Смысл жизни. Цель и смысл жизни человека Цель и смысл жизни с точки зрения философии

28.03.2024

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Похожие публикации

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XI межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2010. С. 44-49.

Рассматриваются физические проблемы гамма-электроники. Гамма-электроника (γ-электроника) - новое научное направление, в котором изучается взаимодействие электронных и позитронных потоков с электромагнитным полем в γ-диапазоне длин волн. В гамма-электронике изучаются вопросы получения и длительного существования электронно-позитронного вещества (ЭПВ) с уникальными свойствами. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в ЭПВ, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида. Выделены основные этапы работы, соответствующие возможностям эксперимента в области гамма-электроники с релятивистскими электронными и позитронными потоками.

Каштанов В. А. , Зайцева О. Б. В кн.: Фундаментальные проблемы системной безопасности. Вып. 3. М.: Вузовская книга, 2011. С. 150-157.

Исследуются методологические подходы к определению понятия «безопасность», анализируются основные факторы, влияющие на безопасность. Формулируются требования к построению математических моделей безопасности, определяются математические методы и подходы анализа безопасности. Проводится сравнительный анализ этапов создания отечественной математической теории надежности и теории безопасности. Формулируются проблемы, требующие решения при разработке математической теории безопасности.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008.

Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Исследование систем управления», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами.

Предназначено для студентов экономико-управленческих специальностей.

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XII межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2011. С. 46-51.

Рассматривается резонансное взаимодействие электронно-позитронных сгустков в задачах гамма-электроники, посвященных исследованию взаимодействия электронных и позитронных потоков с электромагнитными полями в устройствах γ-диапазона длин волн. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в электронно-позитронном веществе, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида.

Городнов А. Г. , Альтшулер И. Г. СПб.: Питер, 2012.

Авторы, накопившие большой опыт в области предпринимательства, управле-ния и консультирования, собрали в этой книге богатую и разнообразную информа-цию целого ряда отечественных и зарубежных авторов (известных и не очень) о системах и системном подходе к жизни и бизнесу.

На взгляд автора, противоречивость и креативность, творческая продуктивность герценовских идей до сих пор будят мысль и требуют сорассуждения с русским классиком. Именно эту противоречивость и важность для сегодняшнего понимания России его идей и постарался Кантор сформулировать в своей статье.

Лексин В. Н. Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 1. С. 3-61.

В статье выдвигается и обсуждается идея власти как универсального системообразующего фактора организации (и самоорганизации) социальной жизни в локальных сообществах. Это далеко не всегда принимается во внимание при генерировании различных умозрительных конструкций «социального государства» и «открытого общества» (что незаслуженно), где доминируют представления о самодовлеющей силе и паритетных отношениях свободного индивида, свободного предпринимательства и правового и демократического государства. Привнесение в контекст политической и социальной проблематики предлагаемого компонента пространственной организации власти, формирующей разнообразные ареалы территориально разграниченных зон социального пространства, способно сделать, по нашему мнению, изучение этой проблематики более системным и конструктивным.

Нефедова Т. Г. Мир России: Социология, этнология. 2003. Т. 12. № 3. С. 35-61.

ИЛЛЮЗИИ, ЧТО сельским хозяйством легко управлять, остались в XX в. Все чаще проявляются признаки самоорганизации сельского хозяйства и сельского сообщества, которая при социализме была явно ослаблена. Сейчас самоорганизация окрепла, хотя поначалу сводилась к простым формам адаптации к новым реалиям. Тем не менее на примерах многих районов видно, что самоорганизация может быть успешной там, где продолжают функционировать коллективные предприятия, и там, где прежняя основа сельской жизни (колхоз) деградировала полностью. Что происходит с сельским хозяйством и с его крупными предприятиями-товаропроизводителями при ослаблении государственных регулирования и контроля? Что происходит с российским сельским пространством при усилении самоорганизации? Как меняются при этом сельские сообщества? Попытка частично ответить на эти вопросы сделана в предлагаемой читателю статье. Частично потому, что исследуемые проблемы изучаются не только географией, но и аграрными науками, экономикой, социологией, психологией. В отношении сельского хозяйства и сельской местности можно последовательно говорить о самоорганизации экономической (отраслевой и межотраслевой), географической (пространственной) и социальной.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

Сегодня в посте: психологический кризис и как с ним бороться, и смысл жизни человека и как его обрести.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю всем психического здоровья.

Психологический кризис и смысл жизни человека – кризис это невозможность достижения цели, реализации замысла, переживание потери чего-то очень важного для смысла жизни человека.

Состояние человека переживающего психологический кризис , характеризуется как страдание; понятное становится не понятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным или отвратительным, осложняются отношения с другими, не понятно, что происходит и как с этим справится.


Переживаемое состояние психологического кризиса неприятно и окружающим. Человек то раздражителен, то подавлен, то совершает нечто неожиданное, а то попросту бездействует, порой у него теряется смысл жизни.

Однако если бы совсем не было психологических кризисов в жизни человека, то его развитие – остановилось.

Возможность справится с ситуацией зависит от гибкости человека; от его способности посмотреть на проблему психологического кризиса с разных точек зрения зависит правильный выбор стратегии совладания с ней.

Именно в критические моменты жизни человек способен изменится, переосмыслить то, что с ним происходит, найти способы решения проблемы кризиса.

Избавлять человека от страдания нельзя, его нужно научить правильно к этому относится.

В зависимости от того, на что человек больше ориентируется в жизни – на получение удовольствий или на самосовершенствование и личностный рост, будет зависеть его реагирование на возникшие проблемы, на психологический кризис.

Самый сложный психологический кризис – утрата смысла жизни

Смысл жизни человека – это то, для чего он живет. Найти свое предназначение и самореализоваться – одна из целей жизни человека. Растущая личность — это изменяющаяся, способная расширять собственный опыт, ориентированная на понимание и раскрытие своих возможностей, на поиск смысла своего существования, на поиск смысла жизни.


Известным исследователем смысла жизни человека В. Франклом было выявлено, что для развития человека (как физического, так и психического) необходимо соотносить решения, поступки, переживания с чем-то внеличным, ради чего стоит жить.

Такой вывод он сделал, находясь в фашистском концлагере, где выживали лишь те, кому было для чего жить, те, кто имел смысл жизни.

Франкл выделил три возможности найти свой смысл жизни:

— работая;
— переживая ценности (дорожа чем-то);
— путем страдания.

Возникает вопрос: что делать – преодолеть психологический кризис или использовать его?

Психотерапевтами выделено четыре составляющие заботы о себе:

1 ) наличие боли (как душевной, так и физической), переживаний позволяющих человеку заметить психологический кризис, конфликт, наличие проблемы;

2) зарождение надежды на возможность решения данной проблемы, исцеление, освобождение;

3) поиск сил, энергии, денежных средств и других ресурсов, помогающих выйти из кризиса;

4) возвращение к себе, к своему «Я».

Относитесь к кризису, возникшим проблемам, как возможности научится чему-то новому.

У африканских народов есть интересный способ ловли обезьян, разоряющих банановые плантации. В кокосе делают дыру и кладут туда лакомство, обезьяна просовывает туда руку и хватает еду, рука превращается в кулак и, естественно застревает.
Мораль – отпускайте то, что имеете.

Преодолению психологического кризиса будут способствовать:

— принятие себя и других;
— доброжелательность;
— принятие реальности (не убегать, а знать и понимать ее);
— автономность, независимость, самостоятельность суждений;
— профессиональная увлеченность, направленность на цель, задачу;
— различение цели и средства, добра и зла;
— целеустремленность, намерение выполнить действия результативно;
— постоянная новизна, открытость опыту (скажите «нет» застою);
— саморазвитие, развитие способностей;
— готовность к решению проблем.

В поисках смысла жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного жизненного пути. Делая выбор и принимая решения, человек должен осознавать опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

К несчастью мечты о желаемом будущем не всегда побуждают действовать.

Можно выделить следующие шаги последовательных действий, позволяющих сделать представления, желания о будущем действительностью:

Шаг 1. Чтобы желание побуждало человека действовать, оно должно быть соотнесено с конкретным периодом жизни. Без этого мечты становятся лишь приятным развлечением.

Представьте себя в старости. Чтобы это было легче делать, начните с руки. Посмотрите на свою руку и представьте, как она стареет. Это похоже на то, как если бы Вы были создателем спецэффектов в кино. Ваша цель не испугать себя последствиями старения, а заметить переживания, способные повлиять на Ваше поведение так, чтобы Вы позаботились уже сейчас о том, как Вы будете жить отныне и в будущем.

Используя свои творческие способности, состарьте свою руку настолько, чтобы чтобы будущее для Вас стало реальностью.
Тоже проделайте с лицом и телом.

Вы представляете свое будущее «Я» и то, что Вы делаете или, напротив, не делаете для себя сегодня повлияет на Вашу судьбу.

Шаг 2. Осознать, как изменения с Вами или Вашим окружением происходят от Вашей активности (действий, или бездействий):

Любой выбор человека влияет на то, что происходит с ним и вокруг него, Даже если человек промолчал там, где мог говорить – это тоже действие.

Для фокусирования на самоисследовании выполните следующее задание:

Подумайте о том, что Вы цените в своем настоящем (например, «у меня есть друзья, которые мне дороги», «у меня есть любимый человек», «у меня есть деньги, чтобы модно одеваться», и т.п.).

Теперь подумайте о том, что Вас в настоящем беспокоит, не устраивает. Что происходило в Вашей жизни в последние 3-5 лет. Что Вы приобрели или потеряли. Что бы Вы могли сделать в Вашем прошлом, что сделало бы Ваше настоящее лучше, чем оно есть.

Поступки, которые Вы реально совершаете либо нет, могут показать, становитесь ли Вы тем, кем хотели бы быть или нет.

Переживая психологический кризис и ища смысл жизни, помните, что все будет хорошо, что если есть тень, то значит, есть и свет, и используйте переживания для изменения

Желаю всем психического благополучия!

Основные правила жизни

Каждый человек проходит через определенные испытания, которые либо закаляют его характер, либо сталкивают в пропасть. Рано или поздно все приходят к выводу о том, что некоторые правила относятся ко всем, и если им следовать, то можно намного упростить себе жизнь. Если бы всякий раз, когда появляются затруднения, мы вспоминали об этих простейших правилах, то большинство пролитых слез могло и не пролиться. Приходится учиться на своих ошибках, и несмотря ни на что идти вперед. Стоит прислушаться к выводу других, чтобы потом не «разгребать» глупые проблемы.

Самое первое правило жизни – вера в лучшее. Пусть сейчас может показаться, что мир специально толкает вниз, а отношения совсем не складываются, но это ничего не значит. Всегда будут белые полосы и черные, как на клавишах фортепиано: без белых нот никак не составить мелодию, но и без черных она невозможна. Не зря говорят в народе, что мысли – плод будущего. Это главная сила, которую нельзя отнять. Просто в любой момент нужно верить, что даже если сегодня все плохо, значит, завтра все обязательно будет хорошо! Просыпаться с такими мыслями каждый день, вырабатывать привычку опираться на позитив, и тогда все будет отлично, ведь чудеса случаются только там, где в них верят.

Самые сильные чувства: любовь и ненависть. Всегда найдутся те, кто полюбят ни за что, и те, кто будут ненавидеть. Отсюда и второе правило жизни – не заставляйте людей быть с вами и не забывайте о своей гордости, умоляя их вернуться. Каждый человек имеет право на свободу, это нельзя отнять или присвоить. Можно полюбить кого-то и видеть в нем смысл жизни, но не получить взаимность. В таких случаях не надо бросаться в омут, ведь нельзя заставить других чувствовать по своему желанию. Всегда есть вероятность потерять близкого человека, и привязанность сыграет здесь худшую роль. Люди – не собственность, их нельзя приковать к одному месту и держать на коротком поводке, иначе есть риск потерять их навсегда.

Что же там с третьим правилом? Люди привыкли зацикливаться на себе, проблемах или будущем, но почти никто не замечает уникальность каждого момента. Именно на мелочи нужно обращать внимание, ведь в них заключена вся правда и все чувства.

Попытки изменить других людей тоже ничем хорошим не закончатся. Никто не может продиктовать, кем нужно быть и кто является идеалом поведения. Только сам человек может себя изменить, другим же такого права не дано.

Мир был бы ничем без добра. Всегда найдутся добрые люди, способные на помощь и сострадание. То, что мы делаем сейчас, вернется к нам завтра, таков закон природы. Хотите любви, счастья и здоровья? Тогда стоит начать с таких пожеланий близким и друзьям, жизнь – тот же бумеранг, разве что с разными периодами возврата.

Некоторые полагают, что лучше уж прожить в одиночестве, но зато не почувствовать боль от предательства. Это неправильно, ведь любовь – это счастье. Да, может так получиться, что любовь не взаимна, но не стоит при этом ненавидеть себя, пытаться мстить и делать глупые, опрометчивые решения. Позвольте себе любить это мгновение и тех, кто любят вас. Счастье уже в том, что вы чувствуете силу любви. Просто прекратите усложнять себе жизнь и наслаждайтесь ею. Поверьте, счастливые люди с яркой улыбкой имеют больше шансов, чтобы понравиться кому-то, нежели жалкая гримаса и гордое молчание.

И самое последнее правило, которое заключается из трех «умейте»: благодарить, прощать и мечтать. В благодарности есть доброта, в прощении великая сила, а в мечтах — цель, которая будет достигнута вами!

И, в конце концов, умейте просто жить, ведь в этом и заключается счастье.

Начните знакомство с этой темой (в чём смысл жизни?) со статьи на нашем сайте “Доклад Всемирного Банка о России или четыре ступени к долгой жизни”.

И Вы поймёте главное: смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить - счастливо.

А вот как он этого добьётся и что будет понимать под счастьем в разные периоды своей жизни - это уже второй вопрос.

Если же само слово “счастье” стоит у Вас где-то на десятом плане и не воспринимается как серьёзное, то Вам до приближения к пониманию “в чём смысл жизни” ой как далеко...

Смысл жизни человека традиционно искали деятели всех религий и философы. В двадцатом веке эту тему пере­дали психологии. На том основании, что “диссертант не справился со своей темой” ...

Философы и деятели религий увлеклись каждый своими делами, считая их более важными, чем поиск смысла жизни человека.

Одни посчитали, что и так уже всё знают. Вторые посчитали, что сам вопрос “в чём смысл жизни человека?” глуп и что есть вопросы позабористее и поинтереснее...

В последние сто лет этим вопросом занимается психология, и, если посмотреть на процесс глазами заинтересо­ванного наблюдателя, то можно увидеть: психология добилась на этом поприще многих успехов.

Конечно, начала психология думать над смыслом жизни не с чистой страницы...

Психологии (как Вы помните) достались уже какие-то материалы, наработанные предыдущими “диссертантами”, философией и религией.

И за это им нужно сказать спасибо. Мы отнюдь не умаляем их заслуг в нелёгком деле попыток ответить на вопрос “В чём смысл жизни человека?”

именно гуманистическая или экзистенциально-гуманистическая психология впервые дала чёткий ответ: смысл жизни в счастье.

Осталось только научиться быть счастливым и не путать “счастье” с второсортными товарами “массового спроса”...

А вот об этом и написаны десятки статей на нашем сайте.

Приглашаем к путешествию!

В статье “Притча о костюме” Вы прочитаете что делает с человеком приросшая к нему намертво социальная мас­ка или, если по Юнгу, - Персона.

Вы ещё раз прочитаете старую истину психологии от том, что отстоять своё право быть собой с самого начала - это и трудно, и страшно.

Но ещё труднее и страшнее - всю жизнь прожить не так, как тебе хотелось. И понять, как ты «лоханулся», толь­ко лёжа на своём смертном одре.

Читая статью с говорящим названием “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла...)” Вы узнаете много муд­рых мыслей этого великого человека.

Смысл - это всегда то, что мы должны делать В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Смысл жизни - это всегда ПРЕДЛОЖЕНИЕ и одновременно ТРЕБОВАНИЕ настоящего момента.

«Смысл нельзя навязать, одолжить или вручить. Никто не может диктовать другому, в чём тот должен видеть свой смысл. Ни начальник - подчинённому, ни родитель - ребёнку, ни врач - пациенту. Смысл нельзя ни дать, ни предписать - его нужно найти, обнаружить, РАСПОЗНАТЬ»

В общем, читайте статью “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла...)” полностью.

Читая статью “Через пустыню во мраке” Вы узнаете, что думал о смысле жизни великий и загадочный человек - известный учёный, профессор медицины, военный хирург и вместе с этим - монашествующий архиепископ В.Ф. Войно-Ясинецкий (Архиепископ Лука).

Он в своей книге «О духе, душе и теле» развивает павловскую науку в весьма необычном ключе, делая выводы, которыми могут гордиться вместе взятые философия и психология.

В статье “Жизнь как чудо” (моей любимой статье о смысле жизни!) Вы прочитаете о том, что такое “перспектива” и что такое “ретроспектива” с точки зрения психологии и как одно мешает, а другое способствует нашему сча­стью.

В статье “Кони бегают по кругу...” Вы прочитаете о жестоком эксперименте Фабра - знатока и любителя живой природы и о том, как этот эксперимент наглядно показал важность дара свободы выбора, которым наделён чело­век.

Ну а в статье “Строители дорог” Вы прочитаете одну из моих самых любимых метафор о Строителях дорог и о Строителях Стен... и сделаете свой собственный вывод - в чём смысл ВАШЕЙ жизни...