколько разновидностей этих сооружений:

  1. подвесные;
  2. рельсовые;
  3. консольные;
  4. телескопические.

Ворота распашного типа

Этот классический вариант наиболее распространен. Распашные модели состоят из одной или двух створок, зафиксированных на стойках. Они могут открываться как внутрь, так и наружу в зависимости от способа приварки петель. Надежность и практичность конструкции проверена не годами, а тысячелетиями. Она пользуется большой популярностью.

Створки состоят из металлического каркаса, зашитого профнастилом. Благодаря легкому весу, они оказывают минимальную нагрузку на опоры. Для их фиксации в закрытом состоянии используется засов, в открытом положении – пружинные фиксаторы, крючки с петлями, упоры. Чтобы предотвратить провисание подвижных частей, столбы необходимо устанавливать на хорошо заглубленный, массивный фундамент.

Эта самая простая и удобная система имеет ряд существенных преимуществ:

  • невысокая стоимость, что делает устройство доступным для всех;
  • универсальность, ее можно установить на любую ограду, помещение;
  • долговечность;
  • большое разнообразие конструкций;
  • простой монтаж, выполнить который под силу большинству владельцев собственного участка.

Недостатки:

  • при неправильном бетонировании основания для столба, недостаточной глубине фундамента, опора со временем может перекоситься;
  • легкие элементы, обшитые профлистом, сложно открывать при сильном ветре;
  • для открытия подвижных частей потребуется свободное пространство перед ними;
  • в зимнее время придется регулярно чистить снег.

Откатные ворота

Откатные конструкции – хорошая альтернатива классическим распашным моделям. Они характеризуются более сложным устройством, но выглядят очень эффектно. Состоят из полотна, направляющих и роликов. Выделяют одностворчатые и двустворчатые варианты. Их принцип действия заключается в движении створок вдоль забора. Это обстоятельство является главной их особенностью. К основным преимуществам ворот можно отнести:

  • привлекательный внешний вид;
  • компактность;
  • для их открытия не требуется свободное пространство перед ними;
  • хорошо выдерживают ветровые нагрузки;
  • не мешают заезду любого автотранспорта;
  • они не провисают.

Из недостатков можно выделить:

  • по сравнению с распашными моделями, стоят дороже;
  • более сложные монтажные работы;
  • для установки опорных столбов требуется хорошо забетонированное основание;
  • установка возможна только при наличии свободного места вдоль забора;
  • роликовые опоры необходимо регулярно очищать от мусора, зимой от снега.

Как выбрать профилированный лист

Для изготовления ворот используют стеновой профнастил с маркировкой «С». От кровельного и других вариантов он отличается высотой волн. Размер ребер жесткости обозначается цифрой. Чем она выше, тем прочнее сам лист и его способность противостоять нагрузкам.

Самый удобный для монтажа ворот профнастил имеет маркировку С-18, С-20, С-21. Его можно эксплуатировать в самых суровых условиях. При выборе типа материала надо учитывать рельеф местности, климатические особенности. Металлические листы состоят из нескольких слоев, каждый из которых выполняет свою функцию. Стальное основание может иметь следующее покрытие:

  • Из цинка;
  • Алюцинка;
  • Полиэстера;
  • Пластизола или пурала.

Цветовое разнообразие

По способу нанесения лакокрасочного слоя листы разделяются на окрашенные только с одной стороны, покрашенные с двух сторон в один оттенок, имеющие разноцветную двухстороннюю окраску. Используемая цветовая гамма регламентируется нормативными документами, среди которых наиболее распространены следующие стандарты:

  • европейский (RAL);
  • финский (RR);
  • английский (HPS);
  • шведский (PRELA).

Для возведения забора наиболее приемлемым является профнастил, имеющий двухстороннее окрашивание. При выборе подходящего цвета обращают внимание на его соответствие общему оформлению участка и дома. Чаще всего предпочтение отдают зеленому оттенку. Он хорошо вписывается практически в любой ландшафтный дизайн, отлично смотрится на фоне естественных зеленых насаждений.

Также спросом пользуются коричневые, синие, серые тона. Они сочетаются с большинством стройматериалов, используемых для забора, фасада здания. Выбирать красный и желтый цвета не желательно. Самым неудачным решением станет использование неокрашенного оцинкованного профлиста. Он отличается не только непривлекательным видом, но и менее долговечен и практичен.

Процесс изготовление распашных ворот своими руками

Некоторые люди считают, что соорудить распашные конструкции под силу любому человеку, даже если он не обладает специальными навыками. Однако это не совсем так. Изучив инструкцию, большинство видов работ действительно можно выполнить самостоятельно, но не все. Например, чтобы сварить качественный каркас, потребуется помощь специалиста, который умеет обращаться с оборудованием, имеет опыт в этом вопросе.

Процесс изготовления конструкции состоит из нескольких этапов. Изначально необходимо определить место расположения въезда, составить чертеж, выполнить расчет требуемых материалов. Затем можно приступить к подготовке основания, установке стоек, сооружению каркаса и его фиксации на опорах, обшивке профлистом. Каждый отдельный шаг рассмотрим подробно, чтобы при создании ворот своими руками избежать случайных ошибок.

Расходные материалы и инструменты

  • лопата штыковая и совковая;
  • лом, отбойник, если необходимо удалять старое бетонное, кирпичное покрытие или основание;
  • бетономешалка, старая ванна для замешивания раствора;
  • ведра, мастерок;
  • уголок, строительный уровень;
  • измерительные приборы, карандаш, капроновая нить;
  • сварочный аппарат и электроды;
  • болгарка с нарезными и шлифовальными дисками;
  • дрель с набором сверл;
  • малярная кисточка, валик, краскопульт для окрашивания стоек и рамы;
  • саморезы.

Следует заготовить следующее виды сырья:

  • профнастил для обшивки рамы;
  • профильные металлические трубы разного диаметра для стоек и каркаса;
  • выдерживающие значительные нагрузки петли для фиксации створок;
  • замки, фиксаторы, затворы;
  • красящие вещества;
  • щебень, песок, цемент.

Исходной точкой во всей работе является место установки. От него во многом зависит вид самой конструкции, а также ее параметры. Например, гаражные и парадные ворота будут иметь абсолютно разные габариты, которые для каждого случая подбираются индивидуально. Проще всего рассчитать значение высоты. Для ее определения необходимо ориентироваться на забор. Ворота должны быть вровень с ограждением, в среднем этот параметр составляет 2-2,5 м.

Высота калитки определяется по тому же принципу. Ее минимальная ширина по существующим нормативным документам должна превышать 80 см. Этого хватает для свободного прохода одного человека, но как показывает практика, недостаточно для комфортного пересечения двери с ручной кладью или ведром. Оптимальный размер ширины калитки составляет 1-1,2 м. Некоторые владельцы устанавливают более широкие двери в 1,5 м.

С выбором ширины для ворот дело обстоит намного сложнее. В этом случае необходимо учитывать много факторов: расстояние от забора до проезжей части, радиус заезда, даже материал, который использовался при строительстве дома. К примеру, деревянный коттедж отличается повышенной пожароопасностью, для заезда пожарной машины потребуется 6 м. Для въезда легкового транспорта достаточно 2,4-2,5 м, грузового – 3,2-4 м.

Чертеж ворот

При сооружении конструкции не обойтись без графического изображения, на котором указаны все узлы и их размеры. Оно позволит точно рассчитать количество необходимых для работы материалов, выполнить качественную установку. Составить эскиз можно самостоятельно, даже если нет навыков в черчении, достаточно сделать простой схематический рисунок на тетрадном листе, указать на нем параметры всех элементов. В чертеже должно быть отображено:

  • стойки, их количество, глубина бетонирования;
  • устройство каркаса, с указанием размеров всех его частей;
  • параметры каждой створки;
  • положение и габариты калитки;
  • общая ширина проема;
  • материал для обшивки;
  • петли, их конкретное место установки;
  • задвижки, фиксаторы;
  • элементы, которые усиливают каркас (уголки, поперечные и диагональные перемычки);
  • замки, способы их крепления, расположение проушин.

Монтируем опоры для ворот

Монтажные работы по установке ворот из профнастила начинаем с расчистки и последующей разметки территории. Изначально определяем местоположение столбов. Далее по уровню натягиваем капроновую нить, которая проходит через центры будущих ям. После чего приступаем к основному этапу:

  1. С помощью садового бура делаем углубление в земле. Его глубина в среднем составляет 1,5 м. В некоторых случаях может понадобиться отбойный молоток. Если для работы используется лопата, то ширина лунки становится больше, вместе с тем увеличивается количество необходимой бетонной смеси для заливки.
  2. На дно ямы засыпаем подушку из щебня и песка толщиной до 30 см, хорошо утрамбовываем. При сильной усадке подсыпаем еще немного стройматериала.
  3. На дно лунки встраиваем опору. Она должна быть подготовлена, покрыта защитной грунтовкой, покрашена. Свободное пространство вокруг нее заполняем камнями, кусками старого бетона. Это позволяет сократить объем раствора.
  4. Стойку выравниваем по уровню, подпираем с разных сторон кирпичами, булыжниками, при необходимости привариваем специальные перемычки.
  5. В бетономешалке или вручную замешиваем раствор, из расчета 1:3:6 (цемент, песок, щебень).
  6. Заливаем бетонную смесь. Оставляем фундамент на неделю, чтобы бетон хорошо схватился. Периодически, раз в два-три дня, поверхность можно смачивать водой, чтобы на ней не появились трещины.

Изготавливаем каркас и раму ворот

Приступая к изготовлению каркаса, повторно замеряем ширину проема ворот и калитки с учетом установленных опорных стоек. Это позволит вовремя внести изменения в чертеж, если таковые имеются. Приступаем к работе:

  1. С помощью болгарки из профильной трубы или уголка нарезаем заготовки нужной длины, которые будут напрямую зависеть от способа стыковки двух элементов (встык, под углом в 45°)
  2. Поверхность очищаем от ржавчины и загрязнений.
  3. На ровном основании из составляющих формируем раму.
  4. Сваркой прихватываем все заготовки.
  5. Уголком проверяем все углы на ровность. Если выявляем несоответствие, то болгаркой срезаем сварку, все повторяем заново.
  6. Проверяем, подходят ли рамы створок под проем. Убеждаемся в их правильной геометрии, после полностью провариваем швы.
  7. Усиливаем каркас ребрами жесткости.

Крепление створок к опорам и изготовление фурнитуры

Створки к опорам фиксируем при помощи петель. Их количество зависит от веса рамы. Для легких моделей достаточно двух элементов, для массивных – трех. Рассмотрим один из возможных вариантов установки:

  1. Выбираем доску, которая соответствует по длине расстоянию между стойками. Обрезаем ее до нужного размера.
  2. Подкладывая под нее кирпичи, устанавливаем на уровне расположения нижней точки распашных элементов. После приваривания они часто проседают, поэтому по центру бруска кладем подпорку толщиной 2 см.
  3. Устанавливаем створки на подготовленное основание.
  4. Их верхнюю часть временно фиксируем к опорным стойкам при помощи веревки.
  5. Делаем отметки для петель, сваркой прихватываем их к воротам и опорам.
  6. Проверяем ворота на открытие. Если никаких дефектов и неточностей не выявлено, окончательно привариваем элементы.

Закрепив ворота, приступаем к установке фурнитуры. Привариваем ручки, засовы, фиксаторы (вертикальные, горизонтальные). Для этих целей можно использовать уголки, куски круглой трубы, арматуру. Навешиваем замки. Существуют накладные, врезные, электромагнитные модели. При необходимости устанавливаем автоматику, систему безопасности (сигнализацию, камеру видеонаблюдения).

Грунтовка и покраска конструкции

Окрашивание каркаса – один из самых важных этапов. От этого зависит срок эксплуатации изделия, его внешний вид. Процесс заключается в следующем:

  1. Подготавливаем основание. Это позволяет обеспечить наилучшее сцепление металла с красящими средствами. С помощью абразивных материалов, например, наждачной бумаги, зачищаем металлическую поверхность. Особое внимание уделяем сварочным швам.
  2. Отмываем конструкцию от пыли, въевшихся загрязнений. Используя уайт-спирит, обезжириваем металл.
  3. Грунтуем все металлические элементы. Раствор можно наносить с помощью распылителя или обычной кисточки. Даем время, чтобы грунтовка высохла. Обычно хватает 12 часов.
  4. Приступаем к покраске. Для работы можно использовать алкидные, масляные, акриловые краски. Начиная с верхнего края, валиком наносим красящее вещество, постепенно смещаясь вниз. Очень тщательно необходимо обработать все торцы и углы. Для их окрашивания лучше применить кисть. Оставляем краску сохнуть в течение суток. По истечении этого времени, если не понравился оттенок, можно нанести еще один слой.

На завершающем этапе строительства остается обшить всю конструкцию профнастилом. Выполнить это несложно, однако необходимо знать некоторые нюансы. Рассмотрим инструкцию, как правильно зафиксировать лист:

  1. Берем профлист, устанавливаем его поверх каркаса. При необходимости обрезаем лишнее. Выставляем его по уровню.
  2. Придерживая лист в ровном положении, с помощью дрели аккуратно сверлим отверстие в его нижней волне и в профильной трубе, к которой он будет крепиться. Диаметр сверла должен быть на 1 мм меньше размера резьбы самореза.
  3. Для работы необходимо использовать только специальные саморезы по металлу, которые внешне можно определить по характерному шагу резьбы. Желательно подбирать расходные материалы, окрашенные так же, как и профнастил.
  4. Не стоит затягивать саморезы до конца. В лучшем случае повредится резинка, в худшем полимерный слой, что приведет к коррозии металла.
  5. Второй лист следует устанавливать так, чтобы его накрывная волна закрыла волну предыдущего. Таким же образом производится монтаж последующих элементов.

Откатные ворота своими руками

На ограниченной территории невозможно установить привычные распашные ворота. В этом случае спасти ситуацию может прочная конструкция из профнастила с откатным механизмом. Она легко изготавливается и устанавливается, позволяет рационально использовать пространство. По принципу работы устройство напоминает шкаф-купе. Заградительное полотно сдвигается вдоль забора в сторону и фиксируется в определенном положении опорной балкой. Передвижение может быть ручным или автоматическим.

Материалы и инструменты

Соорудить откатные ворота своими руками несложно при наличии специальных принадлежностей и определенных навыков работы с металлоконструкциями. Для создания ограждения с откатным механизмом потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Для опор трубы 100х100 мм;
  • Для каркаса трубы с внутренним диаметром 20х20 мм, 30х30 мм;
  • Для направляющей стальная рельса;
  • Для фиксации полотна ролики с каретками;
  • Верхний и нижний уловители;
  • Арматура;
  • Комплект автоматики;
  • Профлист специальной марки для заполнения секции;
  • Сварочный набор;
  • Составляющие для бетонного раствора;
  • Дрель, болгарка, шуруповерт, ножницы по металлу;
  • Болты, саморезы;
  • Лопата, уровень, емкости для замеса раствора.

Чертеж ворот

На начальном этапе необходимо создать проект будущей конструкции. Надо измерить расстояние между столбами и составить подробный чертеж с отражением точных параметров. На ширину проема будут оказывать влияние следующие факторы:

  • Назначение ворот;
  • Ширина проезжей части рядом с домом;
  • Тип въезжающего транспорта;
  • Длина забора, наличие вдоль него свободного места.

Заливка фундамента, установка закладных и опор

Металлическая конструкция откатных ворот имеет большой вес, поэтому для установки потребуется подготовить надежный фундамент. Хорошую устойчивость обеспечит ленточное армированное основание.

Вдоль забора вырывают траншею по направлению в сторону отката ворот. Ширина ямы – 0,5 м, длина – минимум 2 м, глубина – 0,5 м. Пробуривают два отверстия для установки опорных столбов. Трубы должны войти на треть своей длины. Диаметр лунки в 2,5 раза больше сечения трубы. На дне ям для столбов делают песчано-щебневую подушку высотой 100 мм, и заливают бетонный раствор. Дно траншеи между столбами также выстилают песком и щебнем, связывают и укладывают арматуру, бетонируют.

Сделать фундамент под откатную конструкцию можно с использованием швеллера, закладных опор. В этом случае в траншеи укладывается арматура, сваривается с балкой и бетонируется на одном уровне.

Делают каркас из металлических труб. С помощью болгарки отделяют отрезки необходимой длины в соответствии с чертежом. Теперь их надо очистить от пыли, обезжирить и покрасить грунтом. После высыхания из них сваривают раму, к нижней части каркаса крепят рельсу направления. Остывшие швы зачищают, обрабатывают антикоррозийным составом и красят всю конструкцию в нужный цвет.

Пробную сварку сначала надо произвести «тычками». Это делают для предварительной сверки параметров каркаса с чертежом. В случае несоответствия любую из частей будет легко демонтировать.

Выбор комплектующих и установка ворот

Для изготовления ворот из профнастила потребуется приобрести некоторые комплектующие. Направляющая балка должна иметь достаточную толщину, чтобы выдержать вес конструкции. Потребуются накатные ролики и каретки для обеспечения движения и поглощения шума. В верхней и нижней части ворот необходимо будет установить улавливатели. Чтобы стабилизировать ворота при открытии, нужна специальная плата.

На балку в нижней части конструкции устанавливают ролики, располагая их как можно дальше друг от друга. Крайняя деталь не должна касаться заглушки при закрытии. На движимые элементы устанавливают каркас ворот и выравнивают по уровню. Если положение устраивает, обваривают платформы тележек, концевик и уловители. Необходимо, чтобы все детали совпадали.

Обшивка профилированным листом

Важный и завершающий этап изготовления откатных ворот. Для крепления профлиста к раме используют саморезы или заклепки. Крепежи надо распределять равномерно, помещая только в углубления профиля. Их расположение следует определить на этапе проектирования. Средний расход – 6 саморезов на 1 м2.

Готовые ворота можно дополнить необходимой фурнитурой, красивыми коваными узорами. Можно врезать сбоку замок, установить нижний фиксатор, автоматику для отката, сигнализацию, осветительные приборы.

Выбор автоматики для откатных ворот

Устанавливать и подключать готовые к работе модели можно самостоятельно. Чтобы не ошибиться с выбором, перед покупкой необходимо учесть следующие требования к воротной автоматике:

  • Запас мощности должен соответствовать нагрузке и габаритам откатной конструкции;
  • Предпочтение лучше отдать моделям с полностью металлическими редукторами. Некачественные шестеренки будут регулярно выводить из строя весь механизм;
  • Магнитные вставки на концевых выключателях обеспечат бесперебойную работу автоматики в зимний период;
  • Пропускные характеристики устройства должны соответствовать назначению ворот;
  • Для самостоятельного монтажа подойдет автоматика, уже готовая к работе. Ее достаточно установить и подключить к сети.

Заключение

Ворота из профнастила имеют много положительных характеристик. Они отличаются небольшим весом, привлекательным внешним видом. При наличии опыта в области строительства, умении работать со сваркой и разными электроинструментами, обшивать конструкцию можно без проблем самостоятельно. Однако потребуется помощь напарника, так как установить тяжелый каркас, придерживать ровно листы один человек не сможет.

Ворота из профнастила подойдут к любому забору: они легки, неплохо смотрятся, достаточно стойки и долговечны. К тому же их вполне возможно сделать самому, обойдясь минимумом покупных комлектующих. При изготовлении на заказ такие ворота тоже обойдутся дешевле прочих. Так что давайте разберемся, как оценить работу мастеров по их рекламе и как, если вы человек мастеровой, сделать ворота своими руками.

Выбор схемы открывания

Сначала «привяжем» ворота к – согласуем их по способности выносить эксплуатационные нагрузки; главная из них ветровая. Что толку городить изящную и добротную конструкцию, если первая же буря превратит ее вместе с добрым куском забора в покореженный «пропеллер»? Второе, что нужно учесть – нагрузку от самих ворот на забор. Если она чрезмерна, то скажется это не сразу, а исправить покосившуюся ограду будет сложно. Наконец, необходимо, чтобы створка не наподдала как-нибудь автомобилю по «пятой точке». И желательно снабдить ворота автоматикой, чтобы не тужиться, оскальзываясь, под дождем или снегом.

Ворота из профлиста выполняются распашными или сдвижными. Первые дешевле, проще, слабо нагружают забор, но могут стукнуть, снабдить их автоматикой самому очень сложно, а покупная обойдется чрезмерно дорого и будет работать под большой нагрузкой, т.е. не особо надежно. Чтобы самостоятельно сделать вторые, придется постараться, нужно место для отката створки и прочный забор: при весе створки в 250 кг (это еще легкая), кратковременные нагрузки на него могут превышать 2 т.

Поэтому сразу же определимся на месте установки. Распашные ворота нужно делать при невыполнении одного любого из следующих условий:

  • В обе стороны от проема ворот свободного места на заборе менее 1,5 ширины проема плюс 0,45 м на фурнитуру ворот. Если он, к примеру, 3,8 м (минимальный автомобильный габарит по ширине), то до любого ближайшего углового столба должно быть не менее 6,15 м совершенно свободного забора;
  • Все столбы забора в обе стороны от проема ворот до углов должны быть забетонированы на глубину не менее 1,2 м в средней полосе и не менее 1,7 м в местах с суровой зимой;
  • Воротные столбы должны быть либо кирпичными с замурованной штангой жесткости из профтрубы 60x80x2, либо сварными из 4-х таких же труб (см. рис.).

Под откатные ворота должны быть выполнены все три условия, и с кое-какими примечаниями. Проем лучше делать не уже 4,2 м, чтобы грузовик (придется же когда-то что-то привозить) мог заехать во двор с некоторым разворотом. Что касается глубины бетонирования столбов, то она должна превышать глубину промерзания грунта в данной местности как минимум на 0,6 м. Лучший способ определить нужную глубину бетонирования – расспросить своих газовиков, на какой глубине они укладывают магистральные трубы.

Сварные из профтрубы столбы дешевле и крепче кирпичных, но места схождения внутренних углов труб нужно проварить вверху и внизу; место сварки – в центре правой поз. рис. Это увеличит жесткость столба примерно на четверть. Верхний торец нужно прикрыть от осадков крышкой из любого подходящего материала.

Выбор металла

Нам придется делать железные ворота: профлист почти не сопротивляется поперечному изгибу и кручению. Он хорошо держится только на жестком металлическом каркасе. Деревянные рейки можно будет подкладывать, чтобы вывести обшиваемую поверхность в одну плоскость, заподлицо. Тогда крепежные саморезы нужно будет вгонять в металл сквозь дерево.

На каркас ворот понадобится металлопрофиль следующего сортамента:

  1. Профруба 60х40х2 мм для рамы створок (створки).
  2. Профтруба 40х20х2 мм для подкосов и ребер жесткости каркаса.
  3. Металлический лист 4-6 мм для закладных в кирпичные столбы и подкрепляющих каркас косынок (только в ветреных местах).
  4. Швеллер 200 или 160 мм длиной в пол-проема, только для сдвижных ворот.
  5. Арматура для железобетона 12-14 мм, тоже только для сдвижных ворот.

Собственно профнастил нужно брать стеновой (марка С) с высотой волны в 15-21 мм, т.е. С15-С21. Настилы Н (несущий) и НС (несущий стеновой) ничего к прочности ворот не добавят, но будут гораздо тяжелее и дороже. Размеры створок нужно высчитывать исходя из эксплуатационной, с учетом нахлеста волн, ширины листа (чаще всего – 1100 мм) и его длины (3-12 м), чтобы не образовалось слишком много обрезков. Лист нужно заказывать с порезкой на куски по вашим размерам, т.к. при порезке его любым кустарным способом с краев очень скоро пойдет коррозия.

Стапель

Если предполагается делать сдвижные ворота, а вы в этом деле новичок, то для полного успеха вам нужен простейший временный стапель: «пропеллер» или «восьмерка» створки сведут на нет всю работу, а если ворота распашные, то, может быть, они и закроются, но вид у них будет смехотворный. Стапель потом может пригодиться для других работ, напр. изготовления стропил, стеновых рам и т.п.

Сделать стапель не так уж сложно, см. рис:

  • На ровном участке отбиваем по шнуру базовую линию, а от нее перпендикуляр.
  • Проверяем перпендикулярность «магическим треугольником», со сторонами 3:4:5 любых, но точно равных друг другу отрезков, поз. 1 на рис. «Магический треугольник» можно сделать из любого нерастяжимого шнура.
  • По перпендикуляру ставим первую скамейку стапеля из бруса 100х100, ровной трубы, швеллера и т.п.; ее горизонтальность выверяем уровнем (поз.2). Если стапель предназначен для постоянного использования, то его скамейки ставим на столбики, а горизонтальности добиваемся за счет подсыпки в ямах под них.
  • Снова проверяем перпендикулярность скамейки, тоже поз. 2.
  • Устанавливаем вторую скамейку, как и первую. Они должны соответствовать сторонам прямоугольника, что проверяется как обычно, диагоналями (поз. 3 на рис.)
  • Дополнительно с помощью ровной рейки – правила – и уровня, проверяем концы скамеек на «пропеллер», т.е. перекос монтажной плоскости, поз. 4.
  • Ставим точно так же третью, и, если нужно, следующие скамейки.
  • Если стапель стационарный, бетонируем столбики скамеек и, пока бетон не застыл, еще раз проверяем все пары скамеек на «пропеллер» и аккуратно подправляем «уехавшие».

Рамы створок

Главная причина того, что со временем ворота расхлябываются – ветровые нагрузки. Большая из часть приходится на верх створок. Ветровая стойкость особенно актуальна для ворот из профнастила, т.к. его жесткость на кручение ничтожна, всю ветровую нагрузку несет на себе рама. Поэтому ее изготовление, хотя само по себе и не сложно, требует внимательного подхода.

На раме под профнастил лучше особо не экономить, а сразу сделать ее пожестче, из двух труб, 60х40х2 и 40х20х2, сваренных (в разрезе) в виде буквы Т. «Столбики» Т на противоположных балках рамы (верх-низ, право-лево) должны быть обращены друг к другу, см. рис. В места, залитые бежевым, крепятся деревянные рейки 40х20 под обшивку. Кстати говоря, при надлежащем расположении связей жесткости (поперечин, подкосов) и общая материалоемкость такой рамы с трудоемкостью оказываются небольшими.

Варят раму на стапеле, прихватами по 40-60 мм с шагом в 500-600 мм, иначе никакой стапель не поможет, поведет до безобразия. Точно так же сваривают и сборные столбы под ворота из профтруб, см. выше. Общее правило сборки рамы таково: верхние углы сводят со срезом наискось, чтобы внутри не развилась коррозия от осадков, а нижние – встык под прямым углом, для проветривания внутри, см. рис. ниже.

Примечание: при расчете высоты створок берут дорожный просвет в 50-70 мм для средней полосы, а для прочих мест – по среднегодовой высоте снежного покрова.

Распашные ворота

В конструировании распашных ворот есть два тонких момента: петли и связи жесткости ее каркаса.

Петли

Въездные ворота – не гаражные. Первые почти не парусят, а вот вторые – отличный парус. Поэтому, покупая гаражные петли для ворот, лучше взять подороже, на опорных пошипниках, см. рис. Установку петель производят до монтажа в раме связей жесткости и ее обшивки: так орудовать, подгоняя петли, куда легче. Но все равно, для этой работы нужен помощник.

К раме створок петли приваривают еще на стапеле. Точной установки по разметке тут мало. Нужно еще, прижав петли струбцинами, проверить их соосность глазом, как бы прицеливаясь поверх ствола. Затем прихватить парой «тычков» электродом, еще раз прицелиться визуально, и уж тогда, если все ОК, варить прочно.

Чтобы обеспечить угол открывания не менее 90 градусов, внешний диаметр петли должен быть больше толщины рамы плюс высота волны настила, т.е. 75-81 мм. Это огромные грубые петли, и щель между рамой и столбом они дадут такой же ширины. Поэтому петли к раме приваривают, сдвинув к ее краю в сторону открывания створки. Лучше всего, чтобы петля лежала на самом краешке, выступая почти на полдиаметра, тогда угол открывания будет 120 градусов и более.

К столбам из пучка профтруб петли приварить проще всего: в шов между трубами они укладываются как родные. Если же столб кирпичный в закладными-«пятаками», то, чтобы добиться полной соосности, лучше пользоваться не отвесом, а куском трубы с внутренним диаметром таким, чтобы в нее входил штырь петли. Длина трубы – расстояние между петлями минус высота подшипника.

Примечание: закладные в каменную кладку или бетон – вмуровываемые в них металлические детали, к которым потом будут крепиться другие металлоконструкции.

Трубу вначале туго приматывают к столбу веревкой, ровняют по вертикали и по высоте от грунта. Затем в нижний конец трубы вводят штырь нижней петли, ровняют ее по трубе и прихватывают 2-3 «тычками». Верхнюю петлю ставят донышком на срез трубы и также прихватывают. Далее навешивают раму, проверяют ход, дорожный просвет, самооткрывание/закрывание. Если все в порядке, раму снимают, петли приваривают наглухо и продолжают работу.

Каркас

Конструкция каркаса рамы створки должна быть рассчитана на сильную ветровую нагрузку в верхней части. Для сдвижных ворот, между прочим, тоже. И в то же время его жесткость на кручение необходимо обеспечить при минимальном расходе материала и труда. Разберем примеры каркасов удачных и не очень по рис. Не забудем только, что диагональное ребро работает по принципу жесткости треугольника: изменить его форму, не сломав, невозможно, но загнуть его уголок можно даже очень.

Справа вверху – рама исключительно рациональная. Два острых угла треугольников сходятся как раз там, где ветровая нагрузка максимальна. В средней полосе, где сильные ветра редки, такую раму можно сделать из одинарной трубы 60х40х2. Для дачи, где эстетика не суть как важна и на расхождение створок вверху на несколько см через 3-5 лет никто не обратит внимания, милое дело: дешево и сердито.

Примечание: долговечности без потери вида в 7 и более лет для такого каркаса можно добиться, наварив по углам косынки примерно 200х300 мм из 6 мм стали.

Для жилого дома более подойдет каркас, показанный слева вверху. Дополнительную устойчивость на поперечный изгиб дают перекрещивающиеся подкосы и промежуточная продольная балка. Безо всяких сложных теорий: просто треугольников стало больше, а сами они – меньше.

Справа внизу – каркас не весьма удачный. Такая система подкосов хорошо работает в бипланном крыле или стреле подъемного крана, но, в отличие от них, здесь конструкция плоская и основная нагрузка приходится поперек нее. А слева внизу – каркас и вовсе неудачный: крепче всего он там, где меньше всего нагружен, материала же нужно много.

О калитке

Если калитка отдельная, то для нее нужен только третий воротной столб. Рама такой калитки – простой прямоугольник из трубы 40х20х2. При обычной ширине калитки в 800-1100 мм никаких дополнительных подкреплений для рамы из профтрубы не нужно.

Но если калитка врезная, картина меняется. Вспомним, ворота все время настежь никто не держит, под давлением ветра их створки, связанные запорами, работают как одно целое. А теперь створки от ветра будут нагружены несимметрично, поэтому ту, в которой калитка, нужно дополнительно подкрепить, она сильнее нагружена. Так что каркас калитки придется сделать посложнее, он должен принять на себя большую нагрузку, чтобы нагрузка на створки выровнялась. Чертеж таких ворот показан на рис. Общую ширину можно увеличить до 4 м, оставив калитку такой, как есть.

Видео: простые распашные ворота из профлиста

Сдвижные ворота

Сдвижные ворота не так давно были роскошью: комплект фурнитуры к ним и привод самому не сделать, а более-менее приличная «фирма» стоила где-то от 150 000 руб. Тогдашних, не сегодняшних. Сейчас комплектующие для откатных ворот сильно подешевели, и они доступны людям среднего достатка.

Сдвижные ворота могут выполняться по одной из следующих схем:

  • На нижних роликах, катящихся по рельсу, уложенному на грунт.
  • Подвесные к верхнему рельсу.
  • С нижним рельсом, катящимся по опорным роликам.
  • С рельсом на заборе и роликами-бегунками на створке.
  • С плавающим рельсом.

Ворота первой схемы остались кое-где в старых производственных помещениях. Такие можно полностью сделать самому, но игра не стоит свеч: от мусора на рельсе механизм то и дело ломается, створки соскакивают. Подвесные ворота позволяют получить проем практически любой ширины, но очень сложны, для примера см. рис., поэтому в быту не применяются. В воротах с плавающим рельсом его части телескопически входят друг в друга. Такие ворота несколько дешевле прочих и не требуют фундамента под механизм, но часто заклинивают от грязи, а починка требует полного демонтажа.

Самая употребительная схема ворот для частных домов – с нижним рельсом на опорных роликах. Для этих ворот требуется покупная фурнитура, уже доступная, но пока еще не дешевая. Ворота с рельсом на заборе и бегунками требуют прочного забора и довольно трудоемки, но их можно сделать самому и для них не нужен фундамент под механизм. Эти схемы мы и рассмотрим подробнее.

Те и другие ворота выполняются консольными. Это значит, что их створка имеет скошенный «холостой» вынос, удерживающий ее на весу в закрытом положении. Подкос консоли створки с нижним рельсом на каретках работает на растяжение, а створки с бегунками в рельсе на заборе – на сжатие, которое металл держит куда лучше. Поэтому вынос консоли ворот с нижним рельсом нужен не менее 0,5 ширины проема, а в самой консоли – подкрепляющий ее каркас. Для ворот на бегунках достаточно выноса в 0,25 ширины проема, а их консоль – простая рама без усиления.

Примечание: далее в тексте мы для краткости будем называть столб, на который навешена створка, опорным, а противоположный ему концевым или отбойным. Детали и узлы, ближние к проему, будем считать внешними, а дальние от него – внутренними.

Ворота с нижним рельсом

Устройство ворот с нижним рельсом на каретках показано на рис. В их основе роликовые опоры: качающиеся на шарнирах каретки с 4 роликами. Ролики расположены по дуге, это исключает заклинивание при смене хода створки на обратный. К закладной в фундамент механизма они крепятся посредством регулируемых подставок – подпятников.

Здесь уместно будет сразу же сказать о двух очень распространенных ошибках, причем отдельные «профи» допускают их преднамеренно, чтобы ускорить и удешевить работу. Первая (см. рис. слева) – закладную ставят короткую, только под внешнюю (ближнюю) каретку, а дальнюю крепят к шпилькам, замурованным в фундамент. Год-два «гарантии» ворота держатся, а потом бетон под дальней кареткой начинает крошиться от знакопеременных нагрузок.

Вторая, мол, овчинка не стоит выделки – варим опоры с каретками прямо к закладной (рис. справа), а подставки-регуляторы вообще не покупаем. Имея отработанные навыки, так можно точно собрать ворота тоже на год-другой. Затем сказывается усадка фундамента, но «гарантия» уже истекла.

О фурнитуре и приводе

Фурнитуру для ворот нужно покупать от проверенного производителя. В РФ неплохо зарекомендовали себя итальянские CAME и Rolling-Center (Италия) и отечественные DOORHAN и РОЛТЕК. Дело тут в рельсе и роликах. Рельс из пересушенного металла (китайцы им ох как грешат) скоро потрескается, а из сырого деформируется. Пластиковая оболочка роликов нужна не только для глушения рокота, но и для того, чтобы обоймы роликов (они, в сущности, шарикоподшипники) не полопались. Поэтому ролики нужны либо в оболочках их неистираемого пластика, либо в обоймах их хромованадиевой стали. На вид качество рельса и роликов может оценить только очень опытный материаловед, а в спецификациях об этом часто умалчивают.

Приводы откатных ворот применяются в основном ременные, цепные и зубчатые. Ременные не рассматриваем: ремень он и Африке ремень, тянется, лопается, от мороза трескается. Цепной провод немного дешевле зубчатого, но цепь провисает и может соскочить, как в велосипеде, кроме того, за ней нужен уход. А самое главное: ворота с цепным приводом без замка открываются руками, что может сделать и любой прохожий.

Зубчатый привод, если смазать ведущую шестеренку-трибу и зубчатую рейку графитовой смазкой, ухода практически не требует. Провернуть редуктор с ротором мотора, толкая створку ворот, труднее, чем просто снести ее. Но точно так же невозможно будет открыть ворота при пропадании электропитания. В гаражных комплексах в таком случае дежурный крутит редуктор вручную ключом, но он же всегда внутри, а вы-то окажетесь снаружи. Поэтому в воротах с зубчатым приводом обязательно должна быть калитка с замком.

О ручках и замках

Вполне может быть, что вы и вовсе не станете тратиться на привод; толкать створку правильно построенных ворот не так уж тяжело. В таком случае, нужны ручки и замок. Обычные дверные ручки не пойдут: поставить их так, чтобы они не упирались в столбы (точнее, чтобы не ломались об них), невозможно. Нужны скрытые ручки, см. рис, со сквозной прорезью или глухие. Первыми легче и удобнее орудовать, но, чтобы никто не подглядывал на подворье, изнутри их придется занавесить листами резины или гибкого пластика.

Обычный замок с выдвижным ригелем-языком пойдет на распашную калитку, но на створку его придется ставить ригелем вниз и прикрыть от непогоды каким-то чехлом. Однако и это не выход: гнездо под ригель придется делать из приваренного к нащельнику (см. далее) куска уголка или швеллера, выступающего в проем ворот на ширину замка. Об эту железину, ясное дело, легко поцарапаться. Поэтому для створки ворот нужен замок с поворотным ригелем-крюком; гнездо под него вырезается прямо в нащельнике. Ну, а для совсем уж непритязательных хозяев вариант испытанный: навесной амбарный замок, обмотанный промасленной тряпкой.

Делаем ворота

С нижним рельсом

Монтаж сдвижных ворот на каретках в общем производится в такой последовательности:

  1. Планируем (лопата, уровень, трамбовка) площадку под ворота в горизонт дороги длиной на ширину проема плюс по 1 м под столбы, плюс полпроема под механизм. Ширина площадки – по 0,7 м в стороны от осевой Линии створки;
  2. Ставим, если их еще нет, воротные столбы;
  3. Формируем фундамент механизма;
  4. Пока фундамент набирает прочность, делаем раму в каркасом, но пока без нижнего рельса и обшивки;
  5. Прихватываем сваркой к закладным концевого столба, или прямо к нему, если столб металлический, нащельник – уголок 150х150 или такой же швеллер и временно крепим к нему улавливатели;
  6. Прихватываем к закладной фундамента подпятники опор, ставим верхнюю удерживающую каретку;
  7. Надеваем на каретки рельс и, передвигая его, регулируем опоры и нижний улавливатель;
  8. Привариваем рельс к раме, временно ставим створку на место;
  9. Регулируем удерживатель и верхний улавливатель;
  10. Устанавливаем на фундамент привод, на рельс – зубчатую рейку, обшиваем сворку профлистом, монтируем калитку, замки и ручки;
  11. Ставим створку на место, регулируем по горизонту – ворота готовы.

Поясним дополнительно самые существенные моменты.

Фундамент

Размеры и схема фундамента показаны на рис. Бетон – не ниже М400, подсыпка в смесь – 3:1. На подсыпку берут песок и гравий в равных долях. Выдержка для набора прочности после заливки – не менее 1 недели летом и не менее 3-х недель в прохладную погоду. При строительстве летом схватившийся фундамент нужно сверху увлажнять смоченной водой ветошью.

Рама

Рама створки сдвижных ворот представляет собой как бы две соединенные створки ворот распашных, поэтому верхнюю ветровую нагрузку она держит лучше. С другой стороны, нужно дать дополнительное подкрепление посредине рельса: он дорог, а его деформация выведет ворота из строя. Исходя из этого и рассчитывают расположение подкосов с ребрами жесткости. Две относительно мало материалоемкие конструкции для мест без частых сильных ветров показаны на рис. После сборки, разумеется, раму грунтуют и красят.

Нащельник

Крепить улавливатели прямо к металлическому столбу или к закладным кирпичного неправильно. Створка может сильно ударить по ним, и крепежные элементы будут при этом работать на изгиб или сдвиг. Со временем от этого сварочные швы треснут, а болты расшатаются. При монтаже на нащельник крепеж улавливателей будет работать преимущественно на сжатие, которое металл держит вечно. А трещину в креплении нащельника, вдруг она образуется, можно не торопясь подварить, не прекращая пользования воротами.

Нащельник приваривают к столбу (к его закладным) вертикально по отвесу. Расстояние от кромки столба берут исходя из размеров улавливателей, они не должны выступать в проем ворот. Поначалу нащельник прихватывают парами «тычков» сверху и снизу, а после регулировки по створке окончательно варят прихватами по 50 мм через 300-350 мм. Улавливатели поначалу также крепят временно, чтобы при окончательной сборке их можно было переставить.

Опоры

Опоры, вообще говоря, должны быть расположены подальше друг от друга, чтобы как можно больше разгрузить консоль. Длинное плечо рычага при закрытых воротах большое, и выгаданный лишний сантиметр означает лишний год службы ворот. Удлинить консоль нельзя: стандартные размеры рельса кратны 6 м. Исходя из этого, опоры ставят в такой последовательности:

  • Сначала просто ставим их на закладную фундамента и выравниваем по ее оси; расстояние от столба – 100 мм.
  • Качаем каретки и смотрим, чтобы ролики не выходили за пределы закладной.
  • Прихватываем опоры сварочными «тычками».
  • Надеваем на каретки рельс, двигая его туда-обратно до предела, смотрим, чтобы ролики не выталкивали заглушки рельса. Без заглушек он скоро поржавеет внутри, и ворота начнут клинить.
  • Если нужно опоры передвинуть, «тычки» срезают болгаркой.

Обшивка, привод и сборка

Профлистом раму створки обшивают, как и забор: по саморезу в каждом углу, а по линиям между углами, горизонтальным, вертикальным и наклонным – с шагом 400-500 мм, но так, чтобы на каждую сторону рамы приходилось не менее 3-х точек крепления. К примеру, на верхнюю и нижнюю перекладины калитки пойдет по 3 самореза. Для крепления профлиста к элементам жесткости на каждый из них накладывают деревянную рейку 40х20 мм, закрепив ее 2 саморезами по концам. Настил в таких местах крепят саморезами длиной 50 мм, чтобы лист держался на металле, а не на дереве.

Рельс изнутри, зубчатку и рейку привода перед установкой смазывают графитовой смазкой. Любая органическая в таких местах скоро наберется пыли, присохнет и превратится из смазки в абразив. Графитовая смазка невероятно пачкается, поэтому лучше брать привод не с боковой, а с нижней зубчатой рейкой.

Примечание: привод управляется с пульта-замка по радио. Если есть возможность, приобретите к автоматике ворот выносную антенну и источник бесперебойного питания (UPS), автоматика в такой комплектации позволяет разблокировать привод дистанционно снаружи. Но калитка на всякий случай все равно нужна.

Далее, задвинув сворку немного более чем наполовину (в положение равновесия), регулируем верхний держатель, чтобы створка стояла строго вертикально и не хлябалась в стороны. После этого створку выдвигаем почти до конца и регуляторами подпятников выставляем горизонт и дорожный просвет. Последний этап перед полной готовностью ворот – по створке окончательно регулируем верхний и нижний улавливатели: срезаем «тычки» болгаркой и варим прихватами точно по месту.

Примечание: обратите внимание на рис. с устройством ворот. В днище нижнего улавливателя видна прорезь, с нее немного проваливается концевой ролик рельса и не дает самопроизвольно откатываться разблокированной створке. Нижний улавливатель нужно выставить так, чтобы толчок для ручного откатывания створки требовался не слишком сильный. От этого будет легче не только вам, но и концевому ролику, а он – одна из наиболее подверженных износу деталей механизма.

С бегунками

Для ворот на роликовых бегунках, как уже сказано, не нужна покупная фурнитура и фундамент под привод, но нужен прочный забор. Все его столбы до каждого от ворот угла должны быть усиленными, как и воротные. Сделать такие ворота по плечу только достаточно опытному и умелому мастеру, поэтому мы просто приводим их чертежи, см. рис. Бегунки изготавливаются из шарикоподшипников (лучше самоустанавливающихся), а их оболочки – из прочного, упругого, вязкого износостойкого пластика. В порядке предпочтения: фторопласт, капролактам, текстолит, упругий (малосернистый) эбонит.

Профилированные листы стали (профлисты), покрытые полимерными и антикоррозионными составами, широко применяются в кровельной промышленности и как материал для создания всевозможных заборов, ограждений, ворот. Почему они так популярны? Ответ на этот вопрос, а также подробные инструкции по использованию профлиста для строительства ворот своими руками, вы найдете в данной статье.

Виды конструкций

Распашные ворота

Перед началом строительства нужно выбрать подходящую конструкцию.

Различие состоит в методе открывания, по этому признаку выделяют следующие виды ворот:

  • распашные;
  • откатные;
  • раздвижные.

Распашные – более привычный и распространенный вариант, при котором створки ворот открываются внутрь или наружу. Конструкция состоит из двух стоек с закрепленными на них обшитыми профлистом створками, калитку обычно делают отдельно. Открывающийся механизм у таких ворот работает плавно (если петли с подшипниками исправны).

Распахивание створок чаще происходит ручным способом, но возможна и установка автоматической системы. Среди преимуществ распашной конструкции – простота сборки и доступность, а недостатком является обязательное наличие свободного пространства для открывания.


Откатные конструкции экономят свободное пространство

Откатные и раздвижные ворота, как понятно из названия, не распахиваются, а заезжают на забор по специальным рельсам, рационализируя использование территории. Они подходят для установки на участках с ограниченным количеством свободного места и создают комфортные условия для проезда габаритного автотранспорта. Но есть и минусы – цена выше, чем в случае с раздвижной конструкцией, поскольку требуется установка дополнительного оборудования, а монтаж более трудозатратен.

Достоинства профлиста

Ворота можно изготовить и из обычного листового металла, кованых элементов или дерева, но есть причины, по которым использовать профлист будет рациональнее. К достоинствам этого материала относятся:

Недостатки профлиста

Несмотря на все перечисленные выше плюсы, есть у профлиста и недостаток, который нужно учесть перед началом строительства. Данный материал склонен к образованию вмятин, что проявляется особенно сильно, если выбраны слишком тонкие листы. Поэтому, для создания долговечной и прочной конструкции, на толщине профлиста лучше не экономить.

Еще один минус – повышенная уязвимость материала в местах расположения крепежей и швов, соединяющих части листа. Там может образовываться ржавчина, ухудшающая прочностные характеристики конструкции. Для уменьшения риска ржавления, стоит приобретать листы такого размера, чтобы на створках ворот не приходилось делать соединительные швы.

Подготовка к работе

Подготовку начинают с измерения длины и высоты будущих ворот, после закупают необходимые материалы.

Чтобы изготовить распашные ворота из профлиста своими руками, вам понадобятся:

  1. Металлические трубы с диаметром не менее 10 см или деревянный брус с сечением 15 см – для опор.
  2. Профлист.
  3. Каркасные металлические трубы с толщиной стенок от 2 мм.
  4. Грунтовочная смесь и краска.
  5. Стальные заклепки для крепежей или шурупы.

Составление чертежа поможет не ошибиться с количеством материала

Чтобы не приобрести лишнего, не помешает заранее рассчитать площадь конструкции. Подсчеты выполняются по стандартной формуле, с учетом длины и ширины. Необходимую длину каждой опоры считают, прибавляя к планируемой высоте ворот еще 30%. Этот запас будет подземной частью опорных столбов.

Из инструментов пригодятся: дрель, болгарка, сварочный аппарат. Не обойтись и без измерительных инструментов, молотка, садового бура и заклепочника. Порядок дальнейших действий рассмотрим на примере распашной конструкции.

Подготовка ям

Наметив места установки воротных столбов, в них проделывают садовым буром отверстия. Их глубина зависит от высоты ворот и равняется 1/3 надземной части опор. При этом учитывайте, что опорные столбы должны возвышаться над землей настолько, чтобы имелся запас в 50 см от размеров полотна ворот. В дальнейшем это позволит приварить створки с запасом в 30 см снизу и 20 см сверху, чтобы конструкция свободно открывалась и была возможность украсить ее декоративными элементами.

Важно! Ширину ям под металлические опоры делают большей, чем в случае с деревянными столбами.


Яма под воротный столб

Установка воротных столбов

Опорные столбы должны быть выверены по уровню

Подготовка к установке и монтаж опор различаются в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Деревянные столбы следует предварительно обработать антисептиками, а нижнюю их часть обмазать горячим битумом или гудроном, а металлические – очистить от ржавчины, окрасить и снабдить верхними заглушками, предотвращающими скопление влаги внутри труб.

После подготовки, опоры из бруса устанавливают в ямы и постепенно засыпают оставшееся свободное пространство мелким гравием, утрамбовывая его до тех пор, пока столбы не зафиксируются. При этом не забывайте проверять строительным уровнем ровность установки опор. Монтаж металлических труб отличается тем, что засыпав дно ям гравием и установив внутрь опоры, оставшиеся пустоты заливают бетонным раствором.

Выбор профильного листа для каркаса ворот

Как уже упоминалось выше, правильно выбранный материал – залог прочности и долговечности ворот. Профильные листы различаются по толщине, высоте ребер и бывают трех групп:

  • Стеновые (маркировка «С»). Они применяются для возведения заборов и имеют малую высоту ребра, легче и тоньше других видов.
  • Несущие (маркировка «Н»). Такие профлисты чаще используют в кровельном деле, они прочнее стеновых, но стоят дороже и весят больше, из-за чего их использование при строительстве ворот нецелесообразно.
  • Универсальные (маркировка «НС»). Подходит для сооружения кровли и ограждений, по характеристикам и параметрам находится между стеновыми и несущими профлистами.

Чтобы изготовить надежные ворота и калитку из профнастила своими руками, приобретайте стеновой профлист марки «С8» или «С10». Подходящая толщина материала – 0,4-0,8 мм, а высота волны – 8-15 мм. Вес этих листов колеблется в диапазоне 25-40 кг, что позволяет монтировать их усилиями двух человек, без привлечения подъемной техники.

Изготовление рамного каркаса

Для изготовления рамы пригодны трубы прямоугольного сечения (20х40 мм) или деревянные брусья. Материал для рамного каркаса должен совпадать с тем, из которого изготовлены опоры. Сборку выполняют на ровной площадке размером не меньше одной створки ворот. Правильность стыковки элементов каркаса рекомендуется контролировать угольником (измерительный инструмент).

Устройство калитки

Из труб сваривают прямоугольную раму, а ее углы укрепляют стальными швеллерами. Также на каркасе желательно разместить через равные промежутки два горизонтальных ребра жесткости. Затем к каждой створке ворот приваривают петли (сверху и снизу).

Обратите внимание! Если в одной из створок вы располагаете калитку, то схема изготовления каркаса будет иная. Внутри створки делают каркас нужного размера из поперечных и продольных швеллеров, крепящихся к основной раме.

Обшивка рамы ворот листами профнастила

Крепление обшивки к раме выполняют на горизонтальной поверхности, до подвешивания конструкции на петли. Крепежами служат стальные заклепки или шурупы с шестигранной головкой, подобранные в тон листам профнастила. Если каркас из бруса, то закрепить на нем обшивочный материал можно саморезами.

В случае, когда профлиста не хватает на целую створку, два куска материала, расположив их внахлест, соединяют саморезами. Монтаж готовых створок производят с помощью лебедки, закрепленной на верхней балке ворот.


Готовая конструкция

Как видите, сделать ворота из профлиста своими руками вполне возможно. Понадобится только спланировать работы, приобрести качественный материал и смонтировать его в соответствии с технологией. Не откладывайте дело в долгий ящик, ведь всего за 2-3 дня вы украсите и обезопасите свой двор новыми, надежными воротами.

Ворота относятся к тем видам конструкций, которые может соорудить самостоятельно практически каждый домовладелец. Тем более, что современные строительные материалы позволяют выполнить эту работу без лишней головной боли. К таким материалам относится профнастил. Это достаточно прочный материал, имеет хорошую внешнюю защиту от влаги. Полимерное покрытие профнастила имеет широкую гамму цветов, так что покупатель может соорудить ворота сообразно своему вкусу. Большое значение имеет и небольшой : конструкция ворот получается довольно легкой.

Виды ворот

Существует четыре основных типа ворот:

  • Распашные
  • Подъемные
  • Откатные
  • Прочие (рулонные, декоративные и пр.)

Для самостоятельного изготовления больше подходят распашные ворота.

Откатные ворота

Ворота такого типа позволяют экономить место в момент их открытия: полотно конструкции движется вдоль забора (стены гаража). Известны три типа конструкции откатных ворот: подвесного, консольного и на колесиках. Наиболее оптимальной являются консольные ворота, так как они не ограничивают въезд автотранспорта.

Распашные ворота

Традиционный тип ворот и сейчас является самым распространенным. Несмотря на свой существенный недостаток – требование к наличию свободного пространства для распахивания створок, они привлекают простотой конструкции и дешевизной.

Декоративные ворота

Декоративные ворота обычно украшаются элементами художественной ковки. Для того, чтобы изготовить самостоятельно красивые ворота, совсем необязательно быть кузнецом: можно просто купить элементы украшения, а для их сборки в единый узор достаточно навыков сварщика. Стоимость деталей зависит от их сложности и габаритных размеров. Так, например, вставки диаметром 40 мм и длиной 130 мм можно приобрести за 63 руб. за штуку. Наконечники стоят от 35 руб. до 600 руб. за штуку. А виноградный побег модно купить всего за 65 рублей. Также как и ворота, можно изготовить с использованием ковки.

Ворота из профлиста своими руками: этапы работ

Процесс изготовления ворот мы рассмотрим на примере распашной конструкции, как наиболее простой.

Процесс изготовления и установки ворот состоит из следующих этапов:

  • Подготовительные работы
  • Установка воротных опор (столбов)
  • Изготовление рамы ворот
  • Обшивка рамы профнастилом

Подготовительные работы

В перечень подготовительных работ входит и выбор типа ворот, но, коль скоро мы решили остановиться на распашной конструкции, то нам остается только:

  • Выбрать подходящий материал для столбиков
  • Определиться с типом профнастила
  • Рассчитать необходимое количество материалов

Выбор материала

Для изготовления столбов можно использовать:

  • Круглое цельное бревно диаметром от 20 см
  • Брус деревянный сечением 150х150 мм
  • Профильную трубу 80х100 с толщиной стенки 7 мм
  • Швеллерную балку с толщиной стеки 14 – 16 мм

Прежде чем приступить к выбору профнастила, стоит ознакомиться с его видами. На строительном рынке представлены три группы профильного листа:

  • Марка «С» : изготавливается из тонкого оцинкованного листа, высота ребра небольшая. Марка «С» отличается высокой прочностью и легкостью
  • Марка «НС» : по сравнению с предыдущей маркой, имеет большую высоту волы и толщину металла. Прочность этой марки выше, но она и тяжелее марки «С»
  • Марка «Н» : тяжелый профлист, обладает повышенной прочностью, используется для обшивки крупных ангаров и устройства кровель значительных площадей

Наиболее подходящим материалом для обшивки ворот считается марка «С» - С8 или С10. Число в маркировке обозначает высоту волны, толщина же материала находится в диапазоне 0,4-0,8 мм. Готовая створка ворот буде весить до 25 кг, следовательно, никаких подъемных механизмов при их изготовлении не потребуется: достаточно будет одного помощника. Цена 1 кв. м листа шириной 1200 мм (с полиэстеровым покрытием) в среднем составляет 180 рублей.


Размеры профнастила С10 и С8

Расчет потребности материалов

Для того, чтобы выполнить расчет потребности в материалах, надо набросать эскиз будущих ворот с нанесением на него размеров (ширины и высоты изделия, ширины каждой створки).

Каркас проще всего изготовить из профильной трубы сечением 40х20 или 60х40 (в зависимости от габаритов ворот). Чтобы подсчитать ее общую длину, надо:

  • Ширину одной створки умножить на 6
  • Высоту рамы умножить на 4
  • Полученные произведения сложить

Количество профнастила определяется просто: надо подсчитать площадь одной стороны створки и полученный результат умножить на 4. Не забудьте только учесть необходимый нахлест между листами.

Если столбы для навески ворот еще не установлены, ширину конструкции лучше подогнать с учетом стандартных размеров профлиста: в этом случае вы избежите необходимости его подрезки. Если же необходимость в подгонке размера профлиста есть, постарайтесь заказать резку на заводе. При отсутствии профессионального оборудования выполнить эту работу без повреждений материала и ухудшения его внешнего вида.

Длина воротной опоры состоит из двух величин:

  • Высоты ворот плюс 500 мм
  • Подземной части, равной одной трети надземной части столба

Полуметровый запас высоты надземной части столба позволяет выдержать зазор между створками ворот (их нижним краем) и грунтом (20-30 см) и приварить сверху декоративные элементы.

Одновременно с воротами стоит заняться изготовлением калитки. Простая может быть изготовлена даже начинающим мастером. Ворота, калитку и забор лучше делать в одном стиле, чтобы обеспечить привлекательный внешний вид.

Предотвратить проникновение на участок посторонних лиц поможет замок. Читайте о замках на калитку из профнастила . На сегодняшний день существуют разные виды замков, которые можно приобрести в магазине.

Монтаж ворот из профнастила

Установка столбов

Разметив место установки ворот, при помощи лопаты или садового бура копаются ямы под установку опор. От прочности столбов зависит устойчивость ворот, поэтому лучше всего для их изготовления выбрать стальной прокат, например, профильную трубу. Для ее установки надо пробурить яму диаметром от 200 до 500 мм. Глубина ямы обычно составляет 1200 мм. Зачищенные от ржавчины, окрашенные по грунту трубы опускают в яму и заливают цементным раствором. Верх трубы закрывают заглушкой во избежание попадание внутрь нее снега и дождевой воды. Перпендикулярность столба контролируется строительным отвесом. Навеску ворот на столбы можно производить через сутки.

Изготовление рамы

Для сборки рамы надо подготовить ровную площадку, на которой бы полностью умещалась хотя бы одна створка ворот. Для контроля прямых углов используется угольник. Варят раму ручной электродуговой сваркой, углы конструкции дополнительно укрепляются стальными уголками. Длинные стороны рамы делят на три доли, приваривая в этих местах перемычки, параллельные короткой стороне конструкции. В эти же точки приваривают петли ворот.

Обшивка ворот

Каркас можно обшивать профлистом сразу после его сборки. Для крепления обшивки применяются специальные шурупы с шестигранной головкой. Цвет головки шурупа подбирается под цвет профнастила.


Схема монтажа ворот из профнастила

Привариваем петли

Опытные строители утверждают, что прямые петли лучше сначала приварить к створкам ворот, пока они лежат горизонтально. На половину петли (под ее нижнюю часть) подкладывают платик толщиной 2-4 мм. Верхнюю часть петли прихватывают с торца. Так как в нашей конструкции опора имеет прямоугольное сечение, петли надо варить заподлицо. Закрепив таким образом две петли, прикладывают к ним брусок 30х30 мм и по нему выставляют остальные петли.

Затем ворота выставляются на свое «родное» место, под их середину устанавливается подставка. Зазор между створками – 1,2-2 см, между створкой и столбом – 2-5 см. К опорам петли привариваются снизу вверх.

Видео об изготовлении ворот из профнастила

Монтаж калитки и ворот из профнастила без использования сварки. Детально показан процесс монтажа.

Ворота из профлиста своими руками. Был использован профнастил марки С8.

Каликта и ворота из профнастила

Подробная инструкция по монтажу откатных ворот из профнастила.

При установке забора вокруг своего участка каждый заранее продумывает, какими будут ворота. Для самостоятельной сборки лучше всего выбирать простые конструкции из легких, но надежных материалов, монтаж которых не потребует специального оборудования и навыков. Оптимальный вариант – ворота из профлиста своими руками, так как собрать и установить их сможет даже начинающий мастер.

Распашные ворота из профилированного листа представляют собой металлическую раму из профиля, уголка или труб, обшитую профнастилом и закрепленную на двух прочных стойках. Конструкция большой ширины чаще всего имеет две створки, маленькие ворота состоят из одного полотна. Во многих моделях есть встроенные калитки, что экономит место и материалы. В качестве опорных стоек могут выступать кирпичные столбы, столбы из блоков, монолитные бетонные опоры, асбестоцементные и металлические трубы.

Для обшивки створок больше всего подходит профилированный лист марки С8 и С10 толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Рекомендуется выбирать листы с полимерным защитным покрытием, поскольку обычные оцинкованные не так долговечны. К тому же полимерное покрытие имеет множество вариантов расцветки и текстуры. Для декора ворот можно использовать кованые и сварные узорчатые решетки, которые приваривают по верхнему или нижнему краю рамы.

Помимо распашной конструкции из профнастила делают откатные ворота. Собрать и установить их самостоятельно тоже несложно, хотя этот процесс займет больше времени. Распашные ворота считаются наиболее простым и дешевым вариантом, для устройства откатных необходима специальная фурнитура и направляющая балка, что существенно повышает затраты на материалы.

Процесс монтажа распашных ворот включает несколько этапов: составление чертежа и сборка каркаса, разметка и установка опорных столбов, крепление и обшивка створок. Отдельное внимание следует уделить обработке рамы и несущих столбов, так как это влияет на долговечность конструкции.

Для работы потребуются:


Шаг 1. Изготовление рамы

Сначала составляют чертеж: рисуют раму ворот, продумывают расположение распорок, ширину и количество створок ворот, другие параметры. Стандартная рама представляет собой прямоугольник с 2-3 поперечными или диагональными распорками. Ширина одной створки варьируется от 1 до 2 м, высота ворот равняется 1,5-1,7 м. Эти параметры могут изменяться в зависимости от ширины проема, высоты забора и вида ворот. Для изготовления рамы необходима ровная площадка минимум 2х2 м. Из труб толщиной от 2 мм и диаметром 40 мм варят прямоугольный каркас.

Трубы можно заменить профилем 40х20 мм или стальными уголками 50х50 мм. Углы каркаса должны получиться прямыми, иначе ворота будут перекошены.

Из труб меньшего диаметра делают 2 или 3 укрепляющие перемычки. Они могут располагаться вертикально, горизонтально или по диагонали рамы. Если ворота одностворчатые, количество перемычек увеличивается. По углам рамы и в местах крепления распорок можно приварить отрезки металлических прутьев, чтобы придать конструкции дополнительную жесткость. Часто в целях упрочнения каркаса по внутреннему периметру рамы приваривают металлические уголки.

Последними приваривают петли, после чего места сварки зачищают болгаркой, раму ошкуривают наждачной бумагой и грунтуют. Завершающий этап – окрашивание. Обшивать створки можно сразу или на завершающем этапе, когда каркас ворот будет установлен в проеме. Второй вариант более удобный, поскольку облегчает процесс монтажа.

Шаг 2. Установка столбов

Участок под ворота расчищают и выравнивают, размечают положение опорных столбов. Столбы необходимо вкопать на треть их длины, при этом следует учитывать, что надземная часть опор должна быть примерно на полметра выше, чем полотно ворот. Диаметр ям не нужно делать слишком большим, достаточно 20 см. Подготавливают стойки: железные трубы диаметром 80 мм очищают от ржавчины, обрабатывают антикоррозийным составом, нижнюю часть обмазывают битумной смесью.

На дно насыпают слой песка и щебня, опускают трубы и выставляют их по высоте и по вертикали. Чтобы они не сдвинулись во время бетонирования, по бокам устанавливают распорки из брусков или кирпич. Еще раз проверяют расположение стоек уровнем, затем забивают ямы щебнем на треть высоты и заливают до верха бетонным раствором. Распорки убирают через несколько часов, когда бетон немного упрочнится. Верх трубы обязательно закрывают заглушкой.

Чтобы выложить кирпичные столбы, копают ямы квадратной формы, заполняют их битым кирпичом, камнем и крупным щебнем, посередине вставляют стальную трубу небольшого диаметра или арматурные пруты. Они должны возвышаться над грунтом на 30-40 см. Заливают яму бетоном, а когда он высохнет, застилают основание куском рубероида.

К выступающей трубе приваривают еще одну на высоту столба и вокруг нее начинают выкладывать кирпич. На высоте 20 см от основания между кирпичами вмуровывают металлическую закладную со стороны проема, затем точно такую же крепят в верхней части столба. К этим закладным будут привариваться стойки ворот.

Видео — Столбы для ворот

Шаг 3. Крепление и обшивка рамы

Возле каждого столба кладут толстые бруски или кирпичи, опирают на них раму и выставляют по уровню. По петлям на раме определяют места крепления петель на столбах и приваривают их. Убирают подпорки и проверяют движение створок. Если конструкция движется легко, не скрипит, ничего не цепляет, можно приступать к обшивке. Для этого снимают раму, укладывают ее на ровную поверхность и подрезают профлисты по размеру ворот. Укладывают лист от угла, вкручивая саморезы в углубление волны.

Закончив с полотном, прикручивают ручки, вставляют замок, крепят декоративные элементы. Готовые ворота снова навешивают на столбы и проверяют легкость хода. Чтобы укрепить конструкцию и защитить ее от ветровой нагрузки, несущие столбы рекомендуется соединить вверху металлическим профилем или балкой. На этом установка ворот считается завершенной.

Изготовление откатных ворот

Откатные ворота консольного типа из профлиста пользуются большим спросом. Многие предпочитают изготавливать и монтировать их самостоятельно, что совсем не трудно. Для сборки таких ворот помимо стандартного набора материалов понадобится профилированная балка, специальные роликовые тележки и дополнительная фурнитура. Кроме того, вдоль линии движения ворот сооружают фундамент.

Шаг 1. Сборка рамы ворот

Сборка рамы производится практически так же, как и для распашной конструкции. Отличие в форме каркаса – это прямоугольник с выступающей на 1,5 м основой и тремя вертикальными перемычками.

Сварочные швы зачищают, поверхность рамы ошкуривают и протирают от пыли, покрывают средством от коррозии. После этого раму нужно покрасить, а пока она сохнет, выполняют подготовку проема.

Шаг 2. Заливка фундамента

Вдоль внутренней линии забора, начиная от угла проема, копают траншею для фундамента. По краям глубина траншеи должна достигать 1,7 м, среднюю часть выкапывают на глубину 50 см. Берут стальной швеллер №10 и приваривают к его основанию металлические пруты. Каркас из прутов имеет П-образную форму.

На дно траншеи засыпают песок и щебень, сверху устанавливают конструкцию из швеллера и арматуры так, чтобы верх балки находился вровень с поверхностью грунта. Проверяют расположение швеллера по горизонтали и заливают траншею бетоном. На упрочнение фундамента уходит не менее 5 суток.

Видео — Автоматические откатные ворота

Шаг 3. Установка рамы

К швеллеру приваривают роликовые тележки: первая устанавливается в 20 см от края проема, вторая в конце швеллера. К раме крепят несущую балку, затем ворота поднимают, устанавливают на подпорки из бруса и соединяют балку с тележками. Затем устанавливают концевые ролики, улавливатель и поддерживающую скобу. Закрепив все элементы, проверяют движение рамы по направляющей балке. Если конструкция скользит легко, раму можно обшивать. Профлисты крепят точно так же, как и на распашные ворота, прикручивая материал саморезами к основе. После закрепления обшивки ворота еще раз проверяют на легкость хода.

Видео — Изготовление откатных ворот

Видео — Ворота из профлиста своими руками