Дважды повешенные. Почему Николай I не помиловал декабристов? Декабристы — все что о них нужно знать Восстание декабристов имена участников

26.12.2023

Декабристы и вокруг них

Редакторская преамбула

В основу настоящего указателя имен положен "Алфавит", составленный Александром Дмитриевичем Боровковым. В этот документ попали все имена, которые в том или ином контексте были упомянуты в ходе следствия, в том числе невинные и непричастные. Если бы в настоящем указателе я ограничился только перечислением лиц, понесших наказание, то есть исключительно участниками восстания на Сенатской площади, то мой список составил бы лишь 121 имя. Ну, плюс 57 подвергнутых исправительным наказаниям - переводам из гвардии в армию или в отдаленные полки. "Алфавит" же охватывает 570 имен, в том числе вымышленных подследственными для сокрытия действительных соучастников. Чуть ли не пятую часть составляют привлеченные по ложным доносам. Есть в этом списке и доносчики, которые не участвовали в восстании, а, наоборот, помогали властям изобличать его участников.

Однако, указатель имен "Декабристы и вокруг них" не является просто электронной копией "Алфавита" Боровкова. Здесь помещаются собранные из разных источников биографии всех, кто участвовал в тех событиях с обеих сторон, включая самого императора Николая I и его брата Михаила, а также имена нечаянных свидетелей, родственников причастных, участников следствия и других, кто имел хоть какое-то отношение к декабристам.

В советское время выяснению всех подробностей жизни и деятельности декабристов не уделялось особенно пристального внимания, так как от публики пытались скрыть истинную суть этих людей: это были осужденные общественным мнением изменники Отечеству и заговорщики против государственных устоев с претензией на цареубийство, а вовсе не борцы за права угнетенных, как изображала их марксистская историография. Однако, похоже, и сегодня далеко не все заинтересованы в выяснении ВСЕЙ ИСТИНЫ. Это и понятно. Ведь большая доля декабристов состояла в масонских ложах, а разъяснение "технологий" работы тайных враждебных России организаций не входит в планы современных наследников "вольных каменщиков".

Искажение истинной картины декабризма проистекает из двух источников: с одной стороны, современные враждебные России историки-советологи стремятся исказить представление о нашем прошлом в выгодную для преследуемых ими целей (например, Россию во главе с императором Николаем Павловичем они ненавидят лютой ненавистью, так как тогда у нас было государство - сильное, не подверженное манипуляциям из лондонского Сити, а суверенное на самом деле). С другой стороны, советская, условно говоря, традиционная историография декабризма в упор не замечала и по инерции до сих пор не замечает, что в декабре 1825 года основными политическими игроками были вовсе не Пестель, и не Муравьев-Апостол, и уж никак не казненный вместе с ними Каховский. Игроками были Дибич, находившийся при императоре Александре в момент его смерти, Милорадович запретивший приносить присягу Николаю и настоявший на присяге Константину. Они причастны к созданию той политической неопределенности, в результате которой на площадь вышли декабристы. Не вмешайся Милорадович в процедуру престолонаследия - не было бы никаких декабристов. Однако, для советской историографии невозможным было признать сей факт. После того, как появилось ленинское "декабристы разбудили Герцена", никак иначе описывать события исхода 1825 года на Сенатской площади советскому историку уже не приходилось. Так Пестель с Муравьевым-Апостолом стали помимо своей воли предтечами большевиков, захватившим и Сенатскую площадь, и город на Неве, и всю страну в 1917 году.

Так что разбираться в том, кто кем был на самом деле, вам, читатель, придется самостоятельно. А для удобства пользования список декабристов разбит на подразделы в алфавитном порядке.

Перейти к меню именного указателя "Декабристы и вокруг них":

| АБ | БА | ВА | ГА | ДА | Е-Ё | ЖА | ЗА | И-Й | КА | ЛА | МА | НА | ОА |

| ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

Использованы материалы кн.: Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета. Декабристы. В двух книгах. Книга первая. Новости прошлого. М., 2001.

Даровать жизнь, по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжную работу. Оставить в каторжной работе 20 лет, после чего обратить на поселение в Сибири. В современном Саду Декабристов на Пр.Кима, 30, на острове Декабристов есть памятный знак декабристам.

Восстание декабристов – это беспрецедентное явление не только в русской истории, но и в мировой. Главное, что вызывает непонимание в действиях декабристов до сих пор, – это то, что они (ни один из них) не претендовали на власть. Таким образом, он лишал приговоренных к смертной казни декабристов права на расстрел.

Южное общество декабристов

Всех заключенных декабристов вывели во двор крепости и выстроили в два каре: принадлежавших к гвардейским полкам и прочих. Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение. Но в то же время ходатайствовал об облегчении участи других арестованных декабристов. Вел пропаганду среди солдат, являясь одним из вождей декабристов. Будущий декабрист получил хорошее домашнее воспитание, поступил юнкером на службу в Кавалергардский полк, а в 1819 году переведен в лейб-гвардии Семеновский полк, где был произведен в подпрапорщики.

Лидеры декабристов: 1. Павел Иванович Пестель

Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае. Что же касается пыток, то они по отношению к декабристам не применялись. В первой половине XIX века считалось, что казненных похоронили на острове Голодай, который ныне так и называется — остров Декабристов. Было множество других лиц, указывавших Голодай как место последнего упокоения декабристов. Сведения о местонахождении могилы декабристов имеются в дневниках знакомого Пушкина Жандра.

В 1862 году, уже после объявленной амнистии всем декабристам, петербургский генерал-губернатор Суворов решил облагородить знаменитую могилу. В июне 1917 года петроградские газеты взорвались заголовками: «Найдена могила казненных декабристов!». С подобной просьбой к нему обратилось и вновь созданное в Петрограде Общество памяти декабристов.

По предположению членов Общества памяти декабристов, наилучше сохранившийся скелет в военной форме принадлежал полковнику Пестелю. Из рассказов современников было известно, как казнили и хоронили декабристов.

На протяжении почти 200 лет восстание декабристов привлекает внимание историков. Написано огромное количество научных статей и даже диссертаций на эту тему. Чем объясняется такой интерес?

Очередной интерес к могиле декабристов проявила Анна Ахматова. Ахматова считала, что Пушкин отобразил в этих строках остров Голодай, где были тайно зарыты тела декабристов. Невелев решил, что Пушкин здесь отобразил «историческую информацию о казни декабристов».

Убежденный в своей правоте Невелев предположил, что среди множества других рисунков Пушкина наверняка имеется также изображение могилы декабристов. Ленинградский поэт Чернов в 1987 году решил найти могилу казненных декабристов, руководствуясь указаниями Пушкина (вернее, Ахматовой и Невелева).

так Милорадович и был

Стало ясно — здесь было кладбище, и находка пяти гробов (по числу казненных декабристов) в 1917 году чистая случайность. Напротив острова Декабристов, на берегу реки Смоленки, находится православное Смоленское кладбище — одно из старейших в Петербурге. Насчет педрильности Муравтева-Апостола и Бестужева-Рюмина (они были парой) — общеизвестно, есть в воспоминаниях декабристов и в показаниях следствию. 5 человек (руководителей) были преданы позорной для офицеров казни. Декабристов-участников сослали в Сибирь, некоторых расстреляли в Петропавловской крепости.

В этом было условие их деятельности. А ведь двое из них участвовали в Отечественной войне 1812 г., имели ранения и боевые награды – а теперь они были приговорены к позорной смерти на виселице.

Моряков-декабристов отвезли в Кронштадт и в то утро исполнили над ними приговор разжалования на флагманском корабле адмирала Кроуна. Казнь свершилась в ночь на 25 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Во время казни Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались с петель и были повешены вторично.

Он был арестован на дороге в Тульчин после восстания 14 декабря 1825 г., был заключен в Петропавловскую крепость и через 6 месяцев приговорён к четвертованию, заменённому повешением. На собрании 13 декабря 1825 г. у Рылеева ему было назначено убийство Николая I (т.к. Каховский не имел собственной семьи), но в день восстания он на это убийство не решился. Входил в «Вольное общество любителей российской словесности», был автором известной сатирической оды «К временщику».

Родился в Санкт-Петербурге и был четвертым ребенком в семье известного литератора той поры и государственного деятеля И.М. Муравьева-Апостола. В 1820 г. восстал Семеновский полк, в котором служил Муравьев-Апостол, и он был переведен в Полтавский, затем в Черниговский полк подполковником.

Тяжелораненым он был взят в плен. Приговорен к смертной казни и повешен на кронверке Петропавловской крепости. Под барельефом на памятнике надпись: «На этом месте 13/25 июля 1826 года были казнены декабристы П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин».

Подготовка к восстанию

В заключение своей деятельности суд постановил приговоры о каждом подсудимом, которые и были представлены на Высочайшее утверждение. Вместо мучительной смертной казни четвертованием, приговором Суда определённой, за его тяжкие злодеяния повесить. Князь Мещерский, Александр Петрович - прапорщик, вскоре после начала восстания бежал и явился к начальству. Петин, Василий Николаевич - явился в Киев, заявив, что бежал от С. И. Муравьева-Апостола.

Re: Два педика, убийца, казнокрад и трус.

Приговорен к заключению в крепость на 6 месяцев с последующим определением на службу. Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин не отказывались ни от своих убеждений, ни от своей роли в организации восстания. Хотя известны его высказывания о том, как было ему горько и обидно слушать признания в измене Отечеству от представителей русской элиты — офицеров, которые храбро сражались с Наполеоном. А участвовал в процессе царь для того, чтобы быть уверенным: материалы, которые принесут ему на утверждение, не подтасованы и не сфальсифицированы.

Но в то время это была обычная для всей Европы практика. 13 июля 1826 года Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол были повешены во дворе кронверка Петропавловской крепости. Гипотезу, что они могут быть похоронены на этом острове, выдвинул в годы перестройки писатель Андрей Чернов.

Как выйдешь к взморью, тут и есть. Тут их всех и похоронили. И если уж простой народ шел толпами к месту погребения декабристов, то родственники казненных тем более. На дорогую ей могилу часто приходила вдова Рылеева. Бибикова, сестра казненного декабриста Муравьева-Апостола, просила отдать ей труп брата, на что Николай I ответил решительным отказом.

На месте гибели декабристов поставлен памятник. Но кто знает, где находится могила пятерых казненных декабристов? Например, декабристы Завалишин и Штейн-гель знали, что тела их погибших товарищей «…в следующую ночь тайно отвезли на остров Голодай, и там зарыли скрытно».

На тихую улочку в центре Иркутска в старинную усадьбу приезжают люди со всего света, чтобы узнать о судьбах «государственных преступников», отбывавших ссылку в Сибири за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Это усадьба декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. Совсем рядом, на соседней улице усадьба декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого. Обе усадьбы входят в состав историко-мемориального комплекса «Декабристы в Сибири».

Посетим и мы эти скромные дома, бывшие центром встреч и общения декабристов.

Итак... Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. 113 из числа сосланных в Сибирь принадлежали к дворянскому сословию и только 11 (крестьянин Дунцов-Выгодовский и десять нижних чинов) - к податным сословиям. Среди декабристов восемь человек были обладателями княжеского титула, родословная которых восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедимину (Барятинский, Волконский, Голицын, Оболенский, Одоевский, Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский). Граф Чернышев принадлежал к семейству, ведущему свой род от одного из любимцев Петра 1. Еще четверо (Розен, Соловьев, Черкасов и Штейнгейль) имели баронский титул. Поскольку главной и почетной обязанностью дворянства считалась ратная служба, 113 ссыльных «дворянских революционеров» были военными. Только шесть человек служили по гражданскому ведомству, а пятеро находились в отставке. Среди военных трое имели генеральский чин. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Благодаря дамам, они получили возможность знакомиться с новинками научной и художественной литературы, а литературные и музыкальные вечера, занятия рисованием давали выход их творческой энергии. Готовясь к поселенческой жизни, многие декабристы овладевали ремеслами: прекрасными портными оказались князь Оболенский и Бобрищев-Пушкин, столярами - тот же Пушкин, Кюхельбекер, Загорецкий. Но самым талантливым мастером был Бестужев, в тюрьме сумевший сделать весьма точный хронометр. Портретная галерея декабристов, созданная им, сохранила для потомков облик «первенцев русской свободы».

Воспитание иркутска

Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек - Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.


Гнев на милость

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Новыми были и приемы хозяйствования, и новые для этого региона сорта сельскохозяйственных культур - гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Семена выписывались из России, а некоторые были привезены из Петровского Завода, где декабристы занимались огородничеством, и «собранные с тюремных кустов» семена дали прекрасные овощи. Живший в Смоленщине Бесчаснов устроил маслобойку, на которую все окрестные крестьяне привозили конопляное семя, получая от этого небольшой, но стабильный доход.

Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Проявляли интерес к декабристам и иркутские купцы. Известная независимость, противопоставление чиновникам, особенно приезжим, «навозным», как их здесь насмешливо именовали, понимание, насколько полезными для них могут быть образованные поселенцы, имеющие, к тому же влиятельных родственников в столицах, а также свойственное сибирякам сочувствие к «несчастным» способствовали сближению Трапезниковых, Басниных, Наквасиных с декабристами. Именно через них шла тайная переписка с родными и друзьями ссыльных дворян, они и их доверенные лица доставляли посылки, в том числе и вещи, на которые декабристы не имели права. Помогали купцы и материально: ссужали деньги в долг на длительные сроки. Постоянное и длительное общение декабристов с купцами «немало содействовало» складыванию у последних «более смягченных культурных нравов и вкусов».

Сложнее складывались отношения с чиновниками. Опасаясь доносов и «неудовольствия Петербурга», правители местной администрации старались соблюдать полученные инструкции. Поэтому нередко самые простые и обоснованные просьбы встречали решительный отказ, как это случилось в 1836 г. с Анненковым, просившим разрешения приехать из Бельска в Иркутск к тяжело рожавшей жене. Только начавшаяся болезнь Прасковьи Егоровны и смерть новорожденных близнецов заставили генерал-губернатора отменить свой запрет. Некоторые чиновники видели в «государственных преступниках» возможность упрочить свое служебное положение. Так, получив от своего знакомого рукописные сочинения Лунина, чиновник особых поручений Успенский тотчас отправил донесение в Петербург, после чего декабрист был вновь арестован и отправлен в Акатуй, Только с приездом в Иркутск нового генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, слывшего либералом, положение изменилось. Он не только бывал вместе с женой в домах Волконских и Трубецких, но интересовался мнением декабристов по многим вопросам, давал им поручения, взял к себе на службу Михаила Волконского. В свою очередь, декабристы также живо интересовались многими начинаниями Муравьева, оказывали содействие в организации экспедиций по исследованию и освоению Амура.

Столь же неоднозначно складывались и взаимоотношения с местными священниками. По отзывам современников, большинство декабристов были исправными прихожанами, без ханжества и излишней экзальтации. Те, у кого была такая возможность, оказывали материальную поддержку церквям тех сел, в которых проживали. Так, братья Александр и Никита Муравьевы в Урике на местной церкви вместо деревянной кровли сделали железную, бедному священнику Карнакову построили дом, выстроили близ церкви деревянное здание с тремя отделениями - для богадельни, училища и торговой лавки.

Менее обеспеченные вносили свою лепту личными трудами, как, например, П.Ф. Громницкий. Он написал для церкви села Бельское несколько икон. Но, несмотря на это, приходские священники, по словам вдовы олонского батюшки Сперанского, боялись «навлечь на себя подозрения со стороны местных властей за близкие отношения к поднадзорным». Образованные, широко мыслящие архиереи были более независимы.

У архиепископа Нила особенно близкие отношения сложились с Трубецкими. Именно их рекомендации склонили иркутского пастыря при выборе игуменьи Знаменского монастыря. К нему обратился Трубецкой с письмом, объясняя причины отказа от царской «милости» в 1842 г. Согласие отдать детей, «прижитых в Сибири», в казенные заведения с изменением родовой фамилии, писал декабрист, означало признание «греховным сожитие с женой моей и осрамило бы ее и семейство ее пред целым светом».

Сложившееся на каторге братство декабристов не распалось и после ее окончания. Разбросанные по всей Сибири, они продолжали интересоваться судьбой товарищей. Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

Последний приют

Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. При отпевании в оекской церкви Вадковского не выдержало сердце Юшневского. Вскоре рядом с его могилой на кладбище села Большая Разводная появились могилы Муравьева и братьев Борисовых. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции.

Александр II позаботился об эффектном представлении своей «милости» (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

По возвращении в Россию декабристы встретили не только радость родственников, все тридцать лет поддерживавших их, и поклонение молодежи, но и мелочные придирки властей, стремившихся поскорее выпроводить из Москвы «неудобных стариков», и имущественные дрязги с братьями, кузенами и племянниками, уже привыкшими считать их имения своей собственностью.

Добрая память

Декабристы оставили в Иркутске не только добрую память о себе, они способствовали формированию традиций интеллигентности и терпимости, позволивших нашему городу стать столицей Восточной Сибири как в административном и экономическом, так и в культурном и духовном отношении.

Их благотворное и разностороннее влияние не стерло время. Здесь сохраняются дома и могилы «первенцев свободы». Еще в 1925 г., в дни празднования 100-летнего юбилея восстания на Сенатской площади, была создана декабристская экспозиция, положившая начало коллекции историко-мемориального Музея декабристов, открывшегося 29 декабря 1970 г.

Экспозиции двух домов рассказывают об истории декабризма - от событий 14 декабря 1825 г. до амнистии, дарованной императором Александром II в 1856 г., и возвращения декабристов из ссылки, а также о судьбах их первых хозяев и их потомков. Здесь хранятся подлинные предметы, принадлежавшие декабристам: семьям Трубецких, Волконских, Фонвизиных, Муравьевых, Рылееву, Каховскому, Муханову, Раевскому, Вольфу, Пущину, Батенькову и другим. Музей проводит литературно-музыкальные салоны, спектакли «Домашнего театра Волконских».

Ежегодно с 14 по 25 декабря Музей проводит традиционный областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках.

Тамара ПЕРЦЕВА, ст. научный сотрудник Декабристского комплекса.

Журнал «Время странствий», №№7-8 (36-37)/2006

В е. Суд рассмотрел донесения следственной комиссии с подробными сведениями о каждом подсудимом и сформировал из своей среды ревизионную комиссию для проверки следствия и выяснения новых обстоятельств дела.

Ревизионная комиссия, под руководством , проверив деятельность следствия и рассмотрев дела всех подсудимых, выработала 11 разрядов преступлений и сделала предварительное разделение подсудимых по разрядам, поставив пятерых подсудимых, по тяжести вины, вне разрядов, и не определив разряды для четверых подсудимых, не признавших своей вины.

Верховный уголовный суд, после обсуждения выводов ревизионной комиссии, определил меру наказания для каждого разряда и несколько изменил разделение подсудимых по разрядам. В заключение свой деятельности суд постановил приговоры о каждом подсудимом, которые и были представлены на Высочайшее утверждение.

Всего Верховному уголовному суду был предан 121 человек. 117 из них в ходе следствия подписали собственноручное признание в совершённых преступлениях. 4 человека (Тургенев, князь Шаховской, Цебриков и Горский), «коих вины утверждаются обстоятельствами без собственного их сознания », не признали своей вины. При этом трое из них были приговорены с отнесением к соответствующим разрядам, а последний (Горский) не вошёл ни в один разряд и не был осуждён, о чём был составлен особый протокол суда.

Роспись Государственным преступникам, приговором Верховного Уголовного Суда
осуждаемых к разным казням и наказаниям

Вне разрядов

I. Государственные преступники, осуждаемые к смертной казни четвертованием.

Первый разряд

II. Государственные преступники первого разряда, осуждаемые к смертной казни отсечением головы.

Второй разряд

III. Государственные преступники второго разряда, осуждаемые к политической смерти, по силе указа 1753 года Апреля 29 числа, т.е. положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу.

Третий разряд

IV. Государственные преступники третьего разряда, осуждённые к ссылке вечно в каторжную работу.

Четвёртый разряд

V. Государственные преступники четвёртого разряда, осуждаемые к временной ссылке в каторжную работу на 15 лет, а потом на поселение.

Пятый разряд

VI. Государственные преступники пятого разряда, осуждаемые к временной ссылке в каторжную работу на 10 лет, а потом на поселение.

Шестой разряд

VII. Государственные преступники шестого разряда, осуждаемые к временной ссылке в каторжную работу на 6 лет, а потом на поселение.

Седьмой разряд

VIII. Государственные преступники седьмого разряда, осуждаемые к временной ссылке в каторжную работу на 4 года, а потом на поселение.

Восьмой разряд

IX. Государственные преступники восьмого разряда, осуждённые к лишению чинов, дворянства и к ссылке на поселение.

Девятый разряд

X. Государственные преступники девятого разряда, осуждаемые к лишению чинов, дворянства и к ссылке в Сибирь.

Много внимания Декабристы уделяли творчеству. Стихи А.И.Одоевского, басни П.С. Бобрищева-Пушкина, по­вести старшего Бестужева, очерки П.А. Муханова , перево­ды Беляевых с большим вниманием выслушивались и подвергались доброжелательному разбору товарищей. Рояль А.П. Юшневского, скрипка Ф.Ф. Вадковского, виолон­чель П.Н. Свистунова , пение Н.А. Крюкова, М.Н. Вол­конской и К.П. Ивашевой приносили узникам минуты радости и покоя. Созданная Н.А. Бестужевым портретная галерея сохранила черты «лучших людей из дворян».

Собранные вместе, Декабристы сумели преодолеть свои раз­ногласия, обиды и сохранили единство, несмотря на различия во взглядах по многим вопросам (отношение к религии, реформам и революции), всех их объединяло стремление донести до общества правду об истинных целях совершенного ими в 1825. В Петровском Заводе были написаны «Воспоминания о Рылееве» Н.А. Бестужева, «Записки» членов Общества соединенных славян (Запис­ки И.И. Горбачевского), черновые наброски «Взгля­да на русское тайное общество с 1816 до 1826 года» М.С. Лунина .

Постепенно петровская тюрьма пустела, в 1839 за­кончился срок каторги для первого разряда , и все, кроме И.И. Горбачевского , оставшегося здесь на поселение, разъехались к назначенным им местам. В 1826 «госу­дарственных преступников», приговоренных к ссылке на поселение, отправляли в самые отдаленные уголки Сибири - Берёзов , Нарым , Туруханск , Вилюйск , Якутск . Но вскоре выяснилось, что там для них нет возможности зарабатывать на жизнь. Кроме того, отда­ленность мест приписки и плохие дороги не позволяли организовать предписанный императором строгий над­зор. Поэтому большинство из отправленных в «глухие углы» были переведены в более обжитые места. Перево­димых на поселение после отбытия каторжных работ сра­зу распределяли по южным районам Сибири вдоль трактов и судоходных рек. При выборе мест власти вынуждены бы­ли учитывать и ходатайства родственников Декабристов. За своих братьев просили жены министра двора С.Г. Волконская и министра финансов Е.З. Канкрина. Это предопреде­лило возникновение своеобразных поселенческих колоний Декабристов. Самыми известными были Иркутская (в Урике проживали Муравьевы, Волконские, М.С. Лунин и Ф.Б. Вольф, в Оёке - Трубецкие и Ф.Ф. Вадковский, в Разводной - Юшневские, братья Борисовы, А.З. Муравьев и А.И. Яку­бович, в Усть-Куде - братья Поджио и П.А. Муханов), Ялуторовская (И. И. Пущин , И. Д. Якушкин , Е.А. Оболенский, Н.В. Басаргин , М.И. Муравьев-Апостол, В.К. Тизенгаузен), Тобольская (Фонвизины, Анненковы, братья Бобрищевы-Пушкины, П.Н. Свис­тунов, В.И. Штейнгейль , позже - А.М. Муравьев и Ф.Б. Вольф), Селенгинская (братья Бестужевы и К.П. Торсон ), Минусинская (братья Беляевы, братья Крюковы, П.И. Фаленберг).

С массовым выходом «государственных преступни­ков» на поселение встал вопрос об их материальном обеспечении. Далеко не все Декабристы могли рассчитывать на поддержку род­ных. Вступать в государственную службу, за редким исключением, им было запрещено; не дозволялась педагогическая и медицинская деятельность; коммерческая деятельность затруднялась из-за запрещения отлу­чаться из мест поселения далее чем на 30 верст. Толь­ко в 1835 император распорядился выделить в пользо­вание каждому поселенцу по 15 десятин пахотной земли. Но воспользоваться этим разрешением смогли не все. Не имея необходимых сельскохозяйственных навыков и средств для покуп­ки рабочего скота, инвентаря, семян, некоторые Декабристы возвраща­ли полученные участки общине (например Ф.Ф. Вадковский) или сдавали в аренду за часть урожая, обеспечивавшую пропитание в течение года (например П.Ф. Громницкий). Однако большинство из тех, кто оказался в деревнях и селах Сибири, постепенно втянулись в крестьянскую работу. Для А.И. Тютчева, М.К. Кюхельбекера, И.Ф. Шимкова, Д.П. Таптыкова и других эти занятия не выходили за рамки традиционного натурального хозяйства, обеспечивавшего лишь не­обходимый прожиточный минимум, позволявший сохранять определенную независимость. Но были среди Декабристов и такие, кто сумел расширить свои хозяйства, придать им предпринимательский, ориентированный на рынок характер. Братья Муравьевы и Волконский в Урике, Беляевы в Минусинске , отчасти Раевский в Олонках создали устойчивые, многопро­фильные хозяйства (зерновые, картофель, овощи) с исполь­зованием наемной рабочей силы, новых приемов агротехники, улучшенных сортов семян и даже усовершенствованных сельскохозяйственных машин (например, молотилки, изобретенной К.П. Торсоном). Декабристы, безусловно, не научили сибирских крестьян новым методам земледелия, но их эксперименты с семенами способствовали улучшению семенного фонда, а выра­щивание ими в парниках огурцов, томатов и даже экзотических для этих мест арбузов и дынь стало примером для пригородных крестьян. Благодаря совместному труду, доброжелательное отношению к односельчанам, готовности прийти на помощь и заступничеству перед местными властями Декабристам довольно быстро удалось преодолеть настороженность и недоверие крестьян.

Декабристы делали попытки всерьез заняться предпринима­тельством. Братья Беляевы в Минусинске заключили договор с енисейскими золотопромышленниками о поставках на прииски сельскохозяйственной продукции. Поселенные в Селенгинске Бестужевы организовали компанию по разведе­нию тонкорунных овец, а после неудачи в этом деле из­готовляли на заказ полюбившиеся сибирякам «сидейки». А.М. Муравьев занимался мукомольным промыслом, имел пай в рыболовных артелях на , в зимнее время до 40 лошадей отдавал в извоз на Кругобайкальскую до­рогу. В винных подрядах купцов Ребрикова и Бенардаки и найме рабочей силы для Бирюсинских золотых промыс­лов принимал участие В.Ф. Раевский , А.В. Поджио , А.И. Якубович, С.П. Трубецкой , хотя и без больших успехов, участвовали в разработке золотых приисков. Од­нако недостаток собственных средств и запрет на дальние длительные отлучки, неизбежные в такого рода деятельности, ограничивали возможности устройства Декабристов прибыльно­го дела, что полностью отвечало правительственным инструкциям не допускать их «к таким обширным предприятиям и оборотам, кои могут дать им значение, превышающее положение обыкновенного крестьянина», «дабы в изо­билии они не забыли вины своей».

Несмотря на запрет заниматься педагогической деятельностью, Декабристы не могли оставаться в стороне от насущных для Си­бири проблем образования. Почти во всех работах, посвященных будущему края (статьи Г. С. Батенькова , Н.В.Басаргина, П.А.Муханова и других), отмечалась край­няя необходимость развития системы образования, начи­ная с сельской школы, где обучали бы элементарной грамот­ности, и кончая университетом, который мог бы обеспечить потребности сибирских губерний в образованных чиновниках и промышленниках. Созданные И.Д.Якушкиным (Ялуто­ровск), В.Ф.Раевским (Олонки), братьями Бестужевыми (Селенгинск) школы не просто способствовали развитию грамотности в Сибири, они представляли собой различные типы учебных заведений: общеобразовательных - для мальчиков и девочек, взрослых людей - и профессиональные, где наряду с гра­мотой, обучавшийся получал навыки ремесел. Обсужде­ние проблем образования привлекало в дом Волконских и Трубецких директора иркутской гимназии К.П. Бобановского, учителей К.Т. Бушина, И.О. Катаева, Н.П. Косыги­на, директрис М.А. Дорохову и Е.П. Лииранди, начальницу Сиропитательного дома Е.П. Ротчеву. Обучение в этих учебных заведениях детей Декабристов облегчало общение. В Тобольской губернии А.М. Муравьев и П.Н. Свистунов даже вошли в состав комитета об учреж­дении женской школы. Успешными были и индивидуальные педагогические за­нятия А.П. Юшневского, П.Н. Борисова, А.В. Поджио, И.И. Горбачевского, их ученики без особого труда пос­тупали в уездные училища и гимназии, а некоторые (И.А. Бе­логоловый, И.С. Елин) - в университеты.

Большой вклад внесли Декабристы в дело культурного развития Сибирского края. В городах Сибири (особенно губернских) уже сущест­вовало небольшое общество (чиновники, купцы, учителя гимназий), в круг интересов которого входили лучшие образцы русской и мировой культуры, однако этот слой был еще очень тонок и разобщен. Появление в этих местах высокообразованных, мыслящих и деятельных людей, сохранивших, несмотря на все ограничения и преследования властей, чувство собственного достоинст­ва, привычный для дворянина образ жизни, не могло не вызвать повышенного интереса к ним сибиряков. «Уже одна открытая жизнь в доме Волконских, - пи­сал ученик Д. Н.А. Белоголовый , - прямо вела к сбли­жению общества и зарождению в нем более смягченных и культурных нравов и вкусов». Чтение научной и художественной литературы, обучение детей музыке, устройство литературных и музыкальных вечеров, участие в рукописных журналах, «разумные увесе­ления», игры и соревнования детей, домашние спектакли, посещение театра и концертов с последующим обсужде­нием увиденного - все это становилось примером для подражания и постепенно входило в бытовые нормы жи­телей как крупных городов , так и небольших отдаленных городков и даже сел.

Многое сделали Декабристы и для изучения Сибири. В.К. Тизенгаузен, И.Д. Якушкин , С.П. Трубецкой, П.А. Муханов в течение нескольких лет вели метеорологические наблюдения; братья Борисовы исследовали сибирскую флору и фауну; статистическим описани­ем Ялуторовска и Ишима занимались М.И. Муравьев-Апостол и В.И. Штейнгейль; сведения экономического характера со­бирали Н.В. Басаргин , Д.И. Завалишин , Г.С. Батеньков ; сбор этнографических и фольклорных материалов вели А.А. и Н.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбекер . Искренне желая, чтобы эти новые знания принесли пользу отечеству, Декабристы посылали свои отчеты в научные и периодические издания (пос­ле 1845 было разрешено печатать их произведения, но под псевдонимами или анонимно), предоставляли ма­териалы участникам различных экспедиций, посещавших Сибирь, оказывали содействие сотрудникам ревизий Н.Н. Анненкова и И.Н. Толстого.

Декабристы высоко оценивали экономический потенциал Сибири. В работах А.О. Корниловича, Г.С. Батенькова, П.А. Муханова, Н.В. Басаргина, Н.А. Бестужева, Д.И. Завалишина рассматривались пути превращения этого от­даленного отсталого края в экономически развитую, политически и административно равноправную часть Российского государства. По их мнению, для этого в Сибири имелись все условия: отсутствие крепостного права, благодаря чему основной социальный слой - крестьяне были более свободны, предприимчивы и самостоятельны в своей деятельности, чем в европейской части страны; большие запасы природных ресур­сов для развития сельского хозяйства и промышленности. Но для реализации данного потенциала правительство должно было признать право на частную земельную собственность, изменить форму нало­гообложения, развивать кредитно-банковскую систему, ориентированную на поддержку крестьянского (фермерского) хозяйства и обрабатывающей промышленности, способствовать созданию общесибирской транспортной системы, включающей речное судоходство, шоссейные дороги и железные дороги.

Несмотря на запреты обращаться к предметам, «до них не касающимся», Декабристы проявляли интерес ко всем происходящим в России событиям, подвергая их всестороннему анализу. Работы М.А. Фонвизина , М.С. Лу­нина, П.Ф. Дунцова-Выгодовского, В.И. Штейнгейля были посвящены самым актуальным проблемам русской об­щественной жизни, в них подвергалась критике правительственная по­литика в области просвещения, в отношении к крестьянскому и польскому вопросам, кавказской войне, внешняя политика. Интересовались Декабристы и новыми политическими и социальными учениями. Н.А. Бестужев, Е.П. Оболенский, Г.С. Батеньков в своих письмах обсуждали теории Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а М.А. Фонвизин даже посвятил им особую статью. В 1850 Декабристы познакомились с сосланными петра­шевцами. Они не только оказывали помощь и поддер­жку своим младшим товарищам, но и высоко оценивали це­ли, к которым те стремились.

Некоторые из Декабристов и сами не прекращали активных «дейс­твий наступательных». Убежденный в необходимости опровергнуть распространявшиеся ложные сведения о тайных обществах, М.С. Лунин предпринял попытку через сестру, Е.С. Уварову, опубликовать свои статьи и памфлеты за границей и одновременно начал знакомить с ними сибиряков. В кружок переписчиков и пропагандистов его «Писем из Сибири» входили П.Ф. Громницкий, иркутские учителя и чиновники. Это стало причиной вторичного ареста декабриста в апреле 1841 и заключения в Акатуйском остроге . Несмотря на грозящие им обыски, многие Декабристы сохранили у себя списки работ своего товарища. В 1855 за «самые дерзкие и сумасбродные идеи о прави­тельстве и общественных учреждениях» и «за ослуша­ние и дерзость против местного начальства» из Нарыма Томской губернии был переведен в Вилюйск Якутской области П.Ф. Выгодовский. Вели борьбу против произвола местной администрации оставшиеся в Сибири после амнис­тии В.Ф. Раевский и Д.И. Завалишин.

Смерть Николая I в феврале 1855 возродила у остав­шихся в живых Декабристов надежду на возвращение на родину. В день коронации 26 августа 1856 новый император Александр II подписал манифест об амнистии Декабристов. Правда, дарованная им свобода имела ограничения в виде запрета прожи­вать в столицах и обязательного полицейского надзора. Амнистией воспользовались только 32 Декабриста, 50 не дожили до царской «милости», а 8 человек, потеряв связь с родными и не имея материальных возможности для переезда, остались в Сибири.

А.Е. Розена , Д.И. Завалишина и других способствовало смягчение цензурной поли­тики после 1905. Это создавало условия для более серь­езного изучения сибирской ссылки Декабристов. В этот период выходят в свет сборник М.М. Зензинова «Декабристы. 86 портретов» (М., 1906), книга М.В. Довнар-Запольского «Мемуа­ры декабристов» (Киев, 1906), новое издание исследования «Декабристы в Западной Сибири» (СПб., 1905), отдельные статьи в журналах «Былое», «Сибирский архив», «Труды Иркутской архивной ко­миссии» и другие. Однако научная разработка проблемы на­чалась лишь с 1920-х гг., когда в связи со 100-летним юбилеем восстания на Сенатской площади увидели свет ра­боты Б.Г. Кубалова «Декабристы в Восточной Сибири» (Иркутск, 1925), М.К. Азадовского , Ф.А. Кудрявцева , В.Е. Дербиной в сборнике «Сибирь и декабристы» (Иркутск, 1925), «Политическая ссылка в Минусинске. Декабристы в Минусинском ок­руге» (Минусинск, 1925), А.К. Белявского «Декабрис­ты в Забайкалье» (Сретенск, 1927) и другие.

До начала 1960-х гг. исследования декабристоведов о сибирском периоде жизни Декабристов касались в основном их вклада в развитие того или иного региона, условий содержания на катор­ге, деятельности некоторых из них. Это был период изучения отдельных аспектов, накопления фактов, необходимых для перехода от исследований научно-популярного, краеведческого характера к подлинно научному, связывающему деятельность Декабристов в ссылке с событиями как до восстания 1825, так и с происходив­шими после их отправки в Сибирь. Своеобразным по­воротом в этом отношении стала монография М.В. Нечкиной «Движение декабристов» (М., 1955). И хотя сибирский период занял в ней относительно небольшое место, при­знание автором заговора Сухинова, антиправительственной пропа­ганды Лунина, педагогической деятельности Якушкина продолжением прежней борьбы «дворянских революционеров» поло­жило начало «вписыванию» темы «Декабристы в Сиби­ри» в рамки огромной проблемы - общественного движения и революционной борьбы в России.

Решение этой задачи потребовало расширения источниковой базы исследований. И если значительная часть мемуаров Декабристов в разные годы была опубликована (многие, правда, к середине 1970-х гг. стали уже библиографической редкостью), то эпистолярное их на­следие оставалось малодоступным. С 1979 в Иркутске началось издание документальной серии «Полярная звезда» , объединившей ведущих декабристоведов страны. Возгла­вила редколлегию серии академик М.В. Нечкина, деятель­ными членами ее были Н.Я. Эйдельман , С.В. Жито­мирская, С.Ф. Коваль , М.Д. Сергеев . К 2005 вышло 25 томов, знакомящих читателей с творчеством как теорети­ков и идеологов декабристского движения (Н.М. Муравье­ва, С.П. Трубецкого, В.Ф. Раевского, М.А. Фонвизина, М.С. Лунина), так и рядовых участников тайных обществ (М.А. Назимова, А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова).

В 1970-90-е гг. сибирские историки большое внимание уделяли исследованию эволюции взглядов Декабристов и их общественной деятельности в период ссылки. Появились новые научные биографии Декабристов. Однако говорить об окончательном решении всех поставленных задач было бы преждевременно.

Лит.: Михайловская А.И. Через бурятские степи: (Перевод де­кабристов из Читы в Петровский Завод) // Изв. Вост.-Сиб. Отд. Рус. геогр. об-ва. 1926. Т. 51; Бакай Н.Н. Сибирь и декабрист Г.С. Батеньков // Тр. Томск , краевед, музея. 1927. Т. 1; Одинцова М.К. Декабристы-солдаты //Сб. тр. Иркут. ун-та. 1927. Вып. 12; Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933; Лурье Г.И. Якутская ссылка до 70-х годов XIX века //100 лет Якутской ссыл­ки. М., 1934; Барановская М.К). Первый краевед и этнограф Бу­рятии декабрист Н.А. Бестужев // Сов. краеведение. 1936. № 3; Коваль С.Ф. Декабрист В.Ф. Раевский. Иркутск, 1951; Он же. Де­кабристы и общественное движение 50-х - начала 60-х годов XIX века // В сердцах отечества сынов. Иркутск, 1975; Богданова М.М. Декабристы в Минусинской ссылке // Декабристы в Сибири. Но­восибирск, 1952; Ретунский В.Ф. Заметки о пребывании дека­бристов в Тобольске // Ежегодник Тюмен. обл. краевед, музея. 1960. Вып. 1; Замалеев А.Ф. Декабрист М.А. Фонвизин. М, 1976; Зильберштейн И. С. Художник-декабрист Николай Бестужев. М., 1977, 1988; Шатрова Г.П. Эволюция декабризма //Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977; Бахаев В.Б. Общественно-просве­тительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии . Новосибирск, 1980; Шатрова Г.П. Декабрист Д.И. Завалишин: проблемы формирования дворянской революционности и эволюции декабризма. Красноярск , 1984.

Т.А. Перцева