Сказка приключения доисторического мальчика. Приключения доисторического мальчика (Эрнст Д'Эрвильи). Приключения доисторического мальчика

24.03.2024

Когда я был школьником, мне как-то подалась в руки эта книга. Я помню, как увлекла она меня с первых же страниц, И с каким волнением я следил за приключениями Крека мальчика, жившего много тысяч лет тому назад. Особенное впечатление произвело на меня то событие в жизни Крека, которое оказало такое большое влияние на всю его последующую жизнь. Это тот случай, когда Крек, которому его сородичи доверили их самое большое сокровище - огонь, не сумел его сохранить, и огонь погас, а вместе с ним, казалось, умерла и вся жизнь. Ведь люди не умели добывать огонь - они могли его только поддерживать и сохранять. Я переживал вместе с Креком это страшное событие в его жизни и в жизни его родных и близких. И с какой радостью я потом прочитал, что не все еще потеряно, что Крек случайно узнал от Фо-чужеземца, человека из другого племени, - способ добывания огня - и огонь снова запылал!...

Жаль было закрывать последнюю страницу книги и расставаться с ее героями, хотелось узнать еще больше об их жизни, такой трудной, полной опасностей, такой не похожей на нашу жизнь. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Приключения доисторического мальчика Э. д`Эрвильи. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Но потом оказалось, что это возможно и что для этого нужно читать книги по истории - и они расскажут, как жили люди в те далекие времена. Оказалось, что такой же жизнью, какой жил Крек его друзья, какой жили наши далекие предки, еще и в наши дни живут люди в тропических лесах Африки, Южной. Америки, Юго-Восточной Азии, в пустынях Австралии. О жизни этих людей рассказывают путешественники, ученые, которые у них побывали. Правда, они живут в других природных условиях, в другом климате» их окружают другие растения, их леса населены другими животными, и все же их жизнь очень напоминает жизнь тех людей, о которой рассказывает эта книга, о которой рассказывают книги по истории.

Расскажу немного и я о жизни одного такого племени. Оно было открыто в пустынях Центральной Австралии несколько лет тому назад. Вы увидите, что хотя люди этого племени живут совсем в иной среде - не в лесах, а в пустыне, не в холодном, а в жарком климате, охотятся не на северных оленей, а на кенгуру, - все-таки в их жизни очень многое напоминает то, о чем рассказывает эта книга - книга о жизни доисторического мальчика. А это значит, что изучая жизнь таких племен, мы можем узнать очень многое и о жизни наших собственных далеких предков.

Племя, о котором я хочу рассказать, называется биндибу, и было оно открыто автралийскими учеными, которые отправились в пустыни Центральной Австралии в поисках еще не известных науке первобытных племен. После нескольких дней полного трудностей путешествия по выжженной солнцем пустыне, путешественники обнаружили ручей, протекающий в глубоком ущелье между высокими скалами. Здесь росло несколько деревьев, а между ними стояли небольшие шалаши из ветвей, листьев и травы - укрытия от солнца и непогоды. Под каждым таким укрытием было вырыто в земле небольшое углубление - место ночлега для одного человека, а рядом находились остатки костров, огнем которых люди обогревались в холодные ночи. Это было стойбище небольшого племени.

Вскоре появились и люди. Вернулись с охоты мужчины, неся в руках охотничью добычу. Они с рассвета бродили по пустыне в поисках ящериц, подбивали палками птиц, а изредка им попадались и более крупные животные-кенгуру или большие нелетающие птицы-эму. Кенгуру и эму они поражали простыми деревянными копьями.

Вернулись и женщины с маленькими детьми. Самых маленьких они несли на руках, а дети постарше шли сами. Женщины и дети тоже бродили по пустыне в поисках съедобных корней, семян, орехов, всевозможных насекомых и мелких животных, которых эти люди употребляют в пищу, предварительно зажарив в горячей золе или на углях костра.

Хотя биндибу никогда прежде не видели белых людей, они оказались добродушными, гостеприимными, приветливыми людьми. Они приняли белых путешественников как своих друзей, а не как врагов, которых надо опасаться, которым нельзя доверять. И путешественникам очень понравились эти простые, честные, прямодушные люди.

Племя биндибу состоит всего из нескольких десятков человек. По утрам, на рассвете, все они, за исключением только беспомощных стариков и больных, отправлялись на охоту и на поиски растительной пищи, а к вечеру возвращались в стойбище с добычей. Они превосходно знали окружающую их пустыню- каждая ложбина, кустарник, ручей были им хорошо знакомы с детства.

Там, где белые путешественники нередко погибали среди песков и скал от жажды, биндибу без труда находят источники воды и никогда не испытывают в ней недостатка.

Земледелия и скотоводства ни биндибу, ни остальные племена Австралии еще не знают. Они живут только охотой, рыболовством и собиранием диких съедобных растений-так же, как жили и наши далекие предки, как жил Крек и люди его племени.

Для охоты им служат копья и простые метательные палки. Копья они бросают с помощью особой копьеметалки, сделанной из дерева, длиной около полуметра. На одном ее конце укреплен упор для копья. Копьеметалка при метании копья как бы удлиняет руку, увеличивает ее размах и посылает копье вперед на большое расстояние. На другом конце копьеметалки с помощью затвердевшей смолы укреплен каменный нож. С его помощью биндибу изготовляют копья и другие изделия из дерева, разрезают туши убитых на охоте животных. У биндибу набор орудий невелик, но зато некоторые (как, например, копьеметалка) служат для самых различных целей.

Однажды охотнику-биндибу захотелось показать белым путешественникам, как много источников воды известно ему в пустыне. И тогда копьеметалка превратилась в географическую карту. Острым камнем он вырезал на ней многочисленные кружки, соединенные прямыми линиями. Каждый кружок означал какой-нибудь водоем-колодец, озеро, ручей,- а прямые линии означали дороги в пустыне от одного водоема к другому. Ведь вода для биндибу, этих людей пустыни,- это сама жизнь. Воду они прославляют, слагают о ней песни, и чаще всего поют те песни, где говорится о животворной силе воды.

В то время, как охотники-мужчины никогда не расстаются со своими копьями, женщины, покидая стойбище, не расстаются с длинными, заостренными на конце палками. С их по как жили люди сотни и тысячи лет тому назад. Изучает она это по тем остаткам орудий, жилищ, предметов искусства, которые сохранились в земле или в пещерах, где жили первобытные люди.

Но не все в этой книге на уровне науки наших дней. Ведь паука развивается, люди узнают о прошлом все больше, и многое из того, что казалось когда-то правильным, теперь уже не отвечает уровню наших знаний.

Начнем с того, о чём мы уже говорили,- с огня. В книге очень ярко изображена смерть огня - тот страшный для людей час, когда огонь потух. Они приняли это как смерть самого дорогого существа. И это было действителъно ужасным для них событием, если они не умели добывать огонь. Но мы уже знаем, что австралийцы, которые ведь тоже живут в каменном веке, умеют добывать огонь и делают это даже двумя способами - высверливанием, с помощью двух деревянных палочек, и высеканием искры ударами камня о камень. И у нас возникает обоснованное сомнение в том, что герои нашей книги еще не знали ни одного из этих способов, что эти способы известны были в то время только немногим людям. Скорее всего, способы искусственного добывания огня в это время уже были широко распространены и хорошо известны многим.

Есть и еще одна неточность, гораздо более важная,- и о ней тоже, необходимо здесь сказать. Каменный век был очень длительной эпохой в истории человечества - он продолжался много тысяч лет. Культура человечества все это время не стояла на месте, а развивалась. Создавались новые, все более совершенные орудия. Если сначала люди только умели оббивать и раскалывать «камень, то постепенно они научились его шлифовать, и тогда появились замечательные, гладко отшлифованные каменные орудия, очень прочные и острые. Делались все новые открытия и изобретения,- так и в этой книге рассказывается о том, как ее герои случайно изобрели плот. Создавались все более совершенные виды жилищ: если сначала люди жили преимущественно в пещерах, то постепенно они научились строить настоящие дома, в том числе даже на сваях. Если сначала люди жили только охотой, рыболовством и собиранием диких растений, то постепенно они научились сами выращивать полезные растения - появилось земледелие, приручили животных-появилось скотоводство. Если сначала люди только пекли и жарили свою пищу на горячей золе и углях, как это делают и сегодня австралийцы, то со временем они изобрели гончарство- научились делать посуду из обожженной на огне глины, И все это произошло на протяжении только каменного века.

Вот почему историю каменного века - этого огромного периода в истории человечества - принято делить на две части: древний каменный век (его называют палеолит) и новый каменный век (неолит), - и каждый из них тоже продолжался тысячелетия. В древнем каменном веке люди еще не умели шлифовать камень - в новом они уже научились это делать. В древнем каменном веке они еще не умели делать большие лодки, выдолбленные из древесных стволов, - в новом у них уже появились такие лодки. В древнем каменном веке у людей еще не было хороших домов, а в новом уже были. В древнем каменном веке люди не знали ни земледелия, ни скотоводства. Единственным животным, прирученным человеком уже в то время, была собака. Австралийских охотников сопровождают повсюду и даже помогают охотиться стаи собак динго. А в новом каменном веке появилось уже и земледелие, и скотоводство. В древнем каменном веке люди еще на научились делать посуду из обожженной глины, а в новом ужа умели делать такую посуду и умели варить в ней пищу.

И вот мы читаем в этой книге, как изгнанный из своего племени Крек и его спутники, которые добровольно решили его сопровождать, встречают озерных жителей. Эти люди живут совсем иной жизнью - так не похожей на ту жизнь, какую вели у себя на родине Крек, его братья и Старейший. Озерные жители уже умели шлифовать камень и просверливать в каменных орудиях отверстия для рукояток,- значит, они жили уже в неолите-новом каменном веке. А Крек и его друзья у себя на родине еще не умели всего этого делать,- их соплеменники, следовательно, еще вели образ жизни людей палеолита - древнего каменного века. Кстати, стрелы никогда не шлифовались, как об этом говорится в книге, даже в неолите шлифовались главным образом орудия для обработки дерева-топоры, тесла. У озерных жителей были большие, выдолбленные из древесных стволов лодки; у них были обмазанные глиной хижины, стоящие прямо в озере на сваях,- это все тоже признаки неолита, и всего этого тоже не знала родная община Крека. Правда, озерные жители не умели обрабатывать землю и выращивать растения, а из домашних животных они приручили только собаку, но ведь и в неолите земледелие и скотоводство появились не сразу, а постепенно. Не научились еще озерные жители делать и глиняную посуду, но и это умение в том же неолите пришло не сразу.

Образ жизни озерных жителей, как ее изображает автор, это образ жизни людей раннего неолита, когда еще не появились многие достижения, свойственные обществу более позднего, развитого неолита. Но это уже не палеолит. А образ жизни пещерных жителей, из среды которых вышли Крек, Старейший и их сородичи,- это образ жизни людей древнего каменного века - палеолита. Могло ли так случиться, чтобы на одной и той же европейской территории жили б одно и то же время такие различные по своей культуре, по своему образу жизни племена? Ведь между ними лежат даже не сотни, а, Образ жизни озерных жителей, как ее изображает это образ жизни людей раннего неолита, когда еще не появились многие достижения, свойственные обществу более позднего, развитого неолита. Но это уже не палеолит. А образ жизни пещерных жителей, из среды которых вышли Крек, Старейший и их сородичи,- это образ жизни людей древнего каменного века - палеолита. Могло ли так случиться, чтобы на одной и той же европейской территории жили в одно и то же время такие различные по своей культуре, по своему образу жизни племена? Ведь между ними лежат даже не сотни, а, может быть, тысячи лет культурного развития. Ведь, уйдя от пещерных жителей - палеолитических охотников на северного оленя - и примкнув к озерным жителям, Крек и его друзья шагнули совсем в другую историческую эпоху!

Культура человечества ив то время не стояла на месте. Но развивалась она тогда очень медленно. Если сейчас в мире сосуществуют культуры каменного и атомного веков, то в Евроне той эпохи, о которой идет речь в книге, еще не могла произойти встреча таких различных по уровню своего развития культур.

Почему же все-таки в наши дни сохранились на Земле отдельные племена, живущие в каменном веке? Объясняется это разными причинами, и самая главная из них- удаленность этих племен от центров мировой цивилизации. Ведь живут они в тропических лесах, в горах, в окружении морей или пустынь, отрезанные от всего остального мира.

Борьба за существование в этих условиях была очень трудна для людей, и это еще более задержало их культурное развитие.

Но благодаря этому автор книги сумел познакомить нас, ее читателей, с двумя большими эпохами в истории человечества - с древним и новым каменным веком, И вместе с героями книги мы тоже встретимся с людьми тех времен, узнаем их горести и радости, увидим, как они жили. Эта увлекательная книга познакомит нас с жизнью наших далеких предков. И когда мы закроем последнюю страницу, эта жизнь и эти люди, прежде такие далекие и чужие, станут нам теперь ближе и понятнее.

В. Кабо .

Если домашнее задание на тему: » Приключения доисторического мальчика Э. д`Эрвильи Краткое содержание произведения. оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

ГЛАВА I На берегу реки

В холодное, пасмурное и дождливое утро на берегу огромной реки сидел маленький девятилетний мальчик.

Могучий поток неудержимо мчался вперед: в своих желтых волнах он уносил сбившиеся в кучи ветви и травы, вырванные с корнем деревья и громадные льдины с вмерзшими в них тяжелыми камнями.

Мальчик был один. Он сидел на корточках перед связкой только что нарезанного тростника. Его худенькое тело привыкло к холоду: он не обращал никакого внимания на ужасающий шум и грохот льдин.

Отлогие берега реки густо поросли высоким тростником, а немного дальше вздымались, словно высокие белые стены, размытые рекою обрывистые откосы меловых холмов.

Цепь этих холмов терялась вдали, в туманном и голубоватом сумраке; дремучие леса покрывали ее.

Недалеко от мальчика, на скате холма, чуть повыше того места, где река омывала холм, зияла, точно громадная разинутая пасть, широкая черная дыра, которая вела в глубокую пещеру.

Здесь девять лет тому назад родился мальчик. Здесь же издавна ютились и предки его предков.

Только через эту темную дыру входили и выходили суровые обитатели пещеры, через нее они получали воздух и свет; из нее вырывался наружу дым очага, на котором днем и ночью старательно поддерживался огонь.

У подножия зияющего отверстия лежали огромные камни, они служили чем-то вроде лестницы.

На пороге пещеры показался высокий, сухощавый старик с загорелой морщинистой кожей. Его длинные седые волосы были приподняты и связаны пучком на темени. Его мигающие красные веки были воспалены от едкого дыма, вечно наполняющего пещеру. Старик поднял руку и, прикрыв ладонью глаза под густыми, нависшими бровями, взглянул по направлению к реке. Потом он крикнул:

– Крек! – Этот хриплый отрывистый крик походил на крик вспугнутой хищной птицы.

«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище недаром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц: он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством приносил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом изрядным куском сырого костного мозга – почетного блюда, приберегаемого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных подвигах.

Мальчик обернулся на крик, мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почтения руки ко лбу и произнес:

– Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

– Дитя, – ответил старик, – все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и широкорогими быками. Они вернутся только к вечеру, потому что – запомни это – дождь смывает следы животных, уничтожает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, прежде чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем заниматься своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

– Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

– Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножья береговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора, Крек. Ты вырос, ты силен, красив и достоин носить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

– Слушаю и повинуюсь, – ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик ушел в пещеру, откуда внезапно раздались странные гортанные возгласы, похожие скорее на крики встревоженных молодых животных, чем на человеческие голоса.

Старик назвал Крека красивым, большим и сильным. Он, должно быть, хотел подбодрить мальчика; ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал, и очень худощав.

Широкое лицо Крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум; его движения были ловки и быстры.

Он стремился поскорее двинуться в путь и нетерпеливо ударял широкой ступней с крупными пальцами о землю, а всей пятерней сильно тянул себя за губы.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклонных лет. За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Все они, как и Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащами из звериных шкур.

Самый старший из них – Гель. Ему уже минуло пятнадцать лет. В ожидании того великого дня, когда охотники, наконец, возьмут его с собой на охоту, он успел прославиться как несравненный рыболов.

Старейший научил его вырезывать из раковин острием кремневого осколка смертоносные крючки. При помощи самодельного гарпуна с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей.

За ним шел Рюг-большеухий. Если бы в то время, когда жил Рюг, человек уж приручил собаку, о Рюге непременно сказали бы: «У него собачий слух и нюх».

Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где показались из-под земли молодые грибы; с закрытыми глазами распознавал он деревья по шелесту их листьев.

Старейший подал знак, и все двинулись в путь. Гель и Рюг гордо выступали впереди, а за ними серьезно и молча следовали все остальные.

Все маленькие спутники старика несли на спине корзины, грубо сплетенные из узких полосок древесной коры; одни держали в руках короткую палицу с тяжелой головкой, другие – копье с каменным наконечником, а третьи – что-то вроде каменного молота.

Они шли тихо, ступали легко и неслышно. Недаром старики постоянно твердили детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшумно и осторожно, чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичи и не попасть в когти диким зверям, не угодить в засаду к злым и коварным людям.

Матери подошли к выходу из пещеры и с улыбкой смотрели вслед уходящим.

НА БЕРЕГУ РЕКИ

В холодное, пасмурное и дождливое утро на берегу огромной реки сидел маленький девятилетний мальчик.

Могучий поток неудержимо мчался вперед: в своих желтых волнах он уносил сбившиеся в кучи ветви и травы, вырванные с корнем деревья и громадные льдины с вмерзшими в них тяжелыми камнями.

Мальчик был один. Он сидел на корточках перед связкой только что нарезанного тростника. Его худенькое тело привыкло к холоду: он не обращал никакого внимания на ужасающий шум и грохот льдин.

Отлогие берега реки густо поросли высоким тростником, а немного дальше вздымались, словно высокие белые стены, размытые рекою обрывистые откосы меловых холмов.

Цепь этих холмов терялась вдали, в туманном и голубоватом сумраке; дремучие леса покрывали ее.

Недалеко от мальчика, на скате холма, чуть повыше того места, где река омывала холм, зияла, точно громадная разинутая пасть, широкая черная дыра, которая вела в глубокую пещеру.

Здесь девять лет тому назад родился мальчик. Здесь же издавна ютились и предки его предков.

Только через эту темную дыру входили и выходили суровые обитатели пещеры, через нее они получали воздух и свет; из нее вырывался наружу дым очага, на котором днем и ночью старательно поддерживался огонь.

У подножия зияющего отверстия лежали огромные камни, они служили чем-то вроде лестницы.

На пороге пещеры показался высокий, сухощавый старик с загорелой морщинистой кожей. Его длинные седые волосы были приподняты и связаны пучком на темени. Его мигающие красные веки были воспалены от едкого дыма, вечно наполняющего пещеру. Старик поднял руку и, прикрыв ладонью глаза под густыми, нависшими бровями, взглянул по направлению к реке. Потом он крикнул:

Крек! - Этот хриплый отрывистый крик походил на крик вспугнутой хищной птицы.

«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище недаром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц: он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством приносил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом изрядным куском сырого костного мозга - почетного блюда, приберегаемого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных подвигах.

Мальчик обернулся на крик, мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почтения руки ко лбу и произнес:

Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

Дитя, - ответил старик, - все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и широкорогими быками. Они вернутся только к вечеру, потому что - запомни это - дождь смывает следы животных, уничтожает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, прежде чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем заниматься своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножья береговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора, Крек. Ты вырос, ты силен, красив и достоин носить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

Слушаю и повинуюсь, - ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик ушел в пещеру, откуда внезапно раздались странные гортанные возгласы, похожие скорее на крики встревоженных молодых животных, чем на человеческие голоса.

Старик назвал Крека красивым, большим и сильным. Он, должно быть, хотел подбодрить мальчика; ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал, и очень худощав.

Широкое лицо Крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум; его движения были ловки и быстры.

Он стремился поскорее двинуться в путь и нетерпеливо ударял широкой ступней с крупными пальцами о землю, а всей пятерней сильно тянул себя за губы.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклонных лет. За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Все они, как и Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащами из звериных шкур.

Самый старший из них - Гель. Ему уже минуло пятнадцать лет. В ожидании того великого дня, когда охотники, наконец, возьмут его с собой на охоту, он успел прославиться как несравненный рыболов.

Старейший научил его вырезывать из раковин острием кремневого осколка смертоносные крючки. При помощи самодельного гарпуна с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей.

За ним шел Рюг-большеухий. Если бы в то время, когда жил Рюг, человек уж приручил собаку, о Рюге непременно сказали бы: «У него собачий слух и нюх».

Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где показались из-под земли молодые грибы; с закрытыми глазами распознавал он деревья по шелесту их листьев.

Старейший подал знак, и все двинулись в путь. Гель и Рюг гордо выступали впереди, а за ними серьезно и молча следовали все остальные.

Приключения доисторического мальчика Эрнст Д’Эрвильи

(Пока оценок нет)

Название: Приключения доисторического мальчика
Автор: Эрнст ДЭрвильи
Год: 2015
Жанр: Детские приключения, Зарубежная классика, Зарубежные детские книги, Зарубежные приключения

О книге «Приключения доисторического мальчика» Эрнст Д’Эрвильи

«Приключения доисторического мальчика» — повесть французского писателя и этнографа Эрнста Д’Эрвильи для детей дошкольного и школьного возраста.

События повести «Приключения доисторического мальчика» Эрнста Д’Эрвильи развиваются за тысячи лет до нашей эры. Главный герой книги – девятилетний мальчик по имени Крек. Он живет в племени доисторических людей, которые ежедневно сталкиваются с различными опасностями и буквально борются за жизнь. В племени есть люди разного возраста: ровесники Крека, шестилетние малыши, взрослые мужчины и женщины и пожилые люди – старейшины. Каждый член племени выполняет определенную работу, чтобы все смогли выжить. Кто-то хорош в охоте, у кого-то отменный нюх на ягоды и грибы, кто-то приловчился ловить рыбу.

Несмотря на то, что Креку было всего девять лет, он вовсю помогал племени. В какие-то дни он должен был поддерживать огонь в пещере, в другие – отправляться с другими членами группы на поиски съедобных ягод и кореньев. Но однажды Крек ослушался указа старших следить за огнем и ушел из пещеры. В итоге пламя погасло. Без огня племя было обречено на погибель. Такие проступки в племени карались смертной казнью. У Крека была всего одна возможность сохранить жизнь – найти способ разжечь костер.

Повесть «Приключения доисторического мальчика» отличается насыщенным сюжетом, детальными и яркими описаниями дикой природы, подробным описанием быта доисторических людей. Из этого произведения юные читатели узнают, как жили люди тысячи лет назад, с каким трудностями сталкивались ежедневно и как сумели сохранить человеческий род.

У первобытных людей было немало врагов: непогода, дикие животные и, конечно, голод. Порой племя оставалось без еды на несколько дней. Именно поэтому даже самые юные представители племени не сидели без дела и как могли помогали старшим. В первобытном обществе большое значение имела иерархия. Младшие подчинялись старшим, абсолютно все люди следовали не писаным законам. Проступки карались, так как первобытные люди считали, что человек, совершивший подлость, поступит так еще раз.

Повесть «Приключения доисторического мальчика» Эрнста Д’Эрвильи придется по вкусу детям любого возраста. Несмотря на сложную тематику, написана она очень простым и легким языком. Сюжет повести насыщенный и увлекательный, поэтому ребенок скучать не будет.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Приключения доисторического мальчика» Эрнст Д’Эрвильи в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

ГЛАВА I На берегу реки

В холодное, пасмурное и дождливое утро на берегу огромной реки сидел маленький девятилетний мальчик.

Могучий поток неудержимо мчался вперед: в своих желтых волнах он уносил сбившиеся в кучи ветви и травы, вырванные с корнем деревья и громадные льдины с вмерзшими в них тяжелыми камнями.

Мальчик был один. Он сидел на корточках перед связкой только что нарезанного тростника. Его худенькое тело привыкло к холоду: он не обращал никакого внимания на ужасающий шум и грохот льдин.

Отлогие берега реки густо поросли высоким тростником, а немного дальше вздымались, словно высокие белые стены, размытые рекою обрывистые откосы меловых холмов.

Цепь этих холмов терялась вдали, в туманном и голубоватом сумраке; дремучие леса покрывали ее.

Недалеко от мальчика, на скате холма, чуть повыше того места, где река омывала холм, зияла, точно громадная разинутая пасть, широкая черная дыра, которая вела в глубокую пещеру.

Здесь девять лет тому назад родился мальчик. Здесь же издавна ютились и предки его предков.

Только через эту темную дыру входили и выходили суровые обитатели пещеры, через нее они получали воздух и свет; из нее вырывался наружу дым очага, на котором днем и ночью старательно поддерживался огонь.

У подножия зияющего отверстия лежали огромные камни, они служили чем-то вроде лестницы.

На пороге пещеры показался высокий, сухощавый старик с загорелой морщинистой кожей. Его длинные седые волосы были приподняты и связаны пучком на темени. Его мигающие красные веки были воспалены от едкого дыма, вечно наполняющего пещеру. Старик поднял руку и, прикрыв ладонью глаза под густыми, нависшими бровями, взглянул по направлению к реке. Потом он крикнул:

– Крек! – Этот хриплый отрывистый крик походил на крик вспугнутой хищной птицы.


«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище недаром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц: он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством приносил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом изрядным куском сырого костного мозга – почетного блюда, приберегаемого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных подвигах.

Мальчик обернулся на крик, мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почтения руки ко лбу и произнес:

– Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

– Дитя, – ответил старик, – все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и широкорогими быками. Они вернутся только к вечеру, потому что – запомни это – дождь смывает следы животных, уничтожает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, прежде чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем заниматься своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

– Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

– Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножья береговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора, Крек. Ты вырос, ты силен, красив и достоин носить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

– Слушаю и повинуюсь, – ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик ушел в пещеру, откуда внезапно раздались странные гортанные возгласы, похожие скорее на крики встревоженных молодых животных, чем на человеческие голоса.

Старик назвал Крека красивым, большим и сильным. Он, должно быть, хотел подбодрить мальчика; ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал, и очень худощав.

Широкое лицо Крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум; его движения были ловки и быстры.

Он стремился поскорее двинуться в путь и нетерпеливо ударял широкой ступней с крупными пальцами о землю, а всей пятерней сильно тянул себя за губы.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклонных лет. За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Все они, как и Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащами из звериных шкур.