Из деревни в музей. Частное собирательство икон на территории россии

17.02.2024

Антикварный магазин предлагает свои услуги по бесплатной оценке старинной иконы. При желании продать икону в Москве, выставить на продажу, для Вас работает комиссионный отдел в котором осуществляется скупка икон. Приобретению подлежат церковные иконы 12 - 19 века, в любом состоянии, в том числе, требующие реставрации.

На сколько дорого мы готовы оценить вашу икону, можно узнать, отправив любым удобным способом фото вашего экземпляра к нам на оценку, посредством электронной почты или на номер

На этой странице мы отвечаем на вопросы: сколько стоит старинная икона 18 -19 века, какие иконы ценятся дорого и представляют максимальный интерес для антикваров, по каким критериям оценивается и как быстро можно узнать цену иконы не выходя из дома. Как осуществляется скупка иконы в нашем магазине и форма оплаты. В конце статьи Вы можете задать свой вопрос по оценке иконы и получить исчерпывающий ответ за 15 минут.

Критерии оценки старинной иконы

  • возраст старинной иконы;
  • происхождение, автор, школа;
  • наличие проб, клейм, меток, дат;
  • используемые при изготовлении краски
  • используемые материалы (в т.ч. драгоценные);
  • состояние иконы (подлежит реставрации -да/нет);
  • комплектности (оклад есть/нет);
  • размер и материал основы иконы;
Оценка художественной и рыночной стоимости иконы. В чем отличие?

Следует понимать: оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной иконы подразумевает что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом - который является антикваром будет реальной.

Оценка старинной иконы онлайн по фото

Как бесплатно оценить старинную икону 19 века

Несколько простых способов бесплатной онлайн оценки старинной иконы у экспертов комиссионного отдела антикварного магазина.

Оценка иконы по телефону

Если отсутствует фото, узнать - за сколько продать икону можно узнать со словесного описания, позвонив на номер телефона антикварного магазина.

Выезд оценщика - бесплатно

Если Вы не желаете тратить время на поездку в центр Москвы, оставьте заявку на оценку. Оценщик икон приедет и встретится в удобном для Вас месте совершенно бесплатно.

Оценка производится при продавце. Занимает время от 5ти минут до часа. Оценка старинных икон имеющих большую историческую и художественную ценность может быть увеличена по времени.

Стоимость икон 18 - 19 века

Антикварная и рыночная стоимость старинных икон зависит от десятков/сотен нюансов и задавать вопросы: "сколько стоит старая икона 19 века" или "за сколько можно продать икону в Москве" - совершенно бессмысленно. Вкратце, стоимость значительно зависит от имени мастера, техники исполнения и используемых материалов и красок. По фотографии уже можно многое прояснить. Приблизительную стоимость нашего интереса мы назвать сможем. Но, положив руку на сердце, точную оценку можно произвести только взяв в руки икону и внимательно рассмотрев.

Как продать икону выгодно

Напрямую коллекционеру? Но где его найти. Вообще говоря, они по природе своей весьма недоверчивый народ и предпочитают пополнять свои коллекции только в проверенных местах и у людей с репутацией.
Соответственно, Вы - не их клиент. Частному лицу, возжелавшему украсить свою квартиру атрибутом духовности? Но не будучи экспертом, кто готов назначить высокую цену покупки? Не тратя время понапрасну, минуя мелких перекупщиков с досок объявлений, можно обратиться в антикварный салон, специализирующийся на комиссионной торговле иконами. Что Вы, собственно, уже и сделали.

Оплата и конфиденциальность сделки

Оплата производится наличными или, по усмотрению клиента, переводом денежных средств на банковскую карту. Выплата всей причитающейся суммы за старинную икону 18 - 19 века осуществляется сразу после соглашения обеих сторон о взаимовыгодном приобретении предмета сделки. Соглашение о приобретении принимается после визуального осмотра и оценки старинной иконы в стенах данного антикварного магазина в Москве или по месту встречи нашего представителя с клиентом.

Магазин Антиквар неукоснительно следует политике неразглашения личных данных и коммерческой информации о сделке. Содержание переписки с клиентом и его контактные данные не хранятся в базе антикварного магазина дольше 3-х дней и не под каким предлогом не передаются третьим лицам.

Интерес к русской иконописи в нашей стране и за рубежом почти не угасает на протяжении последнего столетия, начиная со знаменитой Выставки древнерусского искусства, которая состоялась в 1913 году в Москве. Огромная роль в становлении, поддержании и дальнейшем возрастании этого интереса принадлежит частному собирательству, одним из замечательных примеров которого является коллекция М.Е. Елизаветина (1939-2009гг). Как же зародилось собирание икон в России, какова его история, его роль в сохранении национального культурного наследия?

Еще недавно, в советское время, этот вопрос мог быть поставлен лишь в абстрактном ключе. Казалось, что единственно справедливая форма собирания иконописи (если не вообще любых художественных произведений) - государственная, и не случайно богатейшие собрания икон хранятся ныне именно в государственных музеях - Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и других. Не случайно в нашей стране возникли разные взгляды на собирание икон и на коллекционирование произведений другого рода. Произведения светской живописи, создававшиеся в Новое время, не для церковного употребления, вне средневековых рамок, были, как правило, «авторскими», могли изготовляться по приватному заказу и попадать в частные руки, становясь основой для личной, семейной, корпоративной коллекции, будь то собрание короля или императора, купца или аристократа, а также просто тонкого ценителя искусств. Но православная русская икона с ее изначально сакральным предназначением - каким же путем она оказалась извлеченной из храмового пространства, как она попала в те или иные коллекции?

Вглядываясь в далекую историю русской иконописи, мы обнаруживаем, что первые намеки на коллекционирование икон, выделение определенных произведений не по сюжетным, а по индивидуальным признакам, имеющим ценностный характер, встречаются уже в документах XVI века, причем в них фиксируется более ранняя традиция. Сохранилась опись Иосифово-Волоколамского монастыря, составленная в 1545 г., в которой среди прочего имущества перечислены иконы монастырского Успенского собора. В ряде случаев названы лишь сюжет иконы, ее местонахождение и украшение (оклад, венцы, подвесные пелены). Во многих же других случаях указаны имена знаменитых иконописцев, написавших эти иконы, а это бесспорно говорит об уважении к их конкретным творениям, о сохранении памяти о мастерах, важности их авторства для составителей Описи. В ней упоминаются имена знаменитого Дионисия и его сына Феодосия, московского мастера Паисия, самого Андрея Рублёва, неких Даниила Можайского, Мисаила Конина, «Новгородца». Названы иконы «новгородского письма», отмечено «письмо старое», а если створки складня исполнены не тем же художником, что средник, то и сказано, что они «иного мастера». За этой детальностью стоит нечто большее, чем документальная точность писцов или указание на культурные связи монастыря, основанного Иосифом Волоцким. Традиционный ансамбль икон в храме приобретает качества коллекции творений выдающихся иконописцев.

Такое отношение к труду тех или иных иконописцев отличается от принятого в православном мире, где мастер рассматривался лишь как исполнитель божественной воли, а наибольшая часть произведений оставалась анонимной. На Руси в XVI веке, в период Позднего Средневековья, ситуация начинает меняться, некоторые художники приобретают известность и авторитет, а их имена, особенно Андрея Рублёва и Дионисия, становятся залогом канонической правильности и высокого уровня произведений. Тем не менее, «коллекция» икон в Иосифово-Волоколамском монастыре - явление для того времени редкое, если не уникальное. В этом легко убедиться, если проанализировать интенсивные перемещения икон в XVI столетии, особенно при Иване Грозном и московском митрополите Макарии.

В те годы в Москву, в ее самые прославленные храмы и в некоторые монастыри активно свозили иконы, рукописи и - реже - другие произведения из древних русских городов, а более всего из Великого Новгорода. Но, несмотря на такую активность, импульс к их собиранию в столице носил политическую окраску: привозились святыни и древности, которые призваны были подчеркнуть авторитет Москвы как центра Русского государства.

Признаки коллекционирования присущи деятельности русских меценатов конца ХVI - XVII века, таких, например, как семейство Строгановых. Эти известные промышленники заказывали для своей вотчины, Сольвычегодска, многочисленные иконы, шитые ткани, разнообразную утварь, причем во многих случаях воспроизводили иконографию русских святынь, хранившихся в Москве.

Однако в меценатской деятельности Строгановых проявлялся их собственный художественный вкус, любовь к утонченному, почти миниатюрному искусству определенной части царских иконописцев, творчество которых именно из-за данного обстоятельства, зависевшего от избирательного интереса коллекционеров, получило название «строгановской школы».

Эти изысканные произведения, преимущественно иконы-«пядницы», могли находиться и в строгановских «иконных горницах» и, несомненно, в Благовещенском соборе Сольвычегодска, откуда в 1820-х годах большое количество таких икон было выкуплено старообрядцами.

В качестве последнего штриха в беглом, пунктирном обзоре тех явлений русской средневековой истории, которые можно считать прообразами будущего коллекционирования иконописи, можно назвать Образнýю (то есть хранящую образá, иконы) палату Московского Кремля, существовавшую по меньшей мере с середины XVII века. Помимо различных предметов церковного убранства, в том числе шитья, Опись 1669 года указывает там около трех тысяч икон. В какой-то мере палата служила действительно музеем - историческим, поскольку там хранились кое-какие ветхие иконы, и «дипломатическим», поскольку там находились посольские дары (иконы, поднесенные посольствами из Грузии, Палестины, Греции и славянских стран на Балканах, а также подношения из монастырей Афона). Но значительная часть содержавшихся там икон предназначалась для подарков, храмовых и монастырских вкладов, то есть вовсе не для музейного хранения.

Отношение к иконе как предмету благочестивого почитания, памятнику древности, святыне, носительнице иконографической традиции, и лишь в некоторой мере - как произведению искусства, объекту эстетического восприятия сохраняется и в XVIII веке, а в значительной степени и в XIX столетии. Реформы Петра I, огромные изменения в культуре России, собирательская деятельность Екатерины II, сложение коллекций Эрмитажа не оказали воздействия на отношение к русской иконописи. Она занимала совсем особую нишу национальной культуры, так что коллекционирование икон, хотя и развивавшееся в тот период, носило специфический характер.

Наибольший размах приобрела собирательская деятельность старообрядцев. Противники церковной реформы патриарха Никона, они выступали против создававшихся по новым правилам икон, были сторонниками «древлего благочестия», организовали собственное иконописание и активно собирали дониконовскую иконопись. Наибольшей популярностью пользовались у них иконы «строгановской школы» и сходные с ними произведения тонкого, мелкого, изысканного письма. Эти иконы поступали в храмы старообрядческих общин разных толков, а также в многочисленные молельни. В домах купцов, среди которых было много старообрядцев, моленные комнаты были богато убраны драгоценными иконами. Старообрядцы умели различать нюансы иконописи, выделяя отдельные «письма» («новгородские», «тихвинские», «корсунские», «фряжские» и т.п.), которые, как потом выяснилось, далеко не всегда имели отношение к реальности, тем более что основная часть древних икон была к XVII-XIX векам покрыта поновлениями и потемневшим покровным лаком - олифой.

Замечательным свойством тех старообрядцев, которые являлись ценителями древних икон, было умение не распознать только древность и иконографические особенности изображений, но и проникнуться их настроением, красотой их живописи. Выразительно написал об этом в 1866 году Ф.И. Буслаев: «У нас довольно распространено мнение, будто русские иконопочитатели не умеют иначе относиться к иконам как только с молитвенным благоговением, которое до того застилает глаза каким-то мистическим туманом, что они уже не видят внешних очертаний иконы и что, следовательно, искусство совершенно исчезает для них перед чарующею силою религиозного обаяния. Кто имел случай посещать некоторые из лучших молелен, тот не только не будет разделять этого предрассудка, но останется с полным убеждением, что устроители этих благочестивых коллекций вместе и отличные знатоки нашей иконописной старины и что они относятся к ней с особого рода художественным тактом. Они знают поименно лучших мастеров строгановского или новгородского письма и не щадят денег на приобретение иконы какого-нибудь знаменитого мастера и, благоговея перед нею как перед святынею, вместе с тем умеют объяснить себе и ее художественные достоинства, так что технические и археологические замечания их могут дать полезный материал для истории русского церковного искусства. Мне случалось бывать во многих из московских молелен, и всегда выносил я из них самое отрадное впечатление, внушенное той свежестью художественного воодушевления, с которым их благочестивые владельцы относятся к собранным ими сокровищам. Они снимают иконы с их мест на стене, чтоб лучше рассмотреть все подробности исполнения или разобрать на них древнюю надпись; излагают свои мнения о времени происхождения и характере письма, входят в интересные споры, если случится при этом знаток дела; так что молельня превращается на некоторое время в самую оригинальную коллекцию памятников искусства, а ее набожный хозяин в опытного хранителя этой художественной коллекции» .

И приведенная характеристика выдающегося русского ученого, и опыт общения с теми старообрядцами-собирателями, которые дожили почти до наших дней, но успели в молодости вдохнуть атмосферу старообрядческого быта XIX века, позволяют понять, что описанный подход к иконам не имел ничего общего с современным искусствоведением, которое рассматривает в произведении, будь то икона или картина Нового времени, определенную систему художественных средств. Знаточество старообрядцев, как и их эстетическое восприятие, были рождены именно миром русской иконописи. Можно предположить, что в среде старообрядцев сохранялись и развивались те традиции отношения к иконам, которые просматриваются в Древней Руси, например, в приведенных оценках икон в Иосифово-Волоколамском монастыре или в оркружении Строгановых.

Многие произведения из старообрядческих собраний впоследствии вошли, непосредственно или через промежуточные звенья, в коллекции крупных государственных музеев или в частные коллекции, существующие в наши дни. Вполне вероятно, например, что три иконы «строгановской школы» в собрании М.Е. Елизаветина, отличающиеся исключительно высоким художественным уровнем, какое-то время находились у старообрядцев.

В XIX веке в России складывается и «историческое» собирательство, когда коллекционер приобретает различного рода памятники старины исходя не из их конфессиональной принадлежности, а из их отношения к истории России.

В первой половине столетия особого внимания заслуживает деятельность М.П. Погодина, знаменитого историка и собирателя древностей. В его пестрой коллекции находились и выдающиеся древние иконы, часть которых впоследствии очутилась в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX века, когда усиливается тяга к познанию национальной истории, а также к изучению Средневековья, основываются нацеленные на это государственные музеи (например, в 1883 году - Исторический музей в Москве, в 1896 году - Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге), а также музеи и «древлехранилища» в некоторых древних русских городах - губернских и уездных, в том числе музеи епархиальные.

Продолжается и расширяется частное коллекционирование, причем, наряду с коллекциями широкого профиля (например, графа А.С. Уварова, образованного купца П.И. Щукина), складываются собрания собственно иконные (например, Н.М. Постникова, И.Л. Силина - деда сотрудницы Третьяковской галереи Н.Е. Мнёвой, которая стала одним из авторов иконного каталога галереи 1963 года, С.Т. Большакова, небольшая иконная коллекция П.М. Третьякова, которая вместе со всем его собранием живописи легла в основу Третьяковской галереи).

В начале ХХ века в отношении к древнерусской иконописи происходит глубочайший переворот, обусловленный в основном двумя факторами. В результате русской революции 1905-1907 годов старообрядцы получили право возводить собственные храмы. Это потребовало большого количества икон для их убранства. Между тем приверженцы старой веры обладали значительными иконными собраниями, а также располагали и кадрами иконописцев-реставраторов, умевших не только писать и поновлять иконы, но и удалять с них слои поновлений и потемневшую олифу, раскрывая первоначальную живопись. Результаты раскрытий были представлены на выставках, из которых наибольший резонанс получила упомянутая в начале данного очерка Выставка древнерусского искусства, состоявшаяся в 1913 году в Москве. На ней были представлены не только миниатюрные иконы «строгановской школы» с их сдержанным колоритом, строящимся главным образом на оливковых оттенках, но и произведения XV-XVI веков, в том числе новгородские, поражающие лаконичной выразительностью линий и сиянием широких и ярких цветовых плоскостей (например, поясной «Илия Пророк» XV века из собрания И.С. Остроухова, ныне в Третьяковской галерее). Трудно сказать, произвели ли бы эти открытия такое впечатление, будь они сделаны на век или даже на полвека ранее. Но открытие древней русской иконы совпало с новыми тенденциями в культуре начала ХХ века, с рождением невиданных ранее художественных направлений, торжеством искусства Анри Матисса, русских художников группы «Бубновый валет» и других.

Коллекционирование икон приобрело новый характер. Теперь оно диктовалось уже не только интересом к свидетельствам национальной истории, а художественными вкусами, эстетическими пристрастиями. Появляются собиратели нового типа, ставящие во главу угла красоту, яркость, художественную выразительность древней иконописи.

В Москве самыми значительными собраниями такого рода стали коллекции И.С. Остроухова, который и сам был выдающимся художником-пейзажистом, и А.В. Морозова (впоследствии обе вошли в собрание Третьяковской галереи). В Санкт-Петербурге на первом месте стоит коллекция видного историка и палеографа Н.П. Лихачёва, в 1913 году приобретенная Русским музеем.

Описанный поворот сыграл поистине судьбоносную роль как в направленности коллекционирования, так и в самом отношении к русской иконописи, обусловил осознание ее значительного места в истории не только национальной, но и мировой культуры.

События 1917 года резко изменили культурную жизнь страны, в том числе музейную. Отделение Церкви от государства повлекло за собой изъятие из центральных и провинциальных храмов множества древних икон, их раскрытие в Центральных государственных реставрационных мастерских (первое время существовавших при Народном комиссариате просвещения) под руководством известных деятелей культуры И.Э. Грабаря и А.И. Анисимова. Помещенные в музеи, эти иконы стали доступны для широкого круга посетителей, интересующихся древнерусской культурой. Были открыты важнейшие пласты русской иконописи, до той поры почти неизвестные: сначала домонгольские иконы, а в 1930-х годах - псковская школа иконописи. Небывало выросли собрания и экспозиции икон не только в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда, но и в древних русских городах - Новгороде и Пскове, Ростове и Ярославле, Вологде и Костроме, и других.

Вместе с тем советская идеология навязывала отрицательное отношение к иконе как к искусству религиозному, «опиуму для народа», что особенно проявилось с конца 1920-х и более всего в 1930-х годах. Правительство, стремясь найти средства для индустриализации страны, продавало на Запад, как известно, шедевры западноевропейского искусства из коллекции Эрмитажа и бурно торговало иконами с целью выручить валюту. Сам уклад советской жизни исключал или, во всяком случае, крайне затруднял развитие частной инициативы, в том числе коллекционирование. Зато собирание русских икон стало интенсивно разворачиваться на Западе. Их известность там значительно возросла в результате выставки древнерусской иконописи, включавшей новооткрытые иконы и показанной в 1929-1933 годах в Германии, Австрии, Великобритании и США. В результате покупок в США и европейских странах сложились замечательные иконные коллекции, причем некоторые из них были приобретены или получены в дар государственными или муниципальными музеями, среди которых следует особо выделить Национальный музей в Стокгольме и Музей икон в Реклингхаузене (Германия).

Если в 1920-1930-е годы, а также после Второй мировой войны, в 1940-1950-е годы, музейное собирание и раскрытие икон в СССР все же развивалось, пусть и неровно, скачкообразно, то частное собирательство было сведено к минимуму. Оно допускалось лишь для немногих: преимущественно для некоторых известных художников, артистов, врачей, архитекторов. Из коллекционеров этого времени можно, в качестве наиболее выразительных примеров, упомянуть известных художников П.Д. Корина и семейную пару - Т.А Маврину и Н.В. Кузьмина. Замечено, что коллекции этих лет состояли преимущественно из тех икон, которые были известны и раньше и когда-то находились в дореволюционных собраниях (принадлежавших, например, А.И. Анисимову, В.М. Васнецову).

Коллекция М.Е. Елизаветина отражает другие, более поздние этапы собирания и изучения древнерусской иконописи. В конце 1950-х годов, в период «хрущёвской оттепели», когда в СССР изменились многие идеологические параметры, в стране усилился интерес к мировой и национальной культуре в ее разнообразных проявлениях, допускавших не только пресловутый «реализм». На протяжении 1960-1970-х годов возрастает внимание к русскому средневековому искусству, к культуре Византии, публикуются книги и сборники по этой тематике, тиражи которых расходятся мгновенно. С другой стороны, отрицательное отношение официальных властей к религии, закрытие многих храмов (хрущёвский указ 1963 года), в том числе в маленьких провинциальных городках и удаленных селах, приводило к гибели церковного убранства, когда церкви и часовни стояли открытыми настежь, а иконы и книги валялись на земле, покрытые голубиным пометом. Противоречивость и драматизм ситуации усугублялись тем, что некоторые государственные музеи стремились развить активную деятельность по обследованию этих брошенных храмов, по учету и вывозу хотя бы древних произведений, но одновременно в эти старинные места устремились и сотни поклонников русской древности, а среди них встречались не только бескорыстные патриоты, но и алчные «охотники», причем одни из них хотели собрать коллекцию для собственного престижа, другие - заработать на продаже.

В парадоксальности тогдашней ситуации мог неоднократно убедиться один из авторов этих строк, наблюдая, как сотрудники Русского музея, а также Музеев изобразительных искусств Карелии и Архангельска, передвигаясь по трудно проходимым северным краям в резиновых сапогах, с рюкзаками, то и дело сталкивались на узких тропинках с индивидуальными любителями старины, рюкзаки которых бывали крепче, дороже и вместительнее, а кошельки - намного толще.

Так или иначе, в этот период необычайно возрос фонд древнерусских икон. Часть из них оказалась в крупных музеях Москвы (не очень много - в Третьяковской галерее, значительно больше - в Музее имени Андрея Рублёва) и Ленинграда (в Эрмитаже, в Русском музее), а наибольшая часть - в областных и республиканских музеях, особенно на Севере (в Архангельске, Петрозаводске, Вологде). Коллекции некоторых местных музеев увеличились едва ли не вдвое. Другая сторона процесса - фантастический рост частных собраний. Неоднозначная история страны в 1950-1980-х годах, крайняя юридическая сомнительность частного собирательства из заброшенных, но все-таки не «ничейных» церквей не остановили напора и азарта коллекционеров и обслуживавших их «дилеров». Многие иконы были переправлены за границу, поступали на аукционы, оседали в тамошних коллекциях, иногда возвращались в Россию. Следует признать, что мы имели дело с важнейшим и еще не оцененным по заслугам этапом формирования корпуса памятников русской иконописи, этапом, который сравним по своему масштабу с 1920-ми годами.

Наиболее видные частные собрания русской иконописи, существующие в настоящее время, и прежде всего собрание М.Е. Елизаветина, не являются прямыми результатами вывоза «с мест», входящие в них иконы успели неоднократно поменять владельцев, прежде чем осесть в современных собраниях. Если иконы, вновь поступившие в музеи, имеют свои «паспорта» с точными сведениями о вывозе из того или иного села и храма, то памятники в частных собраниях в большинстве случаев эти сведения утратили. Рассмотрение современных крупных иконных коллекций позволяет заметить еще одну их особенность. К произведениям сравнительно недавнего вывоза добавляются иконы, с давних пор попавшие в отечественные частные коллекции и медленно мигрирующие из одной в другую, а иногда и те произведения, которые еще в 1920-1930-х годах были проданы в частные руки за рубеж и несут следы старинной реставрации первой трети XX века.

Несмотря на активный рост частных коллекций уже в 1960-1980-х годах, их широкое общественное признание формировалось медленно. Первой ласточкой этого процесса стала выставка, устроенная в 1974 году в Музее имени Андрея Рублёва в Москве. Своей полноты это признание достигло лишь в 1990-2000-х годах, в условиях крупных политических и идеологических перемен в стране. Свидетельством нового отношения к частным коллекциям, знаком их общественной легализации стали разнообразные выставки внутри страны и за рубежом, из которых самые представительные были устроены в том же Музее имени Андрея Рублёва в 2004 и 2007 годах. Одной из важных культурных функций частных коллекций стало возвращение икон, когда-то, в разные периоды, вывезенных за рубеж. По существу, мы имеем дело с их выкупом. Именно этот лейтмотив имела выставка «Возвращенное достояние», организованная в 2008 году в Третьяковской галерее. На двух последних из названных выставок были представлены интереснейшие произведения из коллекции М.Е. Елизаветина, которая именно в этот период, во второй половине 2000-х годов, стала активно расти, получая определенную и продуманную структуру.

Как соотносятся между собой, с одной стороны, современные научные подходы к изучению русской иконописи, а с другой - необычайно возросший фонд икон в государственных и частных собраниях? Наблюдающееся в наше время стремление рассматривать русское средневековое искусство в рамках византийской и позднесредневековой православной культуры, в сопоставлении с европейским художественным миром, как можно заключить, не связано с процессом собирания памятников, тем более что среди них очень мало произведений «византийского» периода. Однако другие научные тенденции явно перекликаются с описанным собирательским процессом. Это прежде всего гораздо более глубокое, чем прежде, более дифференцированное и внимательное отношение к изучению местных художественных центров, например, Ростова и Мурома, Вологды и Костромы, и других. Вновь поступающие из этих краев иконы по-иному освещают и ранее собранные памятники. В результате обогащаются наши представления о художественном развитии многочисленных русских регионов. Кроме того, чрезвычайно расширились хронологические рамки изучения русской иконописи. Теперь это уже не только произведения древнерусского, средневекового периода - по XVII век включительно, но и иконопись XVIII - начала XX века. В основе этого знания лежит, разумеется, новый интерес к религиозному искусству России в целом. Но не последнюю роль играют и новые коллекции, содержащие произведения этого художественного пласта. Собрание М.Е. Елизаветина как раз и является одной из тех коллекций, которые дают серьезный толчок для развития перечисленных новых научных подходов - к изучению местных русских художественных центров и иконописи Нового времени.

Всего комментариев: 0

Для антикваров и собирателей иконописи интерес представляют старинные иконы 17, 18, 19 и начала 20-го веков. Наряду с иконами 18 - 19 века, отдельно, спрос имеют оклады икон. Оценочная стоимость оклада, инкрустированных драгоценными камнями, порою, превосходит стоимость самой иконы.

Стоимость иконы 18 - 19 века: оценка онлайн по фото

Ответы на часто задаваемые вопросы

Интересны ли вам современные иконы из металла, продаваемые в церковных лавках?

Нет. Данные произведения, на наш взгляд, не имеют и никогда не будут иметь никакой антикварной ценности.

Интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером?

Данные произведения прикладного творчества имеют высокую эстетическую значимость, хороши как подарок, но антикварной ценности, на наш взгляд, не представляют

Покупаете ли вы новодельные иконы, качественно выполненные копии икон?

Направление нашей деятельности: комиссионная торговля антиквариатом. Куда входит: бесплатная оценка старинных предметов, скупка, помощь в продаже, консультации. И в первую очередь, мы дорожим своей репутацией. Копии шедевров древности не интересуют наших клиентов, а, соответственно, и нас.

Чем скупка иконы в антикварном салоне отличается от скупки "у метро"

  • Основное правило цено-образования скупки : чем серьезней и авторитетней антикварный магазин, тем серьезней клиент (покупатель). Чем шире круг серьезных покупателей, тем дороже может себе позволить закупать магазин предметы антиквариата у населения. Чем дороже цена скупки старинной иконы, тем выгоднее, непосредственно, Вам продать её в антикварный магазин.
  • Очевидно, лишь взгляд эксперта-антиквара способен увидеть в иконе шедевр античной древности и назначить цену как за произведение искусства, а не "за тысячу".
  • В возможности выставить на комиссию по более высокой стоимости.
  • Велика вероятность, что икона, признанная антикварной, начнет свое шествие по музеям и выставкам, радуя глаз миллионов, а Вы получите серьезный капитал для улучшения жизни
  • Широчайшая аудитория коллекционеров иконописи среди клиентов нашего салона, позволяет назначать превосходящую цену покупки, будучи уверенными, что икона быстро найдёт своего нового заботливого владельца.
  • Безопасность: возможность, по окончании сделки, перечислить крупную сумму на карту, не покидая помещения.

Можно ли продавать старинную икону?

Если Вы не приверженец религиозных обрядов и энергетическая взаимосвязь с иконой отсутствует, как таковая - не стоит терзать себя сомнением. Пусть атрибут веры послужит тем, кому он действительно важен. А деньги, вырученные от продажи пусть послужат во благо Вам и Ваших близких.

Бесплатный вызов оценщика икон

В устной беседе, с Ваших слов мы понимаем, что старинная икона 18 - 19 века нам весьма интересна. Для принятия решения о приобретении, как в случае с любым антикварным предметом, требуется визуальный, детальный осмотр. У Вас нет ни времени, ни возможности путешествовать со старинной иконой в центр Москвы чтобы продать максимально дорого.

Смело объявите о своем желании видеть эксперта по иконописи у себя дома (офис, кафе). По обоюдной договоренности, к Вам будет отправлен оценщик антиквариата из числа штатных сотрудников Мосгорскупки. Решающее слово о месте и времени встречи - за Вами.

Прием икон 18 - 19 века на комиссию

В ситуации когда цена, предложенная в скупке, Вас не устраивает, в салоне всегда готовы пойти Вам навстречу и поставить Ваш шедевр на комиссию. Учитывая ежедневный объем посетителей нашего салона на Арбате, античная икона долго не задерживается на витрине, если на неё назначена адекватная цена.

Посредническая деятельность

Антикварный салон "МосГорСкупка" на протяжении 12 лет сотрудничает с российскими и зарубежными коллекционерами, антикварными выставками и музеями, является непосредственным участником ежегодных выставок антиквариата в Москве. Многие из предметов, обладающие значимой художественной или исторической ценностью, украшают большие коллекции известных ценителей иконописи. При намерении продать целиком коллекцию икон, кладней, мы можем связать Вас с покупателями в лице знаменитых антикваров, Российских и Европейских музейных домов.

Оплата

Оплата производится незамедлительно после соглашения сторон о взаимовыгодной цене предмета. Соглашение о приобретении предмета следует после визуального осмотра и экспертной оценки в стенах нашего салона или по месту встречи (если клиент заказал услугу "выезд оценщика на дом, в офис, в область). Оплата производится наличными, или переводом на счёт клиента.

Безопасность

Крупная сумма наличных денег может быть перечислена на платежную карту в Вашем присутствии.

Если Вы не в Москве

Информация для жителей Центрального Федерального округа, Урала, полуострова Крым и республики Беларусь.

Вы проживаете не в Москве, но цена скупки в Московских ломбардах оказалась значительно выше, нежели в Вашем городе.
Свяжитесь с региональным менеджером Мосгорскупки. Во всех обозначенных округах имеются наши представительства. Если вещь действительно стоящая и цена устраивает обе стороны, Мосгорскупка приедет к Вам.

Предлагаем Вам кратко ознакомится какие старинные иконы составляют материальную ценность, а какие только духовную. Смело утверждать, что стоимость иконы не большая или наоборот слишком дорогая цена - практически не возможно. Так как это больше вопрос коллекционеров и восприятия.

Но есть такие факторы, которые критично влияют на цену старинной иконы:

Размер. Ту все просто, при сравнение двух максимально похожих икон (век написания, школа написания, состояние, материал), то чем икона меньше, тем икона дешевле при продаже.

Материал. Сейчас достаточно часто встречаются: иконы на дереве, икона на металле, икона на дереве но с металлическим окладом, икона на холсте, икона из глины (слоновой кости и другого подобного материала). Какие же иконы при продаже будут дороже:

Иконы на дереве

Это самые популярные иконы. Иконы могут быть написаны маслом, специальными красками. Самые великие мастера (Рублев, Семенов и д.р.) писали именно такие иконы. Но при этом есть еще не известные мастера (их часто называют деревенскими), работы таких мастеров как правило дорого не стоят. Зато продать икону на дереве известного мастера очень легко и просто.


Иконы на металле

Самый массовый период изготовления таких икон был в 19 (XIX) веке. Основная задача была обеспечить людей красивыми иконами с дорогим сюжетом, но дешевой стоимостью. Такой вид икон считается не дорогим, но востребованным. Дом антиквара занимается скупкой старинных икон на металле.


Иконы на холсте

Старинная икона написанная на холсте стоит у истоков иконописи, только потом уже стали писать иконы на обработанных деревянных дощечках. На холсте можно встретить написания таких образов как Божья Матерь, Иисуса, Богородицы, Николая Чудотворца, Праздники и много других. К сожалению сейчас иконы на холсте ценятся все меньше и не пользуются популярностью среди коллекционеров, но они СТОЯТ ДЕНЕГ и их можно продать в наш антикварный салон.


Иконы из глины (слоновой кости и другого подобного материала)

Редкие иконы, встречаются очень редко и практически не пользуются популярностью, если только это не работа известного мастера.

4 сентября 2018 года в Москве в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса ». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представил уникальную коллекцию икон, которую он собирал в течение 20 лет.

На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи и графики XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и ни разу не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса, эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.

Выставка обладает высокой репрезентативностью. Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты, которые работали в ее традициях; иконописцев XVIII в.; с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.

Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.

На выставке в соответствии с историко-стилистическим принципом сформированы следующие разделы:

I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI-XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII-XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.

II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.

III. По канонам древнего благочестия . В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII-XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.

IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово-Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.

Торжественное открытие выставки посетили многочисленные журналисты, представители музейного сообщества, гости и друзья самого Григория Лепса. Религиозные деятели были представлены руководством Русской Православной старообрядческой Церкви в лице участников Совета Митрополии, проходящего в эти дни в Москве.

К участникам события обратился предстоятель РПсЦ митрополит (Титов):

Дорогие друзья, я рад приветствовать собравшихся и отметить, что сегодня для нас, особенно для старообрядцев, для тех, кто хранит обычаи, культуру, идеалы древней святой Руси, примечательное событие — выставка икон из собрания Григория Лепса. Это не просто собрание икон и древностей. Это прикосновение к живоносному источнику, к той немерцаемой красоте, отличавшей святую Русь. Когда я познакомился с Григорием Лепсом, он, приглашая меня осмотреть его коллекцию, отметил, что для него действительно важно, чтобы именно старообрядцы, которые сохраняли эти древние культурные и духовные ценности порой ценой своей жизни, смогли по достоинству оценить его собрание.

Выступая на открытии выставки, директор музея Алексей Константинович Левыкин обратил внимание, что экспозиция позволяет проследить и тенденции развития нашей культуры, в том числе и с точки зрения ретроспективы. Он поблагодарил всех участников выставочного проекта: в первую очередь самого Григория Викторовича Лепса и его команду, а также сотрудников Исторического музея, куратора выставки Е. М. Юхименко, художника выставки Ф. Ю. Талыбова, всех, кто работал над ее созданием.

Куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко подчеркнула многогранность коллекции, заявив, что здесь можно увидеть широкий спектр исторических, культурологических вопросов.

Елена Михайловна отметила:

Прежде всего, это продолжение традиций собирательства, которые, слава Богу, живы и в наши дни, есть такая возможность. Это история русской иконописи, представленная здесь в своих лучших образцах; это и старообрядческая культура; это и глубинная связь с литературой, отражающаяся в названии выставки «Предивное художество», — так Н. С. Лесков, известный знаток русской старины, сказал об иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел».

По этому рассказу, мне кажется, все люди и представляют, что такое русская иконопись. Так вот, Н. С. Лесков был лично знаком и тесно общался с двумя иконописцами: с петербургским Никитой Рачейсковым и московским мастером Николаем Силачевым. Именно у них он подолгу проводил время и видел труд иконописца. Две иконы иконописца Николая Силачева представлены на этой выставке. Эти иконы, несмотря на то, что они были не так давно написаны, в 60-70-е годы XIX века, — тоже очень большая редкость. Лесков в свое время, особенно подчеркивая мастерство этих двух иконописцев, говорил о том, что надо устроить выставку их работ.

Сейчас, к сожалению, оставшиеся работы этих мастеров исчисляются просто единицами: работ Силачева известно 5, из них 2 находятся в собрании Григория Викторовича, и всего лишь две иконы Рачейскова.

Мне кажется, что собирательство в широком значении этого слова можно только приветствовать, потому что только такие целеустремленные люди могут собрать такую замечательную коллекцию.

Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс , общаясь с журналистами, ответил на ряд вопросов. Он в частности рассказал о стоимости самого дешевого и самого дорогого экспоната, а также ответил на вопросы о собственном отношении к религии:

Я спать не лягу, пока не помолюсь, я из дому не выйду, пока не помолюсь.

Абсолютно все экспонаты хранятся у артиста в загородном доме. На вопрос о безопасности своей коллекции (оценочная стоимость примерно 25-35 млн долларов) певец ответил следующим образом:

Нет никакой особой охраны. Я сомневаюсь, что можно украсть. Не потому что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены, все знают, что это мои иконы. Вышла книга, правда, там уже больше икон. Куда они их продадут-то? Бог накажет.

Более 20 лет Григорий Лепс собирал эту коллекцию. Певец подчеркнул, что он не эксперт по иконописи или искусствовед, а любитель, поэтому иконы выбирал из принципа «нравится или нет»:

Я выбираю те иконы, которые мне приходятся по душе, так же, как и песни для своего репертуара.

За один ценный триптих Лепс отдал свою машину «Ауди-А8» с тремя телевизорами и двумя холодильниками:

Прошло уже 15 лет, машина сгнила, а иконы будут стоять тысячу лет.

На вопрос журналистов о чудесах артист ответил следующим образом:

Одна икона была мироточащей, я подарил ее другу. Чудеса каждый день случаются, проснулся — чудо. Концерт удачно прошел — чудо. Новый ребенок родился — чудо. Экономика в гору пошла — чудеса!

Свою коллекцию Григорий Викторович намерен пополнять. Теперь он планирует вернуть из Англии образ, который когда-то вывезли большевики из царской ризницы стоимостью в 1 миллион фунтов. Лепс так высказался об этой иконе: «Великолепный образ Николы угодника, подобный которому я еще не встречал. Вообще при большевиках было продано или уничтожено до 70-80 % существовавших до революции икон ».

Коллекционер признался, что одну из икон заберет с собой в могилу:

Одну из них я заберу с собой, какую — не скажу, очень дорогой предмет, я пообещал человеку, который мне ее подарил, что я обязательно возьму ее с собой.

Говоря о старообрядцах, Григорий Лепс отметил, что они сохранили свою веру и древнерусскую культуру, невзирая на гонения, на то, что их сжигали на кострах.

Я сомневаюсь, что в современном мире кто-нибудь способен на такое.

Он также подчеркнул особую значимость иконописного собрания Рогожского кладбища для всей русской культуры.

Меня ударило током, когда я впервые оказался в старообрядческих храмах Рогожского. Трудно было представить, какие иконописцы могли создать такие шедевры.

Также Лепсу задали вопрос, не хочет ли он передать иконы церковной общине, на что певец ответил:

Нет. Несколько моих друзей так поступили, и теперь не могут найти следов этих икон. Пока я жив, это собрание будет оставаться моей собственностью.

Специально для нашего сайта куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко прокомментировала выставку.

Чем оригинальна данная выставка и чем отличается она от других событий такого рода?

Подобных масштабных выставок икон давно не проводится. Данное мероприятие очень крупное, выделяющееся среди иконных выставок, проходящих в последние годы. Здесь, во-первых, подлинные экспонаты высочайшего художественного достоинства. Дается достаточно адекватное представление об истории иконописи вообще, о старообрядческой в особенности. Половина икон, находящихся на выставке, — старообрядческие.

Среди старообрядческих иконописных центров здесь представлены не только Выг, но и Москва, иконописные мастерские поморцев, филипповцев, федосеевцев, именно Краузова, Силачева, редкая старообрядческая иконография.

Экспонаты представлены особым образом. Сперва идет древняя часть, дальше новые традиции от Оружейной палаты, а напротив нее как раз старообрядческие памятники. Любой человек может увидеть разницу между Оружейной палатой и старообрядческими иконами. Как бы мы высоко ни ценили искусство предметов Оружейной палаты, но очевидна существенная разница между живоподобным письмом и письмом по старинным образцам.

Одно время в отечественном и советском искусствоведении считалось, что старообрядческая икона как бы вторична. Сейчас наука продвинулась вперед, проходят такие выставки, открываются новые памятники. Есть ли какое-то переосмысление, что старообрядческая икона, действительно, совершенно особое яркое явление, а не просто жалкое, бледное подобие дораскольной иконы?

Мне кажется, что признание старообрядческой иконы в качестве самостоятельного и яркого явления стало общим местом всех научных работ. Уже никто с презрением о старообрядческой иконописи не пишет, наоборот, ее постоянно представляют, и заслуженно, потому что эти иконы тончайшего письма и искусной работы. Это не богомазы какие-то писали, не народные иконы. Все памятники являются высокохудожественными.

А будет издаваться какой-то каталог или альбом?

Альбом 2012 года представлен на выставке, в нем находятся изображения 150 икон, как раз коллекция на то время, а здесь уже 204 памятника.