Вызывают на допрос. Вызывают на допрос Что означает ст 90 налогового кодекса

18.03.2024

Статья 90. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика ().

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. , можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;

б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);

в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:

— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);

— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;

г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;

д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;

— нотариусы;

— аудиторы;

— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 .

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля (действующая редакция)

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 90 НК РФ

Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств. Анализ части 1 статьи 69 ГПК РФ, части 3 статьи 56 АПК РФ, части 2 статьи 25.6 КоАП РФ и части 1 статьи 79 УПК РФ позволяет отметить, что в приведенных дефинициях о показаниях говорится либо как о сведениях об обстоятельствах дела, либо как о сообщении об этих обстоятельствах.

Применительно к налоговому контролю "обстоятельства дела" необходимо понимать широко, а именно как деятельность должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль в формах: налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В процессуальной науке и правоприменительной практике институт свидетельских показаний имеет особую значимость, однако в нормах НК РФ по-прежнему находит лишь поверхностное отражение. Это подтверждается, в частности, отсутствием в статье 90 НК РФ указания на процедуру вызова свидетеля. Вместе с тем в письме ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо ФНС России N АС-4-2/12837) указано, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Однако до сих пор не разрешен вопрос о том, кто из должностных лиц уполномочен на подписание такой повестки. В письме ФНС России N АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);

О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

О месте проведения допроса.

В соответствии с комментируемой статьей свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Первоочередным является определение понятия "информация". В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также отмечаем необходимость разграничения между собой понятий "свидетель" и "показания свидетеля" ("свидетельские показания").

Свидетель с доказательственной точки зрения является источником сведений о фактах, то есть источником доказательств. В то же время свидетель выступает в качестве личности, обладающей определенным правовым статусом, что позволяет признавать такового в качестве лица, участвующего в силу прямого указания НК РФ в мероприятиях налогового контроля. В свою очередь, показания свидетеля - это устное сообщение юридически незаинтересованным лицом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля, о которых оно осведомлено. В отличие от процессуальных кодексов НК РФ не устанавливает обязанность свидетеля указать источник своей осведомленности, что в полной мере соответствует легальному определению понятия "информация" из ФЗ N 149. Допрос свидетелей является единственным законным способом получения свидетельских показаний. НК РФ четко указывает на необходимость занесения показаний свидетеля в протокол, форма которого приведена в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.

В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил две группы лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.

К первой группе относятся лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Такой подход является общеправовым и нашел свое отражение в судебной практике еще до принятия и введения в действие первой части НК РФ. Так, в приговоре Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 1997 года по уголовному делу Л.Д. Шмидт отмечается: "...Судебная коллегия отмечает, что показания малолетнего (пятилетнего. - Прим. автора) сына не могут быть использованы для обоснования виновности его матери по смыслу части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Даже если бы М.А. Пасько разъяснялось его право не свидетельствовать против Л.Д. Шмидт, чего в данном случае сделано не было, его малолетство лишило его возможности воспользоваться своим конституционным правом хранить молчание и даже осознать такое право. Таким образом, Судебная коллегия считает использование против близкого родственника показаний малолетнего свидетеля недопустимым с правовой точки зрения, что служит дополнительным аргументом для признания показаний М.А. Пасько не имеющими юридической силы".90 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали их надлежащими доказательствами по делу...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-392/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Оценив конкретные фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о том, что оснований не доверять свидетельским показаниям лиц, допрошенных с соблюдением положений статей 90 и 99 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется. Нарушений судами норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора, коллегией судей не усматривается...

  • +Еще...

    1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
    2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
    1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
    2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
    3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

    5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

    Комментарий к статье 90 НК РФ

    Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

    Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

    Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

    Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

    Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

    НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

    Данный вывод изложен в Письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

    НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

    В связи с этим данный вопрос является спорным.

    ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

    Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

    А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

    Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

    Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

    Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

    При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

    На это указала ФНС России в Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

    Минфин России в Письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

    ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

    Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

    В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

    Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

    Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

    Учитывая, что предусмотренный главой 7 АПК РФ "Доказательства и доказывание" перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, налогоплательщик о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял, судебная коллегия посчитала необходимым оценить указанные показания в числе других имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

    Суд первой инстанции отметил, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением действующего законодательства. Налогоплательщик является проверяемым лицом, в то время как допрошен он был в качестве свидетеля. Налоговое законодательство не предусматривает возможности вызова в качестве свидетеля самого проверяемого налогоплательщика. Получение показаний от налогоплательщика противоречит статье 51 Конституции РФ, закрепляющей положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

    При оформлении показаний физического лица протоколом допроса ему не разъяснены права, предусмотренные законодательством (в том числе право на отказ от дачи показаний в отношении самого себя), что является нарушением пункта 1 статьи 51 Конституции РФ, пункта 3 статьи 90 НК РФ. При этом в судебном заседании сам предприниматель не подтвердил сведения, изложенные в протоколе допроса.

    Указание статьи 90 НК РФ в протоколе допроса не может быть расценено в качестве разъяснения предпринимателю всех прав, предусмотренных законодательством. Кроме того, в названной статье отсутствует перечисление прав свидетеля по делу о налоговом правонарушении и содержится только указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Отсутствие в пункте 3 статьи 90 НК РФ конкретных законов, позволяющих свидетелю отказаться от дачи показаний, не освобождает налоговый орган об обязанности разъяснять свидетелю его право на такой отказ в силу наличия оснований, предусмотренных законодательством.

    ФАС Северо-Кавказского округа, признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол допроса является ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции РФ, исходил из того, что нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции РФ.

    Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции РФ, знание норм которой презюмируется.

    Отсутствие отметки о разъяснении свидетелям положений статьи 51 Конституции РФ само по себе не может являться основанием для принятия решения о недопустимости протокола допроса в качестве доказательств по делу.

    Объяснение свидетеля получено налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных действующим налоговым законодательством, и является допустимым доказательством по делу.

    Консультации и комментарии юристов по ст 90 НК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 90 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации: кого могут вызвать

    Согласно ст. 90 Налогового кодекса РФ, а именно первой части, соответствующие органы имеют право вызывать в качестве свидетеля любого гражданина . В юрисдикцию попадают и иностранцы, и подданные других государств, если им известны обстоятельства, играющие роль для инспекции. Это означает, что органы вправе вас опросить в подавляющем большинстве случаев. Но паниковать сразу не следует, поскольку не всегда контроль ФНС показывает, что нарушения действительно есть.

    В качестве свидетелей вызываются лица, незаинтересованные в исходе разбирательства.

    Статья 90 Налогового кодекса РФ: причины вызова

    Получили повестку с уведомлением, что вы должны явиться свидетелем? Речь пойдет о налоговом правонарушении. Его суть с большой вероятностью касается следующих вопросов:

    • занижения налоговой базы;
    • несоответствующего реальным показателям значения налоговой нагрузки;
    • несвоевременной уплаты налогов;
    • фальсификации отчетности.

    Обязаны ли вы явиться для дачи показаний? Согласно законодательству, не приходить нельзя. Зато вы имеете право не давать пояснений, если речь касается вас, близких родственников, мужа или жены.

    Не уверены в причинах вызова и опасаетесь, что дача показаний чревата неприятными последствиями? Вы имеете право настоять на присутствии юриста.

    Кого нельзя вызывать в налоговую по статье 90 НК РФ

    Хотя соответствующие органы вызывают все категории граждан, некоторые лица не могут выступать в качестве свидетелей. Вторая часть статьи уточняет, кто относится к их числу:

    1. От необходимости давать показания освобождаются лица, которые в силу возраста (дети) или особенностей здоровья не способны адекватно воспринимать и оценивать информацию , касающуюся налоговой деятельности. Подобный подход применяется во всей законодательной практике. Например, если свидетель страдает от ментальных расстройств, он не в состоянии осознать свое право сохранять молчание, не говоря о том, чтобы им воспользоваться.
    2. Если сведения о налоговой деятельности являются частью профессиональной тайны , вы можете отказаться от дачи показаний. В первую очередь этим правом пользуются адвокаты и аудиторы, сотрудничавшие с организацией или ИП.

    На практике играют роль и особенности конкретных ситуаций: границы становятся особенно размытыми, если свидетель - лицо с физическими или ментальными особенностями. По этой причине каждый случай рассматривается индивидуально.

    Права свидетеля при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса РФ

    Кодекс предусматривает не только обязанности, но и права вызываемого гражданина:

    1. Вы можете не явиться, если вас пригласили в устной беседе .
    2. Вы вправе обратиться к юристу или налоговому консультанту, разобрать с ним ситуацию и подготовиться к прохождению допроса. Метод поможет тем, кто в курсе причин вызова и заинтересован в том, чтобы правильно преподнести информацию фискальной службе.
    3. Закон не обязывает давать показания, если они пойдут во вред вам или близким родственникам . Сотрудник, проводящий допрос, должен сказать об этом праве в начале беседы. Но пользоваться возможностью следует осторожно, иначе вы дадите дознавателю подсказки, в каком направлении вести расследование. Полностью отказываться свидетельствовать также не стоит, иначе вас обвинят в преднамеренном сокрытии информации.
    4. После допроса и составления протокола вы имеете право ознакомиться с текстом . Читайте вдумчиво, убедившись, что ответы зафиксированы правильно, обращайте внимание на формулировки. По необходимости попросите внести изменения, объяснив, что именно хотели сказать.
    5. При даче показаний вы имеете право пользоваться письменными заметками .

    Существует мнение, что свидетелю должны выдавать на руки копию протокола, но оно не соответствует действительности. Этот документ предоставляется, если вы являетесь подозреваемым или обвиняемым. Выступаете свидетелем? Вам обязаны лишь дать бумагу для прочтения до того, как вы поставите подпись.

    Как проходит допрос в налоговой инспекции по статье 90

    Когда вы являетесь на дачу показаний, сотрудники соответствующей службы должны соблюдать принятый порядок действий. При их нарушении предоставленная информация не сможет помочь дальнейшему разбирательству.

    Где проходит допрос по статье 90 Налогового кодекса Российской Федерации

    В большинстве случаев процедура проводится в налоговой инспекции. Когда свидетель не может явиться из-за состояния здоровья, она проходит на дому: инспектор сам приезжает на место проживания гражданина.

    Предполагается, что на вызов вы не явитесь, и сотрудник налоговой задаст вопросы у вас дома? Важную роль в процессе играет неприкосновенность жилища. Вне зависимости от причин вызова, дознаватель не имеет права заходить в квартиру без вашего согласия. Если же вы не возражаете против дачи показаний у себя дома, то этот нюанс фиксируют в протоколе. Документ подпишете вы и 2 сотрудника налоговых органов.

    Кто проводит допрос по статье 90 НК Российской Федерации

    Задача взятия свидетельских показаний возлагается на сотрудника налоговой инспекции . Иногда при процессе присутствует и полицейский; в некоторых случаях он может сам провести допрос.

    Бывает, свидетель живет в одном городе, а налоговая инспекция, которая вызывает его для дачи показаний, находится в другом. В подобных случаях возможны исключения: вы не поедете в отдаленный населенный пункт, а дадите разъяснения в отделении по месту жительства.

    Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ

    Давать показания могут все, кто располагает информацией, имеющей отношение к делу. Исключением станут категории лиц, перечисленные выше. В остальном все равны: вызывать разрешается любого сотрудника организации, от охранника до директора. Инспекторы даже больше полагаются на информацию, полученную от рядовых рабочих: те не заинтересованы в исходе дела и не посвящены в финансовые схемы, которые организует администрация предприятия.

    Например, налоговая служба проверяет деятельность строительной фирмы. У той есть свои рабочие, но по бумагам для выполнения некоторых этапов привлекались субподрядчики. В подобных случаях есть смысл опрашивать не директора, а рядовых сотрудников. Ведь строители знают, были ли на объекте работники в другой фирменной одежде или просто незнакомый им персонал. Они не заинтересованы обманывать проверяющих; если же руководители проинструктируют рабочих, то заметить это будет легко.

    Обязательно ли являться по вызову, если вы ничего не знаете о сути дела? Согласно законодательству, неинформированность не является поводом игнорировать повестку.

    Как проходит допрос в налоговой службе, если вас вызвали по статье 90 Кодекса

    Процедура допроса свидетеля по статье 90 Налогового кодекса осуществляется следующим образом:

    1. Вы приходите к назначенному времени и предъявляете паспорт. По закону вы не обязаны это делать, но на практике сотрудник попросит подтвердить вашу личность. Если вы не собираетесь сразу идти на конфронтацию, предъявите документ.
    2. Когда дознаватель проверит паспортные данные, он приступит к заполнению протокола. В документе указываются ваши ФИО, дата рождения, сведения о месте работы и т. д. Бумага будет содержать информацию о причине, по которой вас побеспокоили, и сведения о присутствующих при процедуре лицах. Если сотрудники соответствующих служб делают аудио- или видеозапись, они должны вас предупредить и поставить пометку в протоколе.
    3. До начала процедуры вам объяснят права и предупредят об ответственности .
    4. После подготовки начинается опрос свидетеля . Вам зададут вопросы в устной форме и зафиксируют ответы.
    5. В заключение вы прочитаете протокол и поставите подпись.

    Сколько времени длится беседа, если вас вызвали по статье 90? Независимо от причин, по которым начали расследование, продолжительность допроса не регламентируется кодексом. На практике процедура в сложных случаях занимает 2-3 дня, но это не означает, что в ней не будет перерывов.

    Вызывают в налоговую по статье 90? Причиной наверняка стала налоговая проверка другого лица.

    Согласно законодательству, беседа с инспектором не должна занимать более 8 ч. в сутки. Предусмотрены и перерывы каждые 4 ч. , после чего вы отдохнете и перекусите. Что касается времени суток, то ночные допросы разрешаются лишь в исключительных случаях. Инспектор не имеет права задерживать вас физически, принуждать к ответам или заставлять прийти угрозами.

    Что учесть при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса: важные нюансы

    Налоговая вызывает в качестве свидетеля? Приходить неподготовленным не рекомендуется, поэтому узнайте, как работать с протоколом. Дело в том, что просто прочитать его недостаточно. Я приведу два случая, произошедшие лично со мной:

    1. При составлении протокола инспектор намеренно искажал ответы и использовал двусмысленные формулировки. Когда я ознакомился с документом, то указал на неточности и потребовал исправить. Но сотрудник налоговой только притворился, будто внес коррективы, и дал на подпись тот же текст. Я перечитал документ и настойчивее попросил сделать исправления.
    2. Во втором случае инспектор не набирал текст на компьютере, а составлял протокол “от руки”. Когда он дал его на подпись, я обнаружил, что на бумаге осталось много свободного места, а значка Z, которым обычно перечеркивают строки, не стояло. Если бы я не проявил бдительность, инспектор мог бы добавить к показаниям любые детали. Но я сам перечеркнул лишние строки буквой Z и после этого расписался.

    Если вы сомневаетесь, что учтете все этапы, приглашайте на допрос юриста : вы имеете на это право независимо от причин вызова. В ходе процедуры он будет разъяснять последствия ответа на любые вопросы, поэтому инспекторы нередко протестуют против его присутствия. Но утверждения, будто вы можете позвать только адвоката, не соответствуют действительности. Чтобы доказать правоту, ссылайтесь на письма ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@.

    Уклонение от явки при вызове по статье 90 Налогового кодекса и ответственность за показания

    За неявку предусмотрена ответственность, которая оговаривается в статье 128 соответствующего кодекса. Законодательство предусматривает следующие штрафы:

    • 1 000 руб. , если вы не пришли после вызова повесткой;
    • 3 000 руб. при даче ложных показаний или неправомерном отказе предоставлять информацию.

    Стоит ли приходить после вызова, если вы подозреваете, что дело коснется ваших интересов, или предпочтительнее заплатить штраф, решать вам.


    Узнать причину вызова заранее не удастся

    Отдельно следует рассмотреть вопрос с неправомерным отказом в даче показаний. Причины должны быть обоснованными с точки зрения законодательства, но грань остается спорной. Примером послужит случай, произошедший с акционером крупной организации, которого пригласили в налоговую. Он пришел к назначенному времени, но отказался отвечать на вопросы, считая, что они затрагивают его личные отношения. В результате он получил штраф в 3 000 руб., но не оплатил его, а подал в суд.

    В ходе разбирательства было решено, что инспекция действовала правильно. Нежелание отвечать на любые вопросы расценили как попытку скрыть информацию. Согласно этой точке зрения, акционеру следовало рассказать ту часть сведений, которая не имеет отношения к его личным обстоятельствам. Но отказ отвечать на определенные вопросы дал бы инспекторам подсказки, на что обратить пристальное внимание. В подобных случаях приходится взвешивать риски и принимать решение в зависимости от нюансов. Если вы представляете, в чем заключаются причины вызова, и заинтересованы в определенном исходе дела, заранее проконсультируйтесь у юриста.

    В некоторых случаях право не давать ответы на вопросы приходится отстаивать в рамках судебного разбирательства.

    Когда можно не являться после вызова по статье 90 Налогового кодекса

    Поскольку способ вызова в соответствующие органы не оговаривается в кодексе, инспекторы приглашают граждан на беседу в ходе телефонных звонков. В подобных случаях вы вольны не прийти без объяснения причины. Ведь, согласно законодательству, вы должны получить письменную повестку. Если ее нет, то нет и уклонения, и штраф за неявку вам не грозит.

    Вопрос читателя: идти в налоговую или игнорировать повестку

    Здравствуйте! Получила по почте повестку: приглашают к инспектору камеральных проверок. Я была зарегистрирована в качестве ИП, но прекратила деятельность 3 года назад. Что будет, если не пойти?

    Точно назвать причины вызова не удастся, поскольку их не указывают в повестке. Но беспокоиться не следует: свидетелей приглашают, чтобы дать информацию о других лицах. Игнорировать повестку нецелесообразно, поскольку разовым штрафом в 1 000 руб. вы не отделаетесь. Согласно законам, вас могут привлекать к ответственности неоднократно: придется платить по 1 000, пока вы не явитесь. Правда, на практике оказывается, что налоговая не присылает даже первый штраф. Но я все же рекомендую встретиться с инспектором и показать, что вам скрывать нечего.

    Когда протокол допроса по статье 90 Налогового кодекса считается недействительным

    В некоторых случаях протокол допроса считается недействительным:

    1. Если в документе стоят не все подписи , которые должны быть согласно соответствующему кодексу.
    2. Признания протокола недействительным можно ждать, если в нем отсутствует дата .
    3. Если инспектор в процессе не информировал вас о причинах вызова и не рассказал о правах , вся процедура будет незаконной.
    4. Давление на свидетеля станет поводом для признания протокола недействительным. На практике доказать этот факт сложно: пользователи на форумах утверждают, что разговор на повышенных тонах стал едва ли не нормой. Избежать подобных ситуаций поможет присутствие юриста.
    5. Наличие исправлений в тексте считается грубым нарушением. Исключением становятся случаи, когда они заверены подписью должностного лица, а в бумаге есть приписка “Исправленному верить” или “Зачеркнутое не читать”.

    Согласно кодексу недействительными считаются и протоколы, составленные после окончания проверки фискальными службами. Если же документ датирован числом, предшествующим началу разбирательства, показания будут иметь юридическую силу.

    Часто задаваемые вопросы: когда вас вызывают по статье 90 Налогового кодекса

    Перечень вопросов, которые задают инспекторы, зависит от причин вызова в соответствующую службу. Опрос может касаться следующих тем:

    • при каких обстоятельствах вы начали сотрудничество с контрагентом;
    • как его выбрали;
    • какие товары или услуги были поставлены;
    • какие документы оформлялись, кто ставил свои подписи;
    • кто сопровождал поставки.

    Если вы не располагаете точной информацией, то можете сказать, что не помните; в остальных случаях отвечайте кратко и по существу. Учитывайте, что вы не сдаете экзамен и не ставите перед собой цели впечатлить инспектора. Ваша задача - дать минимум информации, одновременно не вводя в заблуждение.

    Остались вопросы по поводу вызова по статье 90 НК РФ? Ответы на них вы узнаете из видео:

    Вызывают по статье 90 Налогового кодекса: что знать

    Если вам предстоит встреча с инспектором фискальных служб, учтите следующее:

    1. Представитель налоговой не имеет права являться к вам на работу или домой, если вас не предупредили повесткой. Смело отказывайтесь отвечать на вопросы: неприятных последствий не будет.
    2. Пришли в отделение налоговой к назначенному времени? Встреча с инспектором начнется с просьбы поставить подпись и подтвердить, что вас ознакомили с ответственностью за дачу ложных показаний. На практике проверяющие не утруждают себя выполнением надлежащих процедур. Вы имеете право написать “Не ознакомлен” и поставить подпись. На форуме для сотрудников налоговой инспектор жаловался, что не заметил разницы, и документ попал на судебное разбирательство, где был признан недействительным.
    3. Не отвечайте на вопросы подробно, надеясь расположить инспектора. Вариант “Не помню, надо уточнить” вполне приемлем.

    Во время допроса в налоговой не стоит идти на конфронтацию, но и заискивать не следует . На откровенное противостояние решаются лишь крупные корпорации с профессиональными консультантами: доказать, что они компетентнее инспектора, для них становится вопросом чести и престижа. Если же дело касается небольшой фирмы или ИП, а вы заинтересованы в исходе, желательно помнить свои права и разбираться в целях налоговой. Разумное сотрудничество в рамках закона пойдет на пользу всем сторонам.

    Опыт рядового сотрудника: что делать, если вызывают по 90 статье кодекса

    Здравствуйте! Мне пришла повестка с уведомлением: необходимо явиться в фискальную службу. Причина вызова - проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, где я работал по найму с 2015 по 2017 гг. Сам я инженер, поэтому денежные вопросы и схемы меня не касались. Но сотрудничеством с организацией я недоволен: она трудоустраивала меня по разным договорам и выдавала часть зарплаты в конверте. Поэтому защищать интересы фирмы я не собираюсь, но боюсь навредить себе. По какой причине меня могут вызывать?

    Фискальные службы проводят проверку касательно организации: предметом с большой вероятностью стало занижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Не следует врать насчет размера зарплаты, но твердо стойте на своем - вы не знали, что она неофициальная. На мой взгляд, для физического лица неприятных последствий не будет. Но остается вероятность, что инспектор захочет взыскать дополнительные налоги с полученной вами фактической прибыли. Также возможны претензии от бывшего работодателя, в том числе звонки с просьбой изменить показания.

    Заключение

    Вызов по статье 90 Налогового кодекса связан с тем, что вас хотят опросить в качестве свидетеля. Если вы представляете, почему вас приглашают на беседу, и намереваетесь обойти скользкие места, заранее проконсультируйтесь с юристом. Вы имеете право и взять его на допрос, хотя это не означает, что компетентный человек будет подсказывать ответы. Но предотвратить давление со стороны фискальных органов все же удастся, и вы спокойно будете дозировать информацию.

    Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

    Заполните форму что бы задать свой вопрос: